» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Андреев Иван Анатольевич, Артист хора
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности становления и развития культуры национального вокального приёма «йодль»

Статья просмотрена: 1720 раз

УДК 78.03

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО ПРИЁМА «ЙОДЛЬ»

Андреев Иван Анатольевич

Артист хора

ТОГБУК Государственный Академический ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка», г. Тамбов.

 

Аннотация. Статья посвящена эволюции жанра йодль пения, его интерпретации в музыкальном фольклоре. Вокальный приём йодль рассматривается в методических пособиях отечественных и зарубежных авторов занимающихся проблематикой обучения вокальному искусству. Особое распространение вокальный приём получил в исполнительской практике вокалистов исполняющих произведения в эстрадно-джазовой манере. В исследовании представлены упражнения, использующиеся в педагогической практике обучения вокальному приёму йодль в системе высшего музыкального образования.

Ключевые слова: эстрадно-джазовое пение, йодль, тирольское пение, национальный вокальный приём, эстрадно-джазовое вокальное искусство.

 

Немецкая музыкальная и вокальная культура прошла большой путь становления, особое место в ней отводится народному песенному творчеству, героическим, эпическим, обрядовым, трудовым, лирическим песням. Специфика немецкой народной песни, в том, что она имеет множество различных диалектов употребляющихся в фольклоре соседних народов. Каждый из регионов употреблял те или иные способы звукоизвлечения, а также способы интонирования. Ярким примеров в музыкальной культуре Германии, Баварии, Австрии, Швейцарии представлено знаменитое тирольское пение «йодль», которое в настоящий момент используется в качестве вокального приёма, а также способа украшения в педагогическом и концертном репертуаре студентов и исполнителей эстрадно-джазового пения.

Историческая культура происхождения йодль пения относится к средним векам, где йодль применялся в бытовой форме, в виде перекличек использующихся пастухами для сбора стадо, которое именовалось как (стадо-призвание). Этническая культура йодль пения была изначально средством общения, которая использовалась не только в Альпах (Швейцарии, Южной Германии, Австрии, Северной Италии), каждый регион мира употреблял те или иные способы общения (акустические крики, звонки), для преодоления больших расстояний.

Вокальный приём йодль употреблялся в исполнительской практике XIX-XX вв. и был характерен для вокальной культуры альпийских регионов (Австрии, Швейцарии, Южной Баварии). Первоначально йодль обозначал ликование или громкое радостное пение, в немецком фольклоре, данную технику исполнения связывали с магическим понятием «отталкивание демонов», тем самым используя крик «Almschrei», на диалекте «Almschroa» и «Juchzer» радостные возгласы.

Широкое распространение йодль получил в альпийских народных песнях, где оригинальные йодли исполнялись в основном только солистами. Большинство национальных песен использовало многоголосие, которое звучало в основном в начале произведения и в конце, также многоголосие встречалось в вокальной культуре Швейцарии XIX века, где йодль мотивы применялись в качестве песнопений в процессе богослужения в храмах.

В исполнительской практике существовали и инструментальные йодли, исполнявшиеся на национальных музыкальных инструментах, небольшим составом, обычно квартетами или квинтетами.

В настоящее время «Швейцарской ассоциацией йодля» Eidgenössischer Jodlerverband») происходит популяризация и сохранение традиций йодль пения, проводятся фестивали, посвящённые данному жанру исполнения, в которых принимают участия, вокальные и инструментальные коллективы, представляющие старинные тирольские произведения.

Множество национальных вокальных приёмов, которые встречались в народных бытовых песнях, перешли в исполнительскую практику современных эстрадно-джазовых вокалистов. В педагогической практике обучения студентов эстрадно-джазовому пению в высших учебных заведениях используются методические разработки отечественных и зарубежных авторов, которые также дают трактовки вокального приёма йодль.

Например, З. Гарина в своём пособии «Полный курс эстрадного мастерства», рассматривает «йодль» как приём, который больше известен как «тирольское пение», заключающийся в резком переходе с пения «на опоре» в фальцетный режим [2, с. 45].

Е.В. Бельская подчёркивает что йодельн «резкий переход с обычного опёртого звучания на фальцет или фистулу» [1, с. 132]

В некоторых зарубежных изданиях посвящённых проблематике эстрадно-джазового вокального исполнительства, в частности в статье Тимати Вайса, «йодль» трактуется как вокальный эффект [5].

Джереми Фишер, Гиллиан Кейс в пособии «Голос» пишут, что «йодль» или (флип) «особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков» [4, с. 188].

Можно также отметить, что йодль относится к жанру народных песен у альпийских горцев, его называют песней с рефреном – вокализом.

Техника исполнения йодля основана на резком переходе с грудного резонатора на фальцет, мгновенно изменяющем работу гортани. При воспроизведении йодля употребляются короткие словосочетания, которые исполняются в широких интервалах – кварты, сексты, септимы, децимы. Словосочетания или слоги практически всегда исполняются non legato, однако в швейцарской национальной вокальной традиции в данных словосочетаниях употребляется штрих legato. В вокальной практике также используется понятие «обратный йодль», в котором вокальная техника исполняется наоборот: переход с фальцета в грудной резонатор.

Процесс исполнения вокального приёма йодль связан с тем, что дыхательный поток проходит через вибрирующие голосовые связки в фальцетном режиме, при этом мышцы голосовых складок начинают напрягаться, и мешают воздушному потоку свободно выходить. В обучении студентов вокальному приёму йодль, используется два основных момента, интерпретации данного приёма. Первоначально студент-вокалист должен отдельно проработать извлечение звука в грудном резонаторе, после чего приступить к фальцету, тренаж происходит за счёт отдельного исполнения каждого из режимов. При исполнении низких нот в грудном резонаторе используется самый низкий грудной звук, который пропевается на гласную «ё», нужно отметить тот факт, что извлечение звука должно происходить ровно без вибрато. Рис 1.

C:\Users\Иван Андреев\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Безымянный.png

Рис. 1.Упражнение в грудном резонаторе на гласную «ё»

Процесс звукоизвлечения высоких нот, происходит в фальцетном режиме за счёт присоединения гласной «у», данный способ используется также в произведениях, упражнениях, этюдах. Рис 2.

C:\Users\Иван Андреев\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Безымянный1111.png

Рис. 2. Упражнение в фальцетном режиме на гласную «у»

Основой каждого йодля является импровизация, которая базируется на простой мажорной гамме, где все низкие ноты исполняются грудным резонатором, а верхние фальцетом, звук между грудным резонатором и фальцетом является связующим, часто в произведениях употребляется гласная «и», исполняющаяся в нюансе р. Рис. 3.

C:\Users\Иван Андреев\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Безымянный.png

Рис. 3. Импровизация «йодль»

При соединении грудного голоса и фальцета, путём быстрого перехода получается вокальный приём йодль. В современном репертуаре данный приём может употребляться как украшение в окончании произведения.

Среди самых известных исполнителей тирольских песен можно выделить немецкую оперную певицу Генриетту Гертруду Вальпургис Зонтаг и шведскую оперную певицу Йенни Линд. Позднее были записаны йодль песни австрийского композитора Карла Миллёкера. Композиции, основанные на этом приёме, можно проследить в творчестве американской певицы Эрнестины Шуман-Хайнк, баварского исполнителя короля йодля Францля Ланга, швейцарской исполнительницы Нади Рэсс, и многих других.

Широкое развитие исполнительской практики эстрадно-джазового пения, появление новых направлений в музыкальном искусстве потребовало особых преобразований в педагогике вокала, анализ литературных и методических источников по вокальной педагогике свидетельствует, что йодль является одним из самых популярных вокальных приёмов, использующихся как средство художественной выразительности, декорирования и эмоционально-образной окраски певческого звукообразования. Не смотря на то, что национальный вокальный приём «йодль» применяющийся в современном репертуаре эстрадно-джазовых вокалистов является популярным, многие пособия используют только теоретическую часть. В связи с этим данные особенности послужили основой для разработки и внедрения в образовательный процесс соответствующих методических и дидактических программ, связанных с обучением национальным вокальным приёмам, техническим и исполнительским навыкам вокалистов на различных этапах обучения в системе высшего музыкального образования.

 



Список литературы:

  1. Бельская Е.В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации / Е.В. Бельская. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 160 с.
  2. Гарина З. Полный курс эстрадного мастерства/ З. Гарина. – М.: АСТ, 2015. – 123 с.
  3. Коробка В.И. Вокал в популярной музыке: Метод. пособие/ В.И. Коробка. – М.: Студия Рекорд. – 1989. – 46 с.
  4. Фишер Дж., Кейс Г. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и совершенствования вокальных навыков / Джереми Фишер, Гиллиан Кейс; пер. с англ. Д. Халиковой. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2017. – 192 с.
  5. Wise Timothy Yodel Species: A Typology of Falsetto Effects in Popular Music Vocal Styles //Radical Musicology.- 2007.-Volume 2: [Электронный ресурс]. URL: http://www.radical-musicology.org.uk/2007/Wise.htm (дата обращения 1.11.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: