» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (82) 2024

Автор: Шайдукова Лиана Димовна, кандидат социологических наук, доцент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Социальная адаптация осиротевших детей

Статья просмотрена: 70 раз
Дата публикации: 11.01.2024

УДК 376.64

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСИРОТЕВШИХ ДЕТЕЙ

Землиханова Екатерина Олеговна

магистрант 3 курса социально-гуманитарного факультета

Шайдукова Лиана Димовна

Кандидат социологических наук, доцент

Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университета науки и технологий», г. Бирск

Аннотация. В статье дается обоснование важности процесса социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены особенности воспитания осиротевших детей в учреждениях интернатного типа. Авторами обобщен опыт работы интернатных учреждений как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социальная адаптация, интернатные учреждения.

 

Дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые выпускаются из интернатных учреждений являются особой социальной группой, которая сталкивается с различными трудностями во взрослой самостоятельной жизни.

Особые трудности возникают у осиротевших детей в связи социализацией и интеграцией к будущую общественную жизнь. Такие молодые люди не способы быстро и безболезненно адаптироваться в общество [2, c.51-55].

            Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затруднена из-за отсутствия нормального взаимодействия со знакомыми взрослыми. На ранних стадиях развития детей стимулируют развиваться и познавать мир посредством эмоционального взаимодействия со взрослыми. Поэтому семья является самым важным фактором для роста детей. Дети-сироты лишены возможностей активной социальной адаптации, поскольку у них нет возможности расти в семье [3, с.49-54].

В России многие сироты воспитываются в учреждениях интернатного типа. У этих детей нарушены навыки подражания, идентификации и рефлексии, которые являются основными механизмами социализации. Для решения этих проблем необходимо, чтобы процесс адаптации сирот проходил в развивающейся социальной среде, которая должна способствовать участию детей в развивающимся обществе, чтобы лучше реализовывать себя и свой потенциал. Психическая адаптация необходима для достижения социальной адаптации, поэтому при работе с сиротами важно уделять внимание не только социальной адаптации, но и психической. Если в детском доме нет комфортной психологической обстановки, то у ребенка будет сильная тревожность, и о гармоничном формировании личности говорить не приходится.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот в домах-интернатах необходим комплексный подход к этому вопросу, т.к. успешная социальная адаптация позволит в будущем социализироваться выпускникам во взрослой жизни. Примером эффективного функционирования учреждений такого типа является Государственное специальное образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии "Благодать № 41" в Санкт-Петербурге. Здесь, чтобы создать домашнюю атмосферу, весь дом должен бытьелостным жилым пространством". Учреждение обеспечивает образование для сирот и укрепляет их психическое и физическое здоровье. Жизнь детей в детских домах отличается от жизни в детских учреждениях, таких как школы и лагеря. Также все дети посещают дома сотрудников детского дома в выходные и праздничные дни. Именно поэтому дети имеют возможность расширить свои контакты сообществом и увидеть примеры обычных семейных отношений. В семейной обстановке дети могут выработать новый стиль поведения, отличный от коллективного общения со сверстниками. Детский дом также сотрудничает с иностранными семьями в Швеции и Финляндии, где дети могут общаться со сверстниками и семьями из этих стран, а также посещать их в поездках. Все это оказывает положительное влияние на адаптацию детей-сирот в обществе [1, c.247-249].

Однако проблема по-прежнему остается острой, поскольку не во всех детских домах и интернатах созданы такие условия. Неутешительная статистика прокуратуры показывает, что 40% выпускников детских домов становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством, а остальные 10% относительно нормальны и лишь справляются с трудностями самостоятельной жизни [4, c.156]. Чтобы решить эти проблемы, необходимо пересмотреть систему страны, в которой несовершеннолетние содержатся в домах-интернатах и детских домах.

            Детские дома должны давать сиротам психологическое ощущение безопасности и покоя, а также обучать их навыкам, которые позволят им в будущем строить свою собственную семейную жизнь. Важно, чтобы дети, попавшие в детский дом, посещали обычные учреждения, как обычные дети, и возвращаясь в детский дом чувствовали, что вернулись в свою семью. Еще одним важным моментом в управлении детским домом является персонал. Во-первых, во многих детских домах нет специалистов, имеющих квалификацию по социальной работе, что негативно сказывается на воспитании и социальной адаптации детей-сирот.

На проблему социальной адаптации сирот негативно влияют межотраслевые противоречия в том, как они взаимодействуют с детьми. Этими вопросами частично занимается Министерство здравоохранения и социальной политики (детские дома и учреждения социальной защиты) и частично Министерство образования и науки (детские дома и школы-интернаты). Дети-сироты сталкиваются с проблемами социальной адаптации в течение всей своей жизни. Для их решения необходим комплексный подход со стороны государства и общества, в вопросах, касающихся воспитания, обучения и трудоустройства таких детей.



Список литературы:

  1. Баширова С. А. Социальные проблемы воспитания детей-сирот в условиях современного общества // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - №4.– C. 247-249.
  2. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019 - № 4.– С.51-55.
  3. Леонтьева М. С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013 -№ 3-2.–С.49-54.
  4. Потепалов Д. В. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021 - № 2-3.– С. 156


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: