» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Сопина Елена Владимировна, студентка магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение информационных технологий на уроках биологии

Статья просмотрена: 1064 раз

УДК 372.857                                                           

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Сопина Елена Владимировна

Зубкова Евгения Николаевна
Студентка магистратуры, кафедра общей биологии и экологии
Курский государственный университет, г. Курск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается целесообразность применения информационных технологий в рамках школьного биологического образования. Также отражены основные типы компьютерных средств, которые можно использовать на уроках биологии.

 Ключевые слова: урок биологии, информационные технологии, компьютерные средства, визуализация.

 

По мнению великих педагогов, Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, одним из основных принципов дидактики является наглядность обучения, которая позволяет активно развивать у обучающихся мышление, речь, внимательность.  Психологические исследования говорят о том, что примерно 80 % школьников визуалы, это даёт преимущество визуальным средствам обучения на уроках [1].

Визуализация при использовании информационных технологий  в рамках школьного биологического образования – одно из важнейших средств повышения качества образовательного процесса, так как связано со своеобразием предмета, позволяет увидеть сложнейшие биологические процессы, происходящие в живых системах; всё это увеличивает заинтересованность школьников биологией, повышает уровень их знаний [3].

Информационная технология в глобальном смысле представляет собой совокупность методов получения, переработки, использования, хранения информации, которая осуществляется в процессе производственной и общественной деятельности людей. В свою очередь информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая применяет особые способы, технические и программные средства (кино, видео- и аудиотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Смысл информатизации образования сводится к созданию наилучших условий для неограниченного доступа к учебной, научной и культурной информации, как для обучающихся, так и для учителей [4].

В соответствии с классификацией педагогических технологий, информационные относятся к классу технологий, которые ориентированы на личностные структуры каждого отдельно взятого школьника, их целью  является формирование компетенций, которые позволят повысить уровень познавательного интереса у детей.

Понятия «информационная технология» и «компьютерная технология» - это не одно и то же. Компьютер может быть применен в информационных технологиях  как одно из возможных средств [5].

Рассмотрим основные способы и типы  компьютерных средств, которые можно использовать при обучении детей биологии в школе [2].

Одним из таких средств являются электронные энциклопедии. Они представляют собой  электронные страницы с текстами и графическими изображениями традиционного энциклопедического характера. Являются аналогами бумажных энциклопедических словарей, справочников, энциклопедий. Главные преимущества таких энциклопедий перед обычными бумажными формами: мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска по ключевым понятиям, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, несомненно, маленький физический объем.

Следующие компьютерное средство – это мультимедиа-презентации.  Они  могут включать в себя анимацию, видео- и аудиофрагменты, элементы интерактивности. Кроме того, презентации активно используются и для представления работ и проектов обучающихся.

Для создания презентаций используются такие программные средства, как Microsoft Power Point или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что в такой форме можно представить как часть урока (например, новый материал), так и весь  урок целиком со всеми его этапами. Обычно, презентации, сопутствуемые интересными картинками или анимацией, являются визуально более привлекательными, чем обычный текст, и они поддерживают нужный эмоциональный уровень, который дополняет представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения [4].

Программные системы контроля знаний. Создание электронных тестов и других типов контрольно-измерительных материалов. Ранее разработанный банк заданий позволяет оперативно проверять знания обучающихся по любой теме и при необходимости редактировать содержание контрольных работ. Главный недостаток – негибкая система ответов, которая не позволяет тестируемому проявить свои творческие способности [2].

На уроках биологии нельзя обойтись без проведения каких-либо экспериментов. Но по ряду причин (техническая база школы, время года, соображения безопасности и т.п.) не всегда можно провести опыты. В таком случае на помощь могут прийти системы виртуального эксперимента. Это программные комплексы, которые позволяют школьникам проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. В данных программах можно выделить недостаток – это естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой, в рамках своего виртуального эксперимента, выйти нельзя.

Когда обучающиеся уже усвоили теоретический материал, для их самоподготовки, а также для формирования и закрепления умений и навыков можно использовать программы-тренажеры [5].

Объединить в единый комплекс разные формы обучения могут электронные учебники и учебные курсы. Например, сначала ученикам предлагается просмотреть обучающий курс (например, в виде презентации), затем поставить виртуальный эксперимент на базе знаний, которые были получены при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Нередко на данном этапе школьнику также доступна электронная энциклопедия по изучаемому направлению, и в конце он должен ответить на несколько вопросов и постараться решить несколько задач (системы контроля знаний) [2].

     Довольно результативным способом обучения, реализация которого целесообразна с применением способов информационных технологий, является дидактическая игра. Такие  игры, которые проводятся с использованием средств информационно-коммуникативных технологий, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают вырабатывать и создавать у обучающихся  навыки контроля и самоконтроля. Другие, которые сконструированы на материале различной степени сложности, дают возможность реализовывать дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний [3].

Также, выполняя в процессе игры различные задания, дети развивают память, мышление, пространственное воображение.

Таким образом, применение информационных технологий на уроках биологии позволяет:

1)         кардинально изменить организацию процесса обучения детей, формируя у них системное мышление;

2)         рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса;

3)         использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к совершенно новым познавательным средствам;

4)         рассматривать процессы и явления в микро- и макромире, внутри сложных  биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

 5)        представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью;

6)         обеспечить  психологический рост личности, развитие навыков самообразования и самовоспитания;

7)         замечать и оказывать поддержку одаренным детям;

8)         развить креативность детей через создание образовательных информационных продуктов.

Информационные технологии обучения биологии дают возможность не только насытить обучающегося огромным количеством готовых, неоднократно отобранных, подобающим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности школьников. Материал, который предлагается ученикам в такой форме, запоминается гораздо лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.

Использование таких технологий на уроках биологии позволяет сделать более продуктивной деятельность не только ученика, но и учителя: повысить уровень его информационной компетентности и качество  процесса обучения, активизировать творческий потенциал учителя, выработать умение обнаруживать наиболее значимые (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

 



Список литературы:

  1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. - 2000. - №6.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. - 2004. - №3.
  3. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. -М.: Народное образование, 2010.
  4. Пригожих В.А. Компьютерные технологии в обучении биологии: рабочая программа дисциплины. – Красноярск: КрасГУ, 2002.
  5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: