» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Даурцев Владислав Владимирович, Студент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Классификация документов, применяемых в бухгалтнрском учёте
УДК
657
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Даурцев Владислав Владимирович
Кириллов Никита Александрович
Сибирский
институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ», г. Новосибирск
Аннотация. Ведение
документооборота на предприятии любого типа является неотъемлемой составляющей
качественного аудита и бухгалтерской отчётности. В данной работе автором
рассмотрена специфика классификации документов, применяемых в бухгалтерском
учете. Актуальность темы заключаете в том, что на данном этапе
экономико-правового развития России для каждого предприятия приобретает новое
значение эффективность ведения бухгалтерского учета, в котором базисом является
предоставление верно оформленной документации, что представляет явную
проблематику с учетом отсутствия единой законодательной базы относительно
классификации бухгалтерских документов.
Ключевые слова: бухгалтерский
учет, классификация, документооборот, первичная документация, формы учета.
Изложение
основного материла. Содержание
документирования, его место и функции в системе бухгалтерского учета в
российской учетно-экономической литературе отражаются на развитии теории учета,
эффективной организации бухгалтерской работы.
Документирование
является способ отображения объектов бухгалтерского учета (хозяйственных
средств, источников их образования и хозяйственных процессов) в бухгалтерских
документах (счетах, накладных, чеках, ордерах и т.д.) после или в момент
завершения операций с ними [1, c. 13]. Все требования к составлению и оформлению
документооборота бухгалтерии законодательно закреплены Положением о документах
и документообороте в бухгалтерском учете с разъяснением Минфина РФ от
11.09.2015 № ПЗ-13/2015 [2].
Организацию
процесса документирования необходимо основывать на общих принципах, соблюдение
которых обеспечит упорядоченность движения учетной информации, ее
согласованность и определенный уровень качества. Таким образом, первичный
документ должен нести в себе весь спектр необходимой системы организации и управления
учетной (бухгалтерской) информации по факту хозяйственной жизни, который в нем
фиксируется. При формировании информации в бухгалтерском регистре,
синергическое единство достигается путем выполнения правила верной
классификации документов, применяемых в бухгалтерском учете.
Безусловно,
индивидуальность процессов и хода деятельности каждого предприятия, не зависимо
от организационно-правовой формы и вида деятельности, предусматривает организацию
и ведение документации, документоведение, документооборот, в том числе в
электронном виде. Примером могут служить: договоры, протоколы, заявления, акты
и т.д.
По мнению
Терентьева Т.В. [5], классификация документов производится по следующим
наиболее выраженным признакам:
• по назначению:
• по ходу отражения хозяйственных
операций;
• по методу охвата данных операций;
• по числу учетных записей;
• непосредственному месту, где был
составлен документ.
К документам, которые относятся к группе по назначению, стоит, по мнению
автора, относить:
распорядительные (приказы, указы, распоряжения);
оправдательные (к ним можно зачислить накладные на принятый товар, акты,
подтверждающие движение материальных средств и т.п.);
справки различного характера, за оформление и правильность которых лично несет
ответственность сам бухгалтер;
комбинированные документы.
Именно комбинированные документы являются наиболее удобными в использовании,
буквально, в любом предприятии, так как данный тип документов позволяет им в
ходе составления и оформления приобретает необходимый характер любой из
предыдущих групп.
Относительно непосредственного места составления
документы могут носить внутренний и внешний характер. Соответственно,
внутренняя документация не выходит за пределы предприятия и составлена внутри
самого предприятия, внешняя составляется или же направляется в другие
предприятия.
Методология оформления бухгалтерской документации
также может быть разной. Здесь стоит учитывать выбор и специфику самого
предприятия. В последнее время, большинство предприятий, которые активно следят
за инновационными процессами, переходят на полностью электронный
документооборот, что значительно упрощает организацию и ведение бухгалтерской
документации (первичной, журналов и отчетности).
Наиболее обширной является группа документов,
сформированная по порядку формирования финансово-хозяйственных операций,
подгруппами которой являются первичные и сводные документы.
В
соответствии с девятой статьей ФЗ «О бухгалтерском учете» [3] каждая операция
хозяйственной деятельности подлежит обязательному четкому и законодательно
верно оформленному документированию. Первичная документация, следуя
разработанной классификацией Росстатом и Центральным банком РФ, группируется по
формам учета [4]. Среди них учет: кассовых и торговых операций, сотрудников,
рабочего времени, оплаты труда, продукции, итогов проведенной инвентаризации,
материалов, сельскохозяйственной продукции, основных средств, работ транспорта
и работ в капитальном строительстве. При этом указано, что если в перечне
отсутствуют формы первичных документов, то они должны присутствовать в
утвердивших их документах.
На основании
составленных по формам первичных документов формируются сводные – с их помощью
предприятие может предоставить наиболее ясную картину операций в бухгалтерии
как для партнеров извне, так и для эффективности качественного учета внутри предприятия.
Выводы. В эпоху информатизации и глобализации
экономики ведение правильно оформленной и сформированной документации, которую
используют в бухгалтерском учете, приобретает новое значение. Отсутствие на
предприятии четко сформированного понятия о классификации документов приводит,
отчасти, к необратимым процессам потери конкурентоспособности на рынке в виду
ненадлежащего учета. Возрастают требование к качеству и достоверности
информации, которую предоставляет бухгалтерская отчетность, как внутри
предприятия с целью эффективного контроля расходов и доходов, так и извне – для
составления полноценной картины предприятиями-партнерами или инвесторами
платежеспособности, а также уровня учета на данном предприятии.
Список литературы:
- Бородина В.В. Документирование в бухгалтерском учете. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008. - 156 с.
- Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29-07-83 №105) (2017). Актуально в 2017 году. ¬ [Электронный ресурс]: Закон прост. ¬ Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/2433 (Дата обращения:12.09.2017)
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О бухгалтерском учете". ¬ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. ¬ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/b24121ba7152f33673608559f2ca844ef5b6a74c/ (Дата обращения:12.09.2017)
- Формы первичных учетных документов. ¬ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. ¬ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/ (Дата обращения:13.09.2017)
- Терентьева Т.В. Теория бухгалтерского учета. [Электронный ресурс]: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. ¬ Режим доступа: https://abc.vvsu.ru/books/l_tbu_kl/page0010.asp#xex33 (Дата обращения:12.09.2017)
Комментарии: