» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (90) 2024

Автор: Долинная Анастасия Ивановна, педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Игры с массажным мячиком в реабилитации детей с детским церебральным параличом

Статья просмотрена: 410 раз
Дата публикации: 20.08.2024

ИГРЫ С МАССАЖНЫМ МЯЧИКОМ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Глазунова Елена Николаевна

педагог-психолог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» Белгородская область, посёлок городского типа Октябрьский

 

Аннотация: в статье представлены особенности использования массажного мячика в развитии детей с детским церебральным параличом

Ключевые слова: массажный мячик, развитие мелкой моторики, детский церебральный паралич (ДЦП), нарушение двигательной сферы,,коррекционно-развивающее занятие.

 

Еще В. А. Сухомлинский утверждал что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это объясняет, что уровень мышления и речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы.

Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Каждый палец человека связан с обширным участком коры больших полушарий мозга. Чем больше двигательная активность пальцев, кистей рук, тем лучше стимулируется деятельность головного мозга, деятельность центральной нервной системы и ускоряется развитие мышления и речи ребенка.

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей.

Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

С возрастом при правильном лечении, реабилитации и своевременно организованной коррекционной работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов развития детей. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Руки – это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи.

Кроме того, психологи утверждают, что систематические упражнения для пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы по развитию мелкой моторики. Существует множество интересных игр и упражнений для развития мелкой моторики, для того чтобы кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Эффективным средством для развития кистей рук дошкольника можно считать массажные мячики. Они улучшают кровоток, оказывая непосредственное влияние на нервные окончания, и активизирует кровообращение. Массажный мячик выступает как раз таким средством, которое ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кистей рук, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажные мячики хороши благодаря своему размеру. Они легко помещаются в ладони ребенка, приятны наощупь. Поэтому дети так любят с ними играть.

Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс  упражнений, необходимо познакомить их с названием частей ладони и пальцев. Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев. Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.

Упражнения с массажным мячиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого педагогом-психологом, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и подгрупповым. Проводить можно как офлайн, так и онлайн.

Регулярное выполнение упражнений с массажным мячиком с элементами игры позволяют ребенку развить не только познавательные процессы, но и ряд других личностных качеств, таких как самостоятельность, умение выполнять задание до конца, усидчивость, аккуратность, сообразительность.

Предлагаем вам индивидуальную коррекционно-развивающуюзразминку для ребенка 6 лет с ДЦП.

Коррекционно-развивающая разминка

Упражнение 1

Ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 5-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же. Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена, и мячик свободно лежит в ладошке.

Упражнение 2

Возьмите массажный мячик левой рукой и опустить его на ладонь правой руки. Выполнять упражнение с перекладыванием массажного мячика 5–10 раз, чередуя положение рук.

Упражнение 3

Исходное положение: массажный мячик находится между ладошек. Перекатить массажный мячик до кончиков пальцев одной руки вниз, затем другой руки вверх. Повторить данное упражнение 5-10 раз.

Упражнение 4

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе.

Упражнение 5

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать.

Упражнение 6

Руку положить на стол, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.

Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху.

Список литературы:

  1. Бардышева, Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» — М. 2001.
  2. Крупенчук О. Н. «Развиваем мелкую моторику» — СПБ. 2002. Нефедова О. Н. «Пальчиковая гимнастика» — М. 2002.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Лобанова, Т. И. Занятия с массажным мячиком / Т. И. Лобанова, Н. Ю. Лоншакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34046/ (дата обращения: 31.07.2024).
  5. Поддубова, Ю. И. Игры с массажными мячиками для детей старшего дошкольного возраста / Ю. И. Поддубова, А. С. Чуева, К. Н. Малахова, В. В. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105681/ (дата обращения: 31.07.2024)
  6. Особенности развития мелкой моторики детей с ДЦП: https://rusmedical-spb.ru/article-178/(дата обращения: 31.07.2024)
  7. Упражнения с массажным (колючим) мячиком: https://vk.com/wall-5608057_256895(дата обращения: 31.07.2024)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: