» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (82) 2024

Автор: Шайдукова Лиана Димовна, кандидат социологических наук, доцент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы

Статья просмотрена: 71 раз
Дата публикации: 11.01.2024

УДК 376.64

ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Землиханова Екатерина Олеговна

магистрант 3 курса социально-гуманитарного факультета,

Шайдукова Лиана Димовна

Кандидат социологических наук, доцент

Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университета науки и технологий», г. Бирск

Аннотация. Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых социально уязвимых группы населения. В связи с этим государство берет на себя полную ответственность о заботе над такими детьми. Это проявляется в том, что предусмотрены различные меры поддержки и помощи данной категории детей. В статье подробно изучены такие меры поддержки, предоставляемые государственными органами детям, оставшимся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, социальная поддержка, социальная помощь, социальная работа.

 

В свете социально-экономических преобразований в нашей стране особенно остро встает проблема сохранения института семьи. Это определяет социальную роль института семьи – воспроизведение населения страны.

Однако, практика показывает, что достаточно часто подрастающее поколение остается без опеки родителей по совершенно разным причинам.

По мнению Носовой К.В. дети, оставшиеся без попечения родителей – это несовершеннолетние, которые не получают родительской опеки из-за их отказа или же по причине неудовлетворительных условий жизни. Также к этой категории, по мнению Носовой К.В. можно отнести детей, чьи родители числятся как без вести пропавшие, недееспособные, или же признанные мертвыми по решению суда, но доказательства этому нет [1, c. 115].

Ребенком без попечения родителей могут стать любые дети, которые не получают родительской любви и не находятся в семьях. Таких детей сразу отправляют в специализированные интернаты, где им выдается питание, одежда, а также проводится обучение, иногда даже в общих школах для скорейшей социализации. На наш взгляд, зачастую такие дети не имеют доступа к большинству материальных благ, доступных детям из полных семей, хотя это и должно обеспечиваться государством. Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении.

Как уже было отмечено, обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами Российской Федерации, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решается с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Ребенка до 3 лет обычно помещают в дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие государственные учебные или лечебные учреждения [2, с. 26].

Несовершеннолетние, которые были признаны утратившими опеку родителей, полностью защищаются государством и его органами. Ведь поскольку ребенок не может быть защищен родителями, на себя эту функцию берет государство, даже если был назначен опекун или патронатная семья.

Помощь от государства заключается в предоставлении пенсии по потере кормильца, которая назначается, только если родители умерли или же были признаны таковыми в суде. Она выплачивается до того, как ребенок станет совершеннолетним или завершит обучение. Государством также выделяется помощь и пособия на покупку канцелярии, учебников и подготовку к школе. Бесплатными будут питание в столовой и путевки в лагеря, но во втором случае нужно будет оплатить дорогу. Если же студент получает стипендию, то ее сумма повышается на половину, а также раз в год платятся так называемые «подъемные» в троекратном размере стипендии [2, с. 28].

Помощь в социальной сфере заключается в обеспечении права ребенка на образование, жилье, работу и медицинские услуги. При этом, если была оформлена семейная опека над ребенком без родителей, то опекунам предоставляются разовые и ежемесячные пособия, а также натуральные льготы. При этом, со стороны органов опеки и попечительства постоянно ведется контроль за ненадлежащим расходованием целевых средств [3, с. 60].

Дети, оставшиеся без опеки родителей, претендуют на пособия, и даже государственное жилье. Но при этом важно доказать основания признания невыполнения родителями обязанностей, тогда все будет официально и ребенок будет под защитой государства. В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации проводится целенаправленная и планомерная работа по реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепляющих их права, выделяются из бюджетов необходимые средства на содержание этой категории детей в государственных учреждениях.



Список литературы:

  1. Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // Молодой ученый. – 2019. – №31. – С. 115-118.
  2. Бозиев Т.О., Криовшеева М.А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований. – 2015. –№ 3. – С. 26-39.
  3. Жарова О.Н. Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Актуальные проблемы права. – 2017. – С.60-62.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: