» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Чиркова Ирина Анатольевна, Кандидат педагогических наук, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социальное проектирование как один из видов проектирования воспитательной работы

Статья просмотрена: 535 раз

УДК: 37.02; 371

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Чиркова Ирина Анатольевна

Доцент, кандидат педагогических наук

Россия. Кемеровская область, г. Новокузнецк

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

 

Аннотация. Целью исследования является определение принципов социального проектирования как одного из видов воспитательной работы.

Задачи исследования: выявить структуру социального проектирования, установить формы социального проектирования, исследовать подходы ученых по вопросам социального проектирования. Данное исследование может быть полезно для воспитательной работы образовательных учреждений.

Ключевые слова: социальное проектирование, учитель, подросток, социум, личность.

 

Под социальным проектированием понимается деятельность:

·социально–значимая, имеющая социальный эффект,

·результатом, которой является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

·задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

·в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом;

·через которую, формируются социальные умения подростка [2, с.13].

Социально–педагогическое проектирование определяется как процесс опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в социальных средах различных типов и масштабности. Объектами социально-педагогического проектирования являются:

·социальное пространство – совокупность объектов и предметов педагогически ориентированной социальной реальности, связанных единой структурой и системой социально–педагогических отношений;

·социально–педагогические системы, представляющие собой специально организованные социокультурные условия, которые создаются в социальной  среде для упорядочения ее многоаспектных, разнообразных влияний на детей;

·социально–педагогический процесс, представляет собой специальные, педагогически целесообразные социальные отношения взрослых и детей, направленные на реализацию целей воспитания, обучения и развития в определенном микросоциуме;

·организационные структуры, внутри которых систематизируются и структурно оформляются социальные и педагогические явления, факты, события, ситуации [1, с.109].

Объекты социально–педагогического проектирования тесно связаны между собой и внутренне целостны. Проектируя определенную социальную реальность, следует помнить о всех её объектах, так как искажение или игнорирование одного из них приводит к нарушениям функционирования других. Социально–педагогическое проектирование – многоступенчатая и поэтапная деятельность специалистов–проектировщиков [1, с.110].

Концептуальную основу социального проектирования составляют ценности и цели гражданского общества, процессуальную основу – алгоритмы и технологии стратегического планирования. Обобщая имеющиеся подходы, можно констатировать, что базовыми принципами социального проектирования являются:

1. Принцип «проживания» новых ценностей оснований своей деятельности, своих норм взаимодействия. Социальное проектирование по сути, представляет собой процесс «проживания» текущих проблем и «сегодняшних» интересов в системе ценностей в идеальном состоянии мыслительной деятельности. Разработка стратегического плана позволяет всем субъектам планирования опробовать нормы диалогового взаимодействия, осознать потребность в ценности свободы и терпимости, обрести первичный опыт.

2. Принцип саморазвития. Источником социального проектирования может быть потребность в саморазвитии. Стратегический план это лишь условие развития сообщества, порождающее его гражданскую активность, но отнюдь не схема конкретной системы, заимствованной извне. Социальное проектирование предполагает лишь технологические приемы, алгоритмы и формы организации процесса стратегического планирования, но содержание плана каждый раз формируется сообществом в меру его представлений о своем желаемом будущем. Социальное проектирование это лишь условие развития, востребованное обществом, открытым своему будущему.

3. Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новых коллективных форм и правил, ранее не зафиксированных. Способность субъекта социального проектирования самостоятельно соблюдать эти нормы и правила свидетельствует о сформированности культуры личности.

4. Принцип социальной компетенции. Социальное проектирование базируется на формировании таких качеств социальной компетентности, как примитивное мышление, открытость, толерантность, плюрализм. Одновременно социальное проектирование предполагает способность выдвигать позитивные социальные инициативы и брать ответственность за их реализацию. Показателем социальной компетентности является работа в обществе различных ассоциаций.

5. Принцип непрерывного образования. Проектирование будущего это ситуация, в которой человек ощущает огромную потребность в новых знаниях и умениях.

6. Принцип согласованности целей и баланс интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность субъектов социального проектирования к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию баланса интересов.

7. Принцип открытости будущего. Он предполагает способность субъектов социального проектирования к консолидации вокруг перспективных стратегических целей сообщества и способность к выдвиганию таких целей.

8. Принцип автономности сообщества. Этот принцип в социальном проектировании выделяют в качестве проектируемой структуры отдельно взятое сообщество. Автономность сообщества базируется на основе соблюдения единой социальной справедливости для каждого члена сообщества. Социальная справедливость означает равенство возможностей для самореализации всех членов сообщества.

Таким образом, в социальном проектировании устоялось такое положение, где принципы отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере накопления опыта работы они будут видоизменяться и совершенствоваться. Принципы социального проектирования обуславливают требования ко всем компонентам социальной средыринципы социального проектирования выступают в органическом единстве, образуя некоторую, концепцию процесса социального проектирования.

Г.М.Беспалова и Н.М.Виноградова отмечают, что, выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику, социальный проект.

Под социальной пробой авторы понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика – это процесс освоения:

1.  отработки социальных навыков;

2.  познание не внешней, демонстрируемой стороны социальной деятельности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не осуществленного, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемая как личностно-значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом связывающим социум и личность [2, с.14].

Этими исследователями детально проанализировано соотношение понятий «социальная проба», «практика» и «проект». Эти понятия, отмечают они, разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным – практика (по навыкам и умениям, длительности, ответственности и приобретенному опыту) и более сложным – проект. С другой стороны, освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде, чем отрабатывать социальные навыки и умения на этапе социальной практики, необходимо в ходе социальной пробы получить опыт социального взаимодействия); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности необязательное содержательное единство осуществляемых этапов.

Таким образом, проба, практика, проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как отдельные, самостоятельные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Социальное проектирование – цельное комплексное явление, и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной деятельности, в ходе социальной практики – проблематизация того, чтобы было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации [2, с.15].

Рядом ученых в вопросе социального проектирования Г.М.Беспаловой, Н.М.Виноградовой, А.В.Мудриком  были обоснованы понятия:

·объект социального проектирования;

·субъект социального проектирования.

Так, объектом деятельности социального проектирования могут выступать:

·социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, алкоголизм);

·социальные отношения (отношение к старикам, молодежи, детям, к клиенту, заказчику, политические взаимодействие, влияние);

·социальные институты (органы власти и управления, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и пр.);

·социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (остановки, реклама, места отдыха).

Субъектами социального проектирования становятся подростки и взрослые, вовлекаемые в проектирование [2, с.16].

Отсюда, можно определить умения будущего учителя, которые эффективно реализовываются в проектирование воспитательного воздействия:

·трансформировать содержание процесса воспитания в конкретный замысел (идею, образ);

·изучать личность подростка, коллектива класса для определения уровня подготовленности к проектированию воспитательной работы;

·создавать воспитательный проект и осуществить логическое завершение всей системы воспитания, что предполагает комплексное проектирование воспитательных задач, оптимальный отбор средств, форм, методов к организации процесса воспитания;

·определять взаимосвязи факторов воспитания и активно на них влиять;

·осуществлять контроль всей проектной деятельности подростков, анализ результатов деятельности подростков, рефлексировать собственную позицию, самоанализ собственной деятельности, определение основ будущего воспитательного проекта;

·стимулировать активность подростка, перевод его из объекта в субъект воспитания, организовывать совместную творческую деятельность.

Формы социального проектирования Л.А.Ядвиршис отмечает, что между ними существует тесная связь и взаимообусловленность, однако каждая из этих форм может рассматриваться и как самостоятельный вид проектировочной деятельности. Исходя из этого, социально–педагогический проект может существовать:

1. в виде модели;

2. в виде модели и проекта;

3. в сочетании аспектов: модели, проекта, конструкта.

Поэтому, выбор формы социального проектирования зависит от реальных потребностей от актуальных потребностей социальной реальности, которая предает в социально–педагогическом проектировании в виде системы педагогических целей. Для конкретного воплощения модели, проекта или конструкта необходимо охарактеризовать формы социально–педагогического проектирования. Социально–педагогические модели могут выступать в форме уставов, положений, теоретических концепций, систематических принципов деятельности и пр.

Таким образом, метод социального проектирования чрезвычайно эффективен в практической деятельности воспитательной работы. Его положительное влияние на формирование положительных качеств личности подростка, несомненно. Но использование этого метода предъявляет особые требования и к подготовке будущего учителя, и к планированию учебного процесса. Разумное дозирование и целесообразность позволят предупредить пресыщение проектной деятельностью и избежать отрицательного результата. В современной практике подготовки будущих учителей учебное проектирование используется редко, утеряна культура этой работы, несмотря на то, что в педагогической профессии проектирование составляет важнейший компонент.

 



Список литературы:

  1. Актуальные проблемы профессионально–педагогического образования: Материалы межрегиональной научно–практической конференции 18-19 ноября 2003./ Под ред. М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко.– Брянск: БГУ, 2003. – 215с.
  2. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе.– Брянск: Брянская областная типография, 2002.– 47с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: