» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (95) 2025

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие детской инициативы у детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 50 раз
Дата публикации: 10.02.2025

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бутова Нина Ивановна

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье дается понятие инициативности, определяются способы развития и поддержки детской инициативы, сферы инициативы.

Ключевые слова: детская инициатива, самостоятельность, развитие.

 

  «Что такое инициатива?

Это то, что человек делает так,

как надо, хотя его об этом не просят»

Элберт Грин Хаббард.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально  меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу которых относится инициативность. Инициативность традиционно трактуется как качество личности, ее способность к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности.

Важнейшее значение поддержки детской инициативы для развития самостоятельности, инициативности и обеспечения всестороннего развития личности дошкольника признается большинством исследователей.

Инициативность проявляется в повседневном поведении ребенка. Инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям. Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении.

 Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т.е. вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как? откуда? и др.) или риторических, как бы адресованных самому себе.

Дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.

Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Способы развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:

  • экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
  • сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
  • моделирование разных устройств.
  • игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
  • образно-смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
  • игры представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
  • проектирование «культурного» пути создания «полноценного» творческого продукта.
  • организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
  • использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

Направления и способы поддержки детской инициативы в работе педагога:

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
  • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата); проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (не директивная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.); личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
  • создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Если это важнейшее условие не будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится.

Список литературы:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
  3. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  4. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
  5. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: ЛинкаПресс, 2002.
  6. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: