» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Матвийчук Людмила Николаевна, к.э.н., доцент кафедры "Учет, анализ и аудит"
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ выполнения плана и динамика оборота розничной торговли на примере ооо потуданский кооператор

Статья просмотрена: 498 раз

УДК  338.984

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА И ДИНАМИКА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПОТУДАНСКИЙ КООПЕРАТОР»

Сазонова Асият Курбанмагомедовна

магистр 2 курса

Матвийчук Людмила Николаевна

кандидат экономических наук, доцент,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород

 

Аннотация. В статье раскрыта роль планирования товарооборота для розничного торгового предприятия и проведен анализ выполнения плана оборота розничной торговли на примере ООО «Потуданский кооператор». В ходе анализа выявлена динамика оборота розничной торговли, а так же предложены рекомендации для достижения более эффективной работы ООО «Потуданский кооператор».

Ключевые слова: планирование, выполнение плана розничного товарооборота, эффективность деятельности, оборот розничной торговли, динамика товарооборота.

 

Планирование является одним из важнейших процессов, от которого зависит эффективность дея­тельности предприятия. Планирование – это функция управ­ления, направленная на развитие предприятия, постановка целей для работы каж­дого структурного подразделения. На этапе планиро­вания ставятся задачи, определяются средства для их достижения и сроки выполнения каждой задачи, а также последовательность их реализации. Кроме этого, выявляются и анализируются факторы, негативно влияющие на развитие деятельности предприя­тия для их дальнейшей нейтрализации.  Таким образом, можно сказать, что планирование означает стремление заранее учиты­вать все внешние и внутренние фак­торы, которые обеспечивают подходящие условия для развития предприя­тия.

Планирование товарооборота является наиболее значимым звеном для нормального функционирования деятельности розничного торгового предприятия. Без подготовки плана товарооборота за каждый месяц невозможно исследовать динамику развития предприятия и судить об эффективности его деятельности. Грамотно составленный план товарооборота предприятия розничной торговли позволяет адекватно оценить, на какой стадии развития находится данное предприятие, и выстроить верную цепочку задач, направленных на улучшение и развитие деятельности предприятия [2].

 Проводя анализ выполнения плана розничного товарооборота необходимо учитывать не только годовые показатели, но и показатели за каждый отдельный квартал. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

В таблице 1  и 2 проведен анализ выполнения плана розничного товарооборота за каждый квартал 2015г, на примере ООО «Потуданский кооператор». Источником информации послужили данные бухгалтерской отчетности общества [3].

Таблица 1. Анализ выполнения плана оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» за 2015 год

Период

2015 год

Процент

выполнения плана, %

Плановый

объем оборота розничной торговли,тыс. руб.

Фактический объем оборота розничной торговли, тыс. руб.

I квартал

5200

5138

98,8

II квартал

6800

6738

99,1

III квартал

11500

13434

116,8

IV квартал

9700

9931

102,4

Год

33200

35241

106,1

 

Таблица 2. Анализ выполнения плана оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» за 2016 год

Период

2016 год

Процент

выполнения плана, %

Плановый

объем оборота розничной торговли, тыс. руб.

Фактический

объем оборота розничной торговли, тыс. руб.

I квартал

5100

5140

100,8

II квартал

6800

6892

101,4

III квартал

12000

14500

120,8

IV квартал

10000

10917

109,2

Год

33900

37449

110,5

Для наглядности, на основании таблиц 1 и 2 построена диаграмма, характеризующую динамику роста товарооборота за каждый отдельный квартал 2015-2016гг. (рис.1).

Рис.1 Динамика роста товарооборота ООО «Потуданский кооператор» за каждый отдельный квартал 2015-2016гг.

Таким образом, в ходе анализа выполнения плана оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» за 2015 год было выявлено  невыполнение плана  в 1 квартале на 1,2% и во 2 квартале  на 0,9%, что привело к потере оборота в 1 и 2 кварталах на 62 тыс.руб., но в целом это не сказалось на общем товарообороте, процент выполнения плана которого составил 6,1%. Анализ деятельности ООО «Потуданский кооператор» в 2016 году показал хорошие результаты, так как во всех кварталах и в целом за год был  выполнен план товарооборота.

В целом при анализе деятельности предприятия за 2015-2016гг. были выявлены основные причины недовыполнения плана в 1 и 2 кварталах 2015г. – это недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, а так же организации торговли.

Одним из важных этапов анализа оборота розничной торговли считается анализ его динамики, который необходим для оценки тенденций его развития в  том или ином анализируемом периоде. Динамику можно охарактеризовать темпами изменения оборота розничной торговли (цепными, базисными и среднегодовыми); за счёт характера их изменения оценивают положительные или отрицательные результаты экономической деятельности хозяйствующего субъекта, поэтому динамику следует оценивать первостепенно в сопоставимых ценах [1].

Анализ динамики оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор», таким же образом, как и изучение выполнения плана, подразумевает анализ показателей по кварталам. Этот анализ в значительной мере отличается от динамики  показателей за год, так как изменения, произошедшие в квартальных объемах оборота розничной торговли тех же товаров в рамках года, характеризуются, как правило, большей неравномерностью, а также значительно выраженными колебаниями.

Потребительская кооперация играет огромную роль в социально-экономической жизни страны. В то время, как социально-ориентированная система тесно связана с удовлетворением материальный и бытовых запросов сельских жителей.

Общий объём оборота розничной торговли кооперативных магазинов зависит от ряда факторов. К ним можно отнести следующее:

- типы населённых пунктов и месторасположение магазина;

- численность, состав и доходы обслуживаемого населения;

- площадь магазина и мощность оборудования;

- профиль и установленный ассортиментный перечень товаров и т.д.

При проведении оценки розничного товарооборота ООО «Потуданский кооператор» необходимо было определить, как он изменяется, в какой мере удовлетворяется спрос на товары, с помощью чего торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активным образом оказывает влияние на формирование потребностей, а также эстетических вкусов покупателей.

Одним из важных этапов при анализе оборота розничной торговли выступает анализ его динамики, который необходим  для оценки тенденций его развития в том или ином анализируемом периоде. Динамика характеризуется темпами изменения оборота розничной торговли (цепными, базисными и среднегодовыми); по характеру их изменения можно давать положительную или отрицательную оценку результатам деятельности хозяйствующего субъекта, именно поэтому динамику следует оценивать в первую очередь в сопоставимых ценах.

      В таблице 3 проведен  анализ динамики оборота розничной торговли предприятия ООО «Потуданский кооператор» за период с 2014 - 2016 гг. [3]. Для осуществления анализа динамики оборота розничной торговли торгового предприятия были рассчитаны цепные, базисные и среднегодовые темпы роста оборота в действующих и сопоставимых ценах (таблица 3).

В ходе анализа общего объема оборота розничной торговли предприятия за последние три года, было выявлено, что объем оборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах, увеличивался, что расценивается положительно.

Рост оборота розничной торговли за анализируемый период в действующих ценах от 30696 тыс. руб. в базовом году до 37449 тыс. руб. в отчетном году, а  анализируя объём реализации в ценах 2014 года, можно заметить рост товарооборота, а именно  в 2014 году от составил 30696 тыс. руб., в 2015 году -33059 тыс. руб., а в 2016 году-32986 тыс. руб.

Таблица 3. Динамика оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» за 2014-2016гг., тыс. руб.

Годы

Оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб.

Индекс цен

Оборот розничной торговли в ценах

 2014 года, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

базисные

цепные

2014

30696

1

 30696

 100

 100

 100

 100

 -

 -

2015

35241

1,066

 33059

 4545

 4545

 114,81

 114,81

 14,81

 14,81

2016

37449

1,065

 32986

 6753

 32904

 122,0

 823,96

 22,0

 723,96

 

Проанализируем динамику розничного товарооборота по кварталам за 2015-2016 года. Для этого произведём расчет удельного веса товарооборота и его отклонение по каждому кварталу. Данный анализ приведён в таблице 4:

Таблица 4. Анализ динамики оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» по кварталам 2015-2016 годов

Период

2015 год

2016 год

Отклонение

Темп роста, %

2016 г.

к 2015 г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

 (+;-)

%

I квартал

5138

14,6

5140

13,7

2

-0,9

100

II квартал

6738

19,1

6892

18,4

154

-0,7

102,3

III квартал

13434

38,1

14500

38,7

1066

0,6

107,9

IV квартал

9931

28,2

10917

29,2

986

1

109,9

Год

35241

100

37449

100

2208

-

106,3

В итоге анализируя динамику оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» за 2015-2016 года было выявлено, что самый низкий темп роста товарооборота достигнут в 1 квартале 2016 года - 100,0%, а самый высокий в 4 квартале 2016 года- 109,9%. Неритмичное развитие товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объёме товарооборота. Так, в 2016 году наблюдается снижение удельного веса оборотов первого квартала на 0,9% и второго квартала на 0,7% по сравнению с 2015 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборотов ниже, чем в целом за год, а именно в 2016 году- 106,3%. Доля оборота в третьем квартале увеличилась с 38,1% в 2015 году до 38,7% в 2016 году и в 4 квартале с 28,2% в 2015 году до 29,2% в 2016 году, где темп роста составил 107,9% и 109,9%.

Таким образом, данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что товарооборот ООО «Потуданский кооператор» по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично. Коэффициент ритмичности ООО «Потуданский кооператор» составил в исследуемом периоде 75%:

Кр 2016/2015 = или 0,75%;                                                                                (1)

При проведении анализа выполнения плана и динамики оборота розничной торговли ООО «Потуданский кооператор» было обнаружено следующее: недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли. Для решения данных проблем и достижения наиболее оптимального объема товарооборота необходимо проведение некоторых мероприятий. Во-первых, необходимо привлечение большего числа поставщиков продаваемой продукции. Это позволит увеличить ассортимент, улучшить качество поставок, а так же определить поставщика с наиболее низкими ценами. Во-вторых, своевременно проводить анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли, что позволит определить неэффективные участки работы предприятия и принять меры по устранению выявленных проблем.

 



Список литературы:

  1. Косолапова, М.В., Свободин, В.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 248 c.
  2. Кузнецов, С.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / В.В. Плотникова, Л.К. Плотникова, С.И. Кузнецов. - М.: Форум, 2012. - 464 c.
  3. ООО «Потуданский кооператор» Бухгалтерская (финансовая) отчетность: [Электронный ресурс]. URL: http://www. rusprofile.ru/accounting?ogrn=1033109209220 (дата обращения: 08.10.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: