» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Андреев Иван Анатольевич, Артист хора
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности становления и развития культуры национального вокального приёма «йодль»
УДК 78.03
ОСОБЕННОСТИ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО ПРИЁМА «ЙОДЛЬ»
Андреев Иван
Анатольевич
Артист хора
ТОГБУК Государственный Академический ансамбль песни и
танца Тамбовской области «Ивушка», г. Тамбов.
Аннотация. Статья посвящена эволюции жанра йодль пения, его интерпретации
в музыкальном фольклоре. Вокальный приём йодль рассматривается в методических пособиях отечественных и
зарубежных авторов занимающихся проблематикой обучения вокальному искусству. Особое
распространение вокальный приём получил в исполнительской практике вокалистов
исполняющих произведения в эстрадно-джазовой манере. В исследовании
представлены упражнения, использующиеся в педагогической практике обучения
вокальному приёму йодль в системе высшего музыкального образования.
Ключевые слова: эстрадно-джазовое пение, йодль, тирольское пение,
национальный вокальный приём, эстрадно-джазовое вокальное искусство.
Немецкая музыкальная и вокальная культура прошла
большой путь становления, особое место в ней отводится народному песенному
творчеству, героическим, эпическим, обрядовым, трудовым, лирическим песням.
Специфика немецкой народной песни, в том, что она имеет множество различных
диалектов употребляющихся в фольклоре соседних народов. Каждый из регионов
употреблял те или иные способы звукоизвлечения, а также способы интонирования.
Ярким примеров в музыкальной культуре Германии, Баварии, Австрии, Швейцарии представлено
знаменитое тирольское пение «йодль», которое в настоящий момент используется в
качестве вокального приёма, а также способа украшения в педагогическом и
концертном репертуаре студентов и исполнителей эстрадно-джазового пения.
Историческая
культура происхождения йодль пения относится к средним векам, где йодль
применялся в бытовой форме, в виде перекличек использующихся пастухами для
сбора стадо, которое именовалось как (стадо-призвание). Этническая культура йодль пения была
изначально средством общения, которая использовалась не только в Альпах
(Швейцарии, Южной Германии, Австрии, Северной Италии), каждый регион мира
употреблял те или иные способы общения (акустические крики, звонки), для
преодоления больших расстояний.
Вокальный приём йодль употреблялся в исполнительской
практике XIX-XX вв. и был
характерен для вокальной культуры альпийских регионов (Австрии, Швейцарии,
Южной Баварии). Первоначально йодль обозначал ликование или громкое радостное
пение, в немецком фольклоре, данную технику исполнения связывали с магическим
понятием «отталкивание демонов», тем
самым используя крик «Almschrei», на диалекте «Almschroa» и «Juchzer» радостные возгласы.
Широкое
распространение йодль получил в альпийских народных песнях, где оригинальные
йодли исполнялись в основном только солистами. Большинство национальных песен использовало
многоголосие, которое звучало в основном в начале произведения и в конце, также
многоголосие встречалось в вокальной культуре Швейцарии XIX века, где йодль мотивы применялись в
качестве песнопений в процессе богослужения в храмах.
В
исполнительской практике существовали и инструментальные йодли, исполнявшиеся на
национальных музыкальных инструментах, небольшим составом, обычно квартетами
или квинтетами.
В
настоящее время «Швейцарской ассоциацией йодля» («Eidgenössischer
Jodlerverband») происходит популяризация и сохранение традиций йодль
пения, проводятся фестивали, посвящённые данному жанру исполнения, в которых
принимают участия, вокальные и инструментальные коллективы, представляющие
старинные тирольские произведения.
Множество национальных вокальных приёмов, которые встречались
в народных бытовых песнях, перешли в исполнительскую практику современных
эстрадно-джазовых вокалистов. В педагогической практике обучения студентов
эстрадно-джазовому пению в высших учебных заведениях используются методические разработки
отечественных и зарубежных авторов, которые также дают трактовки вокального
приёма йодль.
Например, З. Гарина в своём пособии «Полный курс
эстрадного мастерства», рассматривает «йодль» как приём, который больше
известен как «тирольское пение», заключающийся в резком переходе с пения «на
опоре» в фальцетный режим [2, с. 45].
Е.В. Бельская подчёркивает что йодельн «резкий переход с обычного опёртого звучания на фальцет или
фистулу» [1, с. 132]
В некоторых зарубежных изданиях посвящённых
проблематике эстрадно-джазового вокального исполнительства, в частности в
статье Тимати Вайса, «йодль» трактуется как вокальный эффект [5].
Джереми Фишер, Гиллиан Кейс в пособии «Голос» пишут,
что «йодль» или (флип) «особая манера
пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то
есть с чередованием грудных и фальцетных звуков» [4, с. 188].
Можно также отметить, что йодль относится к жанру
народных песен у альпийских горцев, его называют песней с рефреном – вокализом.
Техника исполнения йодля основана на резком переходе с
грудного резонатора на фальцет, мгновенно изменяющем работу гортани. При
воспроизведении йодля употребляются короткие словосочетания, которые
исполняются в широких интервалах – кварты, сексты, септимы, децимы.
Словосочетания или слоги практически всегда исполняются non legato, однако в швейцарской национальной вокальной
традиции в данных словосочетаниях употребляется штрих legato. В вокальной практике также используется понятие «обратный
йодль», в котором вокальная техника исполняется наоборот: переход с фальцета в
грудной резонатор.
Процесс исполнения вокального приёма йодль связан
с тем, что дыхательный поток проходит через вибрирующие голосовые связки в
фальцетном режиме, при этом мышцы голосовых складок начинают напрягаться, и
мешают воздушному потоку свободно выходить. В обучении студентов вокальному
приёму йодль, используется два основных момента, интерпретации данного приёма.
Первоначально студент-вокалист должен отдельно проработать извлечение звука в
грудном резонаторе, после чего приступить к фальцету, тренаж происходит за счёт
отдельного исполнения каждого из режимов. При исполнении низких нот в грудном
резонаторе используется самый низкий грудной звук, который пропевается на
гласную «ё», нужно отметить тот факт, что извлечение звука должно происходить
ровно без вибрато. Рис 1.
Рис. 1.Упражнение в грудном резонаторе на гласную
«ё»
Процесс звукоизвлечения высоких нот, происходит в фальцетном
режиме за счёт присоединения гласной «у», данный способ используется также в
произведениях, упражнениях, этюдах. Рис 2.
Рис. 2. Упражнение в фальцетном режиме на гласную
«у»
Основой каждого йодля является импровизация,
которая базируется на простой мажорной гамме, где все низкие ноты исполняются
грудным резонатором, а верхние фальцетом, звук между грудным резонатором и
фальцетом является связующим, часто в произведениях употребляется гласная «и»,
исполняющаяся в нюансе р. Рис. 3.
Рис. 3. Импровизация «йодль»
При соединении грудного голоса и фальцета, путём
быстрого перехода получается вокальный приём йодль. В современном репертуаре
данный приём может употребляться как украшение в окончании произведения.
Среди самых известных исполнителей
тирольских песен можно выделить немецкую оперную певицу Генриетту Гертруду Вальпургис Зонтаг и шведскую
оперную певицу Йенни Линд. Позднее были записаны йодль песни австрийского
композитора Карла Миллёкера. Композиции, основанные на этом приёме, можно
проследить в творчестве американской певицы Эрнестины Шуман-Хайнк, баварского
исполнителя короля йодля Францля Ланга, швейцарской исполнительницы Нади Рэсс, и многих
других.
Широкое
развитие исполнительской практики эстрадно-джазового пения, появление новых
направлений в музыкальном искусстве потребовало особых преобразований в
педагогике вокала, анализ литературных и
методических источников по вокальной педагогике свидетельствует, что йодль
является одним из самых популярных вокальных приёмов, использующихся как
средство художественной выразительности, декорирования и эмоционально-образной
окраски певческого звукообразования. Не смотря на то, что
национальный вокальный приём «йодль» применяющийся в современном репертуаре
эстрадно-джазовых вокалистов является популярным, многие пособия используют
только теоретическую часть. В связи с этим данные особенности послужили основой для разработки и
внедрения в образовательный процесс соответствующих методических и
дидактических программ, связанных с обучением национальным вокальным приёмам,
техническим и исполнительским навыкам вокалистов на различных этапах обучения в
системе высшего музыкального образования.
Список литературы:
- Бельская Е.В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации / Е.В. Бельская. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 160 с.
- Гарина З. Полный курс эстрадного мастерства/ З. Гарина. – М.: АСТ, 2015. – 123 с.
- Коробка В.И. Вокал в популярной музыке: Метод. пособие/ В.И. Коробка. – М.: Студия Рекорд. – 1989. – 46 с.
- Фишер Дж., Кейс Г. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и совершенствования вокальных навыков / Джереми Фишер, Гиллиан Кейс; пер. с англ. Д. Халиковой. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2017. – 192 с.
- Wise Timothy Yodel Species: A Typology of Falsetto Effects in Popular Music Vocal Styles //Radical Musicology.- 2007.-Volume 2: [Электронный ресурс]. URL: http://www.radical-musicology.org.uk/2007/Wise.htm (дата обращения 1.11.2017).
Комментарии: