» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (94) 2025
Автор: Мишуткина Ирина Васильевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Влияние физической активности на деятельность мозга
УДК 796
ВЛИЯНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА
Мишуткина Ирина Васильевна
студент
Костромина
Ольга Владимировна
доцент
кафедры ФВиС
Самарский
государственный технический университет, г. Самара
Аннотация. В данный момент широко распространена
проблема здоровья среди человечества. Опираясь на множество исследований, можно
прийти к выводу, что люди всё реже прибегают к физическим нагрузкам. Этому
способствует колоссальное развитие цифровых технологий, снижение двигательной
активности по причине перемещения на автомобильном транспорте, автоматизация
рабочих мест и домашнего быта. В данных условиях организм не получает
достаточное количество кислорода, ослабляется память и качество мыслительных
процессов. Физическая нагрузка позволяет не только положительно влиять на всё
тело человека, но также она способствует более эффективному насыщению крови
кислородом, а это благоприятно сказывается на здоровье мозга.
Ключевые слова: физическая культура, деятельность
мозга, физические упражнения, влияние на организм.
Введение
Мозг – центральный отдел
нервной системы человека. Он чрезвычайно сложен и обрабатывает огромное
количество информации. От степени развития мозга во многом зависит память и
интеллект человека. Общее состояние человека напрямую зависит от деятельности
его мозга. Без сомнения, что регулярные физические нагрузки позволяют укрепить
мышцы, улучшить сердечно-сосудистую систему, чем, непременно, способствуют
продлению жизни. Поскольку мозг является одним из главных элементов организма,
то физическая активность непосредственно способствует продуктивной работе
памяти и мозга.
При физических нагрузках
и частых тренировках в определенных отделах мозга идет нарастание клеток. Оно
происходит в гиппокампе, который участвует в
эмоциональных реакциях и механизме памяти. От его развития напрямую зависит
долгосрочная память. Это, по сути, центр памяти.
Во время постоянных
тренировок совершенствуется высшая деятельность коры головного мозга и функции
нервной системы. Гораздо лучше происходит взаимодействие процессов возбуждения
и глушение разных нервных центров. Улучшаются функции анализаторов. Они более
дифференцированно выполнят опорно-двигательные функции.
Малоподвижный образ
жизни, хронический недоcып,
депрессия, плохое питание и вредные привычки такие как алкоголь и курение
ощутимо снижают дееспособность и качество жизни. Следовательно, всем людям
нужны физические нагрузки, способствующие укреплению сосудов головного мозга.
Среди способов терапии и профилактики рекомендуются правильные физические
упражнения, дыхательные методики, релаксация. В йоге есть много полезных и
нужных упражнений для головы. Для лучшего результата необходимо правильно
настроить себя и расслабиться, прогнать все тревожные мысли. Если задержать
дыхание активизируется более эффективная циркуляция крови и очищает кровь,
идущую в отдел головного мозга. Что бы достичь лучшей эластичности кровеносных
сосудов, которые насыщают головной мозг, нужны тренировки с поворотами и
наклонами головы, дыхательные упражнения, экспресс-гимнастика. Тем самым
увеличится поток крови к клеткам головного мозга и стимулирует создание новых
нейронных связей, активизирует умственную работоспособность.
Влияние на память
Современные
исследования нейрофизиологии мозга и протекающих в нём физических
процессов, позволили выявить прямые взаимоотношения регулярных занятий спортом
и развития функции памяти у человека.
Результат в этом плане
демонстрируют аэробные упражнения, с доступом к открытому воздуху.
Из упражнений улучшить
память помогают:
1.
Спортивная
ходьба
2.
Катание
на велосипеде
3.
Пробежки
4.
Занятия
в тренажерном зале
Адекватные,
соответствующие возрасту и здоровью, нагрузки, влияют на состояние мозга. Один
из механизмов – через метаболизм нейромедиаторов.В тканях центральной нервной системы возрастают
уровни глутаминовой и гамма-аминомасляной
кислот. Их влияние на протекающие в гиппокампе
процессы, позволяет лучше усваивать новый материал, закреплять недавно
выученное.
Влияние на интеллект
Влияние физических
нагрузок на интеллект нельзя переоценить, так как за счет этих нагрузок идет
изменение уровня мышления и мыслительных процессов.
Активация формирования
новых нейронных связей. Необходимость контролировать координацию движений,
обучение новым навыкам, заставляют нейроны создавать новые стойкие синапсы
между собой. Это благотворно сказывается на способности к обучению, памяти, и
умению применять на практике полученные знания.
Улучшение снабжения мозга
кислородом. Питание тканей нормализуется, чему способствует лучшее насыщение
крови кислородом и полезными веществами. Мозг может работать активнее, уровень
проявления когнитивных способностей повышается.
Таким образом, выполнение
физических упражнений благотворно влияет на наш мозг. Однако чрезмерно
интенсивные тренировки и большие нагрузки, как в мире профессионального спорта,
приведут к физическому стрессу организма.
Влияние на уровень
стресса и настроение
Эмоции, стресс – это тоже
зона ответственности нашего мозга. Грамотное воздействие на эту сферу высшей
нервной деятельности помогает сбалансировать выработку гормонов. В свою
очередь, нормализация уровня нейромедиаторов и
медиаторов воспаления стабилизирует настроение.
Уменьшается
раздражительность, меняется на положительное мировоззрение. Неприятные
последствия слишком сильных переживаний притупляются, переосмысливаются.
Во время занятий спортом
мозг начинает концентрироваться на других задачах. Как результат – воспоминания
о том, что вызвало стресс, уходят на второй план, человек расслабляется.
Физическая нагрузка
способствует выработке нейромедиаторов:
·
Дофамин
·
Серотонин
·
Эндорфин
·
Эндоканнабиноидов
Эти вещества вызывают
чувство радости, граничащее с эйфорией. Учебный процесс, интеллектуальная
деятельность после физических нагрузок будут более продуктивными.
Влияние на органы
слуха и зрения
Мозг отвечает не только
за мышление, но и контролирует практически все процессы в организме. В том
числе – обработку и понимание информации, пришедшей через глаза или с помощью
звуков.
Так объясняется, что
физические нагрузки, способствующие лучшему питанию мозга кислородом, улучшают
зрение и слух.
Также стоит отметить роль
физических нагрузок при борьбе с дегенеративными процессами.
Мозг человека, отвечающий
за когнитивные функции – сложнейший орган. Часто, под влиянием возрастных
изменений или негативных внешних воздействий, подвергается разрушительным
воздействиям.
Сохранение достаточного
уровня когнитивных функций в старости – одна из самых актуальных на сегодня
проблем.
Лучший эффект по
сохранению и улучшению когнитивных функций дают одновременные силовые и
интеллектуальные тренировки на специальных тренажёрах.
Совмещение регулярных
физических нагрузок и выполнения даже простых упражнений для поддержания и
развития ума значительно затормаживают дегенеративные процессы.
Заключение
Анализируя, как
физические упражнения влияют на мозг, не стоит забывать о том, что полезная
нагрузка должна быть умеренной. Избыточная перегрузка, усталость после занятий
не будут способствовать улучшению производительности.
Кроме того, реальный
эффект от подобных методов улучшения когнитивных
способностей достижим только в совокупности с постоянными
интеллектуальными тренировками.
Из-за регулярных
физических упражнений нейронные связи в мозге становятся более крепкими, они
отвечают за совершение нами действий, влияют на развитие памяти и обучение. Не оспоримым фактом является то, что из-за регулярных и
активных физических упражнений наш мозг увеличивает свой объём.
Список литературы:
- Бачинин В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Бачинин. – М.: Дрофа, 2005.
- Дэли Э. Пять упражнений, влияющих на мозг [Электронный ресурс] // Э. Дэли. – 2014.
- Попова Е.В. Особенности физической культуры / Е.В. Попова. – М.: Владос, 2003.
- К.Э. Столяр, С.Ю. Витько, И.Н. Антонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы V междунар. науч-практ. Конф.- М: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 303-311.
- Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / М.Г. Соловьев. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006
Комментарии: