» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Гилина Мария Дмитриевна, преподаватель биологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании биологии

Статья просмотрена: 84 раз
Дата публикации: 14.10.2018

Федеральный государственный образовательный стандарт школьного биологического образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, биологического мышления, но и овладение элементарными методами научного познания, умение работать с различными источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Одним из путей решения этих проблем является обучение началам учебного и научного исследования. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения образовательных программ общего образования и достижения результатов ФГОС ООО.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога, формируя и развивая навыки самообразования(1)

Исследовательская деятельность может выступать как инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выбором будущей профессиональной области. Важность последнего критерия в настоящее время возрастает.

Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию (1). Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми.

Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальном и среднем звеньях обучения. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки.

С учетом возрастных особенностей обучающихся можно выделить два этапа формирования исследовательских навыков: 5 – 6 класс и 7 – 9 класс.

В 5 – 6 классах направлениями работы по формированию исследовательских навыков являются:

  • Привитие интереса к предмету.

  • Формирование познавательной мотивации.

  • Организация работы с различными источниками информации: текст учебника, тексты из дополнительной литературы о природе, карты, схемы, графики, таблицы, иллюстрации, учебные картины, видеоинформация, их анализ, характеристика, сопоставление, сравнение.

Важно обучить детей приемам рационального чтения, «маркированного», «сканированного» чтения. Составление плана текста развивает такие умения как выделение логических частей текста, определение главного.

Работа по планам, по памяткам (например, характеристика объекта) развивает умения и навыки работать по образцу или алгоритму. Выделение рациональных и нерациональных приемов чтения, составление хронологических, сравнительных обобщающих таблиц, схем, графиков развивают аналитические способности.

Систематическая работа с понятиями (выделение их в тексте, запоминание, понимание, объяснение, самостоятельная формулировка, сравнение, определение степени обобщения) формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности.

Творческие способности и навыки устной речи развиваются при описании явлений, событий, в том числе от первого лица.

Решение проблемных и познавательных задач способствуют развитию умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать выводы, формулировать собственную точку зрения, высказывать собственное мнение. А умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение перейти к умению выбрать альтернативу, на основе имеющейся информации, логически правильно расположить ее.

Младшие подростки учатся делать сообщения, в этом им необходима целенаправленная систематическая помощь: постановка вопросов учителем, развитие умения делать выписки, работать со справочной литературой.

Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученик учится наблюдать, при этом не только смотреть, но и видеть, описывать происходящее и увиденное, анализировать происходящие изменения, следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязи общего и частного, описывать явления и объекты.

Интерес к предмету формируется через разнообразные формы урока (игры, конкурсы, путешествия), методические приемы, творческие домашние задания (составление толстых и тонких вопросов для взаимопроверки, составление тестов, написание сочинений, изготовление моделей и т.д.).

У учащихся 7 – 9 классов продолжается исследовательских умений и навыков, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, коммуникативных умений и навыков.

Особое внимание уделяется работе с разнообразными источниками информации (уроки – практикумы, лабораторные работы, уроки – исследования).

Осваиваются новые формы учебной деятельности: семинары, лекции, дискуссии.

Совершенствуются групповые формы работы.

Подростки способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, а также на основе видеоматериалов, вещественных источников. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять общее и частное.

Умея работать по алгоритму, учащиеся 7 – 9 классов учатся самостоятельно составлять учебные памятки, планы ответов, алгоритмов учебной деятельности.

Творческие задания усложняются, составляются заметки в газету, разрабатываются беседы для младших школьников, проводятся пресс – конференции, разрабатываются проекты. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.

Решение проблемных задач дает возможность устанавливать причинно – следственные связи явлений и событий, особенностей строения и среды обитания, строения и функций, строения и свойств. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее совершенных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений.

Дополнительный материал по теме собирается уже самостоятельно, ученик сам определяет круг вопросов, которые ему нужно осветить, и соответственно сам подбирает литературу и другие источники информации. Представление собранного материала может сопровождаться демонстрацией иллюстраций, карт, схем, таблиц, графиков, буклетов, а может быть оформлено и в виде презентации.

Написанием исследовательской работы можно заниматься с 5 класса, но здесь требуется очень большая индивидуальная работа, т.к. многие необходимые умения и навыки оказываются еще не сформированными на данном уровне. В 7 – 9 классах учащиеся сознательнее подходят к написанию исследовательских работ. Кроме того, в 7 классе начинается преподавание курса «Введение в исследовательскую деятельность», цель которого развитие исследовательской компетентности учащихся, посредством освоения ими методов научного познания и умений научно – исследовательской деятельности. Курс дает возможность познакомить школьников с основными этапами исследовательской деятельности, изменить отношение к научной деятельности, определить круг профессий, связанных с исследованиями, их особенностями; расширить коммуникативные компетенции посредством включения учащихся в целенаправленную речевую деятельность (пресс – конференции, инсценировки, интервьюирование, разыгрывание ситуаций). Результатом работы курса должно стать написание учебно – исследовательской работы или самостоятельно разработанный мини – проект.

В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности к окончанию школы у учащихся происходит:

  • освоения алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся, значительно расширяется их кругозор в предметных областях;

  • освоение универсальных способов учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

  • совершенствование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • совершенствование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;

  • формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышение их социального статуса;

  • возможность социального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследований в школе.

Показателем результативности сложившейся системы формирования исследовательских умений и навыков, является уровень выполнения исследовательских работ учащихся (победители и призеры муниципального и регионального этапа конкурса исследовательских работ) и их дальнейшее профессиональное самоопределение (все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью по биологии, выбирают профессии, так или иначе, связанные с биологией).

Исследовательская деятельность учащихся важна в неменьшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального роста, самосовершенствования, самообразования и признания.



Список литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2006.

  2. Файн Т.А. “Исследовательский подход в обучении” // Практика административной работы в школе. – 2003г. №6,7. – с.14-23.




Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: