» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Носов Андрей Сергеевич, Студент Института экономики и менеджмента
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Развитие эмоционального интеллекта как способ повышения конкурентоспособности на рынке труда

Статья просмотрена: 392 раз

УДК 2964

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Носов Андрей Сергеевич

Студент

Кемеровский Государственный Университет, гемерово

 

Аннотация. В данной статье рассматривается важность эмоционального интеллекта, как источника ключевых качеств для успешного, востребованного специалиста. Также приводятся способы повышения уровня эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, рынок труда, способы развития эмоционального интеллекта.

 

Экономика за последнее время претерпела множество изменений, что обусловлено распространением компьютерных технологий. Все процессы стали значительно быстрее, внешняя вреда организации непредсказуема и мало прогнозируема. Все это меняет расклад сил в нашем мире. Многие ученые отмечают, что на первый план выходят не математические способности и рациональный ум, а творческое мышление и способность работать с людьми. Именно сфера услуг сегодня не настолько насыщена машинами и компьютерами, которые заменяют человеческий труд в производстве. Поэтому дальновидный человек должен понимать, что умение общаться, понимать других людей будет цениться все больше, а рациональный интеллект все меньше, так как человек не в состоянии конкурировать с искусственным интеллектом. В связи с этим актуально наше исследование, направленное на изучение способов развития эмоционального интеллекта личности с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Прежде всего мы должны разобраться с категорией эмоциональный интеллект (далее ЭИ). Как и любое комплексное, многогранное понятие, ЭИ имеет множество подходов, и в психологии на данный момент нет единого, четкого подхода к данной категории. Мы обобщим имеющиеся знания об ЭИ и постараемся вывести комплексное понятие. ЭИ – способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, выносить на этой основе решения; использование данной информации в качестве основы мышления и самомотивации, а также способность понимать эмоции, умение определять их источники. [1]

Как видно из определения, ЭИ – важнейшая характеристика личности. При должном развитии он дает человеку множество преимуществ и качеств, которые очень ценятся на современном рынке труда. Разберем те характеристики личности, которые развиваются с развитием ЭИ.

В первую очередь, это умение определять свои эмоции, осознавать их истоки. Если человек научился определять эмоции на собственном примере, то в дальнейшем это помогает ему определять чувства и переживания других людей. А если человек видит источники переживания других индивидов, может прогнозировать поведение и реакции людей, то ему открываются возможности управления эмоциями других субъектов.

Также эмоциональный интеллект обеспечивает психическое и физическое здоровье личности. В последнее время все большим распространением обладает синдром «Выгорания». Ему подвержены индивиды, деятельность которых связана с общением. После огромного количества времени, проведенного в беседах с клиентами и коллегами, человек испытывает моральное угнетение и слабость. Данное состояние негативно влияет на производительность труда, психическое и даже физическое здоровье сотрудника. Последние исследования доказывают, что при должном развитии ЭИ человек способен преодолеть синдром «выгорания» путем самомотивации, поднятия стрессоустойчивости. Кстати говоря, именно стрессоустойчивость очень ценится современными работодателями, и ЭИ является основой для его ее развития. [2]

Развивать эмоциональный интеллект – значит развивать творческое мышление. На данное время существует множество публикаций и исследований в которых указывается корреляция между уровнем эмоционального интеллекта и уровнем творческого мышления и способности принимать нестандартные решения.

Помимо этих фундаментальных для современного работника качеств, ЭИ обеспечивает должный уровень лидерских умений, так как связан с самооценкой личности. Доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем ЭИ и самооценкой. Можно сказать, что чем выше уровень развития ЭМ, тем личность больше себя ценит, что позволяет принимать на себя лидерские позиции и ответственность. Это в свою очередь благотворно влияет на психологическое здоровье личности.

Мы обозначили, что ЭИ обеспечивает необходимые для современной личности качества, которые повысят привлекательность человеческого ресурса на рынке труда. Теперь разберем наиболее эффективные, выявленные на данный момент методики и способы развития и повышения уровня ЭИ. Приведенные методики мы подобрали по критерию разноплановости, для того чтобы заинтересованный человек мог выбрать для себя наиболее подходящий способ проведения процесса обучения, так как возможны как групповые, так и одиночные занятия и упражнения.

Первым, наиболее обыденным, возможным для применения в домашних условиях без специальной подготовки и манипуляций, является способ метафоры как психологического метода. Способ построен на том, что речь и уровень развития языка оказывает влияние на мышление личности. И если обогащать свою речь и свой ум нестандартным видением, переносом одной реальности на другую, более яркую, то происходит развитие ЭИ. Рекомендуется чтение авторов, которые являются известными мастерами использования данного литературного приема (М.Ю. Лермонтов, В.В. Маяковский, Л.Н. Толстой). [3]

Следующим способом повышения уровня ЭИ является психологический тренинг «модель способностей». Данный тренинг включает в себя тематические блоки: идентификация эмоций, эмоциональное содействие мышлению, понимание эмоций и управление эмоциями. То есть, данный тренинг охватывает львиную долю характеристик ЭИ и прорабатывает их с участниками тренинга. Процесс обучения проходит в форме тематических заданий. Этот метод также эффективен вследствие того, что работа происходит в группе и вы нарабатываете навыки общения и развиваете свой ЭИ вне обучающего процесса.

Также существует способ развития ЭИ с помощью компьютерных программ. Примером такой программы является МЕТТ (Microexpression Training Tool, П.Экман). Данная программа показывает различные эмоции и учит их определять и узнавать. Плюсом данной программы является наличие обратной связи, то есть после каждого блока вам предлагают выполнить некоторое количество заданий для проверки усвоения материала. Эксперты отмечают, что после прохождения курса по этой программе уровень ЭИ у студентов увеличился, а проявления синдрома «выгорания» значительно снизились. И если говорить о других компьютерных программах, то достаточно эффективными являются различные «словари эмоций». Они помогают развивать способность вербализовать эмоции, опознание лицевой экспрессии. [4]

Но безусловно, развитие своего ЭИ должно стать философией жизни человека. Недостаточно просто взять и за пару месяцев научиться досконально понимать все тонкости человеческой души. Нужно комплексно работать над собой, над всеми составляющими ЭИ, над своей самооценкой, наблюдать за другими людьми и их эмоциями. Только комплексное развитие поможет вам стать по-настоящему успешным человеком, и безусловно, что ЭИ является важной составляющей успеха современной личности.

 



Список литературы:

  1. Степанов Игорь Сергеевич Психологические факторы становления эмоционального интеллекта // Вестник ЧГПУ. 2012. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-stanovleniya-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 20.11.2017).
  2. Панфилова Альвина Павловна, Михальченко Светлана Сергеевна Развитие эмоционального интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеро // ЧиО. 2013. №4 (37). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-kak-sostavlyayuschey-sotsialnoy-kompetentnosti-menedzhero (дата обращения: 20.11.2017).
  3. Солодкова Татьяна Ивановна Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «Выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trening-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-kak-psihologicheskoe-sredstvo-profilaktiki-i-korrektsii-sindroma-vygoraniya (дата обращения: 20.11.2017).
  4. Иванова Екатерина Сергеевна Дистанционный интернет-тренажер – новейший способ развития эмоционального интеллекта // Педагогическое образование в России. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-internet-trenazher-noveyshiy-sposob-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 20.11.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: