» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Обучение педагогов дошкольной образовательной организации работе с детьми группы риска: планирование этапов работы

Статья просмотрена: 136 раз

УДК 37.07

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА: ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ

Митькина Евгения Павловна

магистрант

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема организации деятельности в дошкольной образовательной организации по обучению педагогов работе с детьми группы риска; определены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: дети группы риска, обучение педагогов, дошкольная образовательная организация.

 

В условиях модернизации системы образования Российской Федерации главной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного.

Современное дошкольное образование является одним из самых активно развивающихся уровней образовательной системы России. Нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях [2].

В пункте 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [6].

С 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [5]. Существенным аспектом модернизационных процессов в дошкольном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня профессиональной готовности педагогов. Стандарт призван обеспечить защиту ребенка и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в дошкольной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Основой повышения качества дошкольного образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [1].

Воспитатель детского сада должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т.п. [3].

Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт дошкольного образования требуют постоянного профессионального роста педагогов, поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные компетенции для работы с различными категориями детей.

В настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении множества неблагоприятных факторов, в дошкольных образовательных организациях растет количество детей, которых относят к категории группы риска. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [4].

Таким образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.

В современных дошкольных образовательных организациях реальность такова, что работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста (социального педагога или педагога-психолога), но более эффективной, на наш взгляд, будет систематическая совместная организованная деятельность всего кадрового педагогического ресурса, имеющегося в ДОО (специалисты сопровождения и воспитатели).

Отсюда возникает противоречие между ростом количества детей группы риска, необходимостью организации работы с ними в дошкольной образовательной организации и неготовностью педагогов и их неумением выстраивать работу с данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать организация методической работы в ДОО, представляющая собой систему деятельности по обучению педагогов работе с детьми группы риска.

По нашему мнению, для организации эффективной работы в данном направлении помимо теоретического анализа проблемы необходимо проведение практического исследования.

Программа эмпирической части исследования по проблеме обучения педагогов дошкольной образовательной организации работе с детьми группы риска представлена в таблице 1.

Таблица 1. Программа эмпирической части исследования

п/п

Этап

Сроки

Задачи

Методы исследования

1.

Констатирующий эксперимент

Сентябрь – октябрь 2017 г.

1)                 Сбор и анализ информации о базе исследования.

2)                 Определение диагностического инструментария для выявления знаний и представлений у педагогов ДОО о категории дети группы риска.

3)                 Проведение диагностических методик.

4)                 Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента данных

-                     характеристика образовательной организации;

-                     анализ локальных нормативных документов ДОО;

-                     анализ кадрового состава ДОО;

-                     анкетирование педагогов ДОО.

2.

Формирующий эксперимент

Ноябрь 2017 г. – февраль 2018 г.

1)                 Разработка программы обучения педагогов ДОО работе с детьми группы риска.

2)                 Реализация программы обучения педагогов ДОО работе с детьми группы риска.

-                     проектирование программы обучения педагогов ДОО работе с детьми группы риска;

-                     практическая реализация программы.

3.

Контрольный эксперимент

Март – апрель

2018 г.

1)                 Повторное проведение диагностических методик (аналогичных констатирующему этапу исследования).

2)                 Анализ полученных в ходе контрольного эксперимента данных.

-                     анализ кадрового состава ДОО;

-                     анкетирование педагогов ДОО.

 

Таким образом, мы планируем разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО программу по обучению педагогов работе с детьми группы риска, которая будет включать в себя различные формы и методы работы (постоянно действующий семинар, деловые игры, семинары-практикумы, обмен опытом, изучение методической и периодической литературы по проблеме и др.), и которая позволит организовать эффективное взаимодействие всех педагогов дошкольной образовательной организации и сформировать у них устойчивые знания об особенностях работы с детьми группы риска, а также умения и навыки работы с данной категорией детей.



Список литературы:

  1. Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества / Л.В. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Том 3. – 2014. – № 4. С. 372-375. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
  2. Гребенникова В.М., Азлецкая Е.Н., Карлаш С.И. Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации / В.М. Гребенникова, Е.Н. Азлецкая, С.И. Карлаш // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8. – 2016. – № 5-3. С. 59-62. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
  3. Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста / Г.Н. Кузнецова // Научно-теоретический журнал «Современная школа». – 2015 – № 4 (25). С. 103-107. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
  4. Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д.Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Том 20. – 2014. – № 4. С. 169-172. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 29.10.2016).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155).
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: