» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Обучение педагогов дошкольной образовательной организации работе с детьми группы риска: планирование этапов работы
УДК 37.07
ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА:
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ
Митькина Евгения Павловна
магистрант
Северный (Арктический) федеральный университет имени
М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация.
В
статье актуализируется проблема организации деятельности в дошкольной
образовательной организации по обучению педагогов работе с детьми группы риска;
определены пути решения данной проблемы.
Ключевые
слова: дети группы риска, обучение педагогов, дошкольная
образовательная организация.
В
условиях модернизации системы образования Российской Федерации главной задачей
государственной образовательной политики является обеспечение качества
образования, в том числе и дошкольного.
Современное
дошкольное образование является одним из самых активно развивающихся уровней
образовательной системы России. Нормативные требования к определению структуры,
условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования
оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами,
призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся
условиях [2].
В пункте 1 статьи 48
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически
повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право
педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [6].
С 2014 года вступил в силу Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования [5].
Существенным аспектом модернизационных процессов в
дошкольном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению
высокого уровня профессиональной готовности педагогов. Стандарт призван
обеспечить защиту ребенка и его родителей от некомпетентного педагогического
вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего,
посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в
дошкольной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее
содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В
стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования. Основой повышения качества дошкольного
образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям,
стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию.
От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в
дошкольном учреждении. Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а
творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших
результатов в обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации
детей дошкольного возраста [1].
Воспитатель
детского сада должен обладать основными компетенциями, необходимыми для
создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к
обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному
общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и
потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому
ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного
выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных
отношений между детьми и взаимодействию с родителями
(законными представителями) и т.п. [3].
Увеличение
и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт
дошкольного образования требуют постоянного профессионального роста педагогов,
поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные
компетенции для работы с различными категориями детей.
В
настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении
множества неблагоприятных факторов, в дошкольных образовательных организациях
растет количество детей, которых относят к категории группы риска. Слово «риск»
означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,
нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети
находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут
сработать или не сработать [4].
Таким
образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой
педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые
бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на
развитие ребёнка.
В
современных дошкольных образовательных организациях реальность такова, что
работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста
(социального педагога или педагога-психолога), но более эффективной, на наш
взгляд, будет систематическая совместная организованная деятельность всего
кадрового педагогического ресурса, имеющегося в ДОО (специалисты сопровождения
и воспитатели).
Отсюда
возникает противоречие между ростом количества детей группы риска,
необходимостью организации работы с ними в дошкольной образовательной
организации и неготовностью педагогов и их неумением выстраивать работу с
данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать
организация методической работы в ДОО, представляющая собой систему деятельности
по обучению педагогов работе с детьми группы риска.
По
нашему мнению, для организации эффективной работы в данном направлении помимо
теоретического анализа проблемы необходимо проведение практического
исследования.
Программа
эмпирической части исследования по проблеме обучения педагогов дошкольной
образовательной организации работе с детьми группы риска представлена в таблице
1.
Таблица 1. Программа эмпирической части
исследования
№ п/п |
Этап |
Сроки |
Задачи |
Методы исследования |
1. |
Констатирующий эксперимент |
Сентябрь – октябрь |
1)
Сбор и анализ информации о базе исследования. 2)
Определение диагностического инструментария для выявления знаний и
представлений у педагогов ДОО о категории дети группы риска. 3)
Проведение диагностических методик. 4)
Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента данных |
-
характеристика образовательной организации; -
анализ локальных нормативных документов ДОО; -
анализ кадрового состава ДОО; -
анкетирование педагогов ДОО. |
2. |
Формирующий эксперимент |
Ноябрь |
1)
Разработка программы обучения педагогов ДОО работе с детьми группы риска. 2)
Реализация программы обучения педагогов ДОО работе с детьми группы риска. |
-
проектирование программы обучения педагогов ДОО работе с детьми группы
риска; -
практическая реализация программы. |
3. |
Контрольный эксперимент |
Март – апрель |
1)
Повторное проведение диагностических методик (аналогичных констатирующему
этапу исследования). 2)
Анализ полученных в ходе контрольного эксперимента данных. |
-
анализ кадрового состава ДОО; -
анкетирование педагогов ДОО. |
Таким
образом, мы планируем разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО программу
по обучению педагогов работе с детьми группы риска, которая будет включать в
себя различные формы и методы работы (постоянно действующий семинар, деловые
игры, семинары-практикумы, обмен опытом, изучение методической и периодической
литературы по проблеме и др.), и которая позволит организовать эффективное
взаимодействие всех педагогов дошкольной образовательной организации и
сформировать у них устойчивые знания об особенностях работы
с детьми группы риска, а также умения и навыки работы с данной категорией детей.
Список литературы:
- Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества / Л.В. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Том 3. – 2014. – № 4. С. 372-375. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
- Гребенникова В.М., Азлецкая Е.Н., Карлаш С.И. Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации / В.М. Гребенникова, Е.Н. Азлецкая, С.И. Карлаш // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8. – 2016. – № 5-3. С. 59-62. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
- Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста / Г.Н. Кузнецова // Научно-теоретический журнал «Современная школа». – 2015 – № 4 (25). С. 103-107. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
- Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д.Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Том 20. – 2014. – № 4. С. 169-172. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 29.10.2016).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
Комментарии: