» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Матвийчук Людмила Николаевна, к.э.н., доцент кафедры "Учет, анализ и аудит"
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ деятельности торговых предприятий в Белгородской области

Статья просмотрена: 150 раз

УДК  338.984

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сазонова Асият Курбанмагомедовна

магистр 2 курса

Матвийчук Людмила Николаевна

кандидат экономических наук, доцент,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, гелгород

 

Аннотация. В статье раскрыто понятие потребительского рынка, выявлена динамика числа торговых предприятий в Белгородской области, а так же проведен анализ оборота розничной торговли Белгородской области за январь - август 2016-2017гг.

Ключевые слова: потребительский рынок, участник потребительского рынка, устойчивое равновесие потребительского рынка, малые и средние предприятия розничной торговли.

 

На сегодняшний день наиболее значимым показателем политической и экономической стабильности в обществе является потребительский рынок. За последние десять лет сфера торговли улучшила свои показатели развития. Устойчивое равновесное состояние потребительского рынка по качеству и количеству товаров на рынке, а так же их ценам, характеризуется показателем качества жизни населения. Основное влияние на развитие потребительского рынка оказывает производство и потребление товаров, работ и услуг, необходимых населению. В зависимости от конкретной территории и жителей, ее населяющих, свойства товаров и услуг, представляемых на потребительском рынке, могут заметно отличаться.

Потребительский рынок — это приобретение населением и отдельными домашними хозяйствами товаров и услуг для личного потребления [1]. Каждый участник потребительского рынка должен удовлетворить поставленную цель: производитель стремится покрыть свои издержки и получить прибыль, а потребитель — приобрести качественные товары и услуги по низкой цене. Для достижения                                                      устойчивого равновесного состояния потребительского рынка и разрешения данного противоречия необходимо государственное вмешательство со стороны органов власти. Для достижения развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен в Российской Федерации был принят Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» [2].

Благоприятная экономическая обстановка, которая сложилась за последние шесть лет на территории Белгородской области, способствовала достижению достаточно высоких показателей развития потребительского рынка [4]. Так, начиная с 2011 года, наблюдается рост числа торговых предприятий в Белгородской области, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Объем торговых предприятий Белгородской области с 2011 по 2016гг.

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число предприятий и организаций

Всего предприятий и организаций Белгородской области

32733

33461

33461

34799

36119

37326

Оптовая и розничная торговля

10676

11139

11172

11787

12285

12868

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами

903

938

934

951

980

1035

оптовая торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и
мотоциклами

7237

7661

7755

8230

8639

9143

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2536

2540

2483

2606

2666

2690

В процентах к итогу

Всего предприятий и организаций Белгородской области

100

100

100

100

100

100

Оптовая и розничная торговля

32,6

33,3

33,4

33,8

34,0

34,4

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами

2,8

2,8

2,8

2,7

2,7

2,7

оптовая торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и
мотоциклами

22,1

22,9

23,2

23,7

23,9

24,5

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

7,7

7,6

7,4

7,5

7,4

7,2

В настоящее время малые и средние предприятия розничной торговли стали существенным фактором регионального развития. Некоторые регионы не только преуспели в развитии данного направления, но уже накопили ощутимый опыт, выражающийся в сильной отдаче от этого сегмента экономики. Так, в Москве, например, торговые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города.

Развитие малых и средних предприятий розничной торговли способствует более эффективному развитию экономики Белгородской области. В Белгородской области был разработан комплекс мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства области. Так, Постановлением Правительства Белгородской области от 7 июля 2015г. №264-пп была утверждена стратегия развития торговли в Белгородской области на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года. Данная программа дает предпринимателям прочную юридическую и организационную основу, обеспечивают мотивацию граждан к созданию собственного дела, устраняют административные барьеры и давление на бизнес.

Проанализировав оборот розничной торговли области в январе-августе 2017 года, можно сказать в целом об эффективности реализации данной программы (таблица 2).

Таблица 2. Оборот розничной торговли Белгородской области в январе-августе 2017 года

 

Фактически, млн. руб.

за январь-август:

Темп роста, %

2017г.

2016 г.

Оборот розничной торговли - всего

202368,5

195047,1

103,8

Торгующие организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка

 

 

184290,9

 

 

169370,4

 

 

108,8

в т.ч.  крупные организации и субъекты среднего предпринимательства

 

73716,0

 

71163,9

 

103,6

Розничные рынки и ярмарки из оборота розничной торговли

18077,6

25676,7

70,4

Оборот пищевыми продуктами, включая напитки,  и табачными изделиями

 

76084,1

 

75447,8

 

100,8

Оборот непродовольственными товарами

126284,4

119599,3

105,6

Из данных, представленных в таблице видно, что в целом оборот розничной торговли в Белгородской области в 2017г. вырос на 3,8% по сравнению с 2016г. Особенно заметен рост непродовольственными товарами. Сократился лишь показатель товарооборота розничных рынков и ярмарок почти на 30%. Это связанно с наличием на территории области большого числа сельских населенных пунктов, которые не имеют собственных рынков и ярмарок, и являются труднодоступными. Развитию малого и среднего предпринимательства препятствует постоянный рост торговых сетей в области, в том числе объектов торговли направленных на реализацию специализированных товаров. В связи с этим в сельской местности необходимо поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в сфере розничной торговли, чем обеспечить повышение уровня доступности и разнообразия товаров в населенных пунктах труднодоступных и отдаленных от объектов торговых сетей. Мелкие сельхозпроизводители, которые находятся на территории области, испытывают постоянные затруднения в сбыте производимой ими продукции, особенно при реализации ее в розничной торговой сети. В связи с этим целесообразно проводить работу по активизации деятельности потребительской кооперации в сельских населенных пунктах. А также необходимо постоянно увеличивать количество ярмарочных мероприятий и создание дополнительных торговых мест нестационарной торговли для реализации произведенной продукции сельхозпроизводителями региона.

Таким образом, для достижения целей, предусмотренных программой развития экономического потенциала и формирования благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 - 2020 годы, необходимо обеспечить качественно новый образ потребительского рынка, который сможет удовлетворять потребности населения, живущего в сельской местности, обеспечит создание новых рабочих мест для жителей сельских поселений.

 



Список литературы:

  1. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л. И. Кравченко — Минск.: Новое знание.- 2009, 512 с.
  2. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. URL://www.base.garant.ru/10104219/ (дата обращения: 19.10.2017).
  3. Об утверждении стратегии развития торговли в Белгородской области на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года (с изменениями на: 23.05.2016)// Постановление правительства Белгородской области от 7 июля 2015г. №264-пп: [Электронный ресурс]. URL:http:/www.docs.cntd.ru/document/428624761 (дата обращения 20.10.2017).
  4. Социально-экономическое развитие Белгородской области. [Электронный ресурс].URL:http://www.derbo.ru/news/2017/09/21/soczialno-ekonomicheskoe-razvitie-belgorodskoj-oblasti-za-yanvar-avgust-2017-goda/ (дата обращения 22.10.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: