» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Дука Юлия Ивановна, Студентка 4-го курса факультета педагогики и психологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Детская безнадзорность как социальное явление

Статья просмотрена: 394 раз

ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ   

Дука Юлия Ивановна

студентка 4-го курса, факультет педагогики и психологии

Попова Светлана Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, факультет педагогики и психологии

Московский Педагогический Государственный Университет, г.Москва

 

Аннотация. В данной статье рассматривается явление безнадзорности детей в современном мире. Проанализированы характерные причины безнадзорности. Выявлена и обоснована необходимость работы с социальным институтом семьи.

Ключевые слова: детская безнадзорность, беспризорность, кризис семьи, социальное явление.

 

«Дети улиц» существуют в разных странах, даже самых благополучных. Это безнадзорные дети и подростки, для которых улица в силу разных жизненных обстоятельств стала главным, а для некоторых и единственным домом. И Россия не исключение. Численность этих подростков увеличивалась за последнее десятилетие вследствие экономического кризиса и политических перемен, которые привели к территориальным перемещениям больших масс населения [1, с.16]. В работе отечественного исследователя, председателя Российского детского фонда А. А. Лихонова, содержится мысль о том, что природа нынешней безнадзорности вовсе не похожа на ту, что была в 20-е и 30-е годы. В то время дети, лишенные своих родителей и крыши над головой, страдали от голода. Современные безнадзорные не похожи на своих предшественников. Как правило сейчас, это дети родителей, которые в силу разных причин не выполняют свои прямые родительские обязанности [2, сс. 57-58].

Хотелось отметить, что проблема детской безнадзорности стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с трансформацией общественной системы и кризисом государственности. После распада СССР государство стакнулось с проблемой неготовности полностью удовлетворять нужны и потребности населения. Многие люди вынуждены были посвящать все свое время работе, а времени заботиться о собственной семье уже не хватало. Таким образом, дети даже из самых благополучных семей имели риск стать безнадзорными. В начале XXI века проблема безнадзорности в России возросла до вопроса национальной безопасности.

Законодательно различают два понятия: «безнадзорный» и «беспризорный». Безнадзорный – это несовершеннолетний ребенок, контроль за поведением которого отсутствует в последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный – безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и места пребывания [3, с. 47-65]. Как мы видим, понятие «безнадзорный» является более широким.  Фактически беспризорные дети составляют лишь десятую часть всех безнадзорных.

Около 10 лет назад учет безнадзорных детей в России был затруднен. Не было достоверных статистических данных о безнадзорных детях в России, поэтому нельзя было назвать ни точное их число, ни возрастной, половой, национальный состав, ни сроки пребывания «на улице» [4, с. 61-72].

В настоящее время ведется учет безнадзорных и пропавших без вести детей в Российской Федерации. Существуют сайты, где размещают информацию о пропавших детях и подростках. Конечно, в местный и федеральный розыск оперативно объявляют, прежде всего, детей и подростков, сбежавших из детских домов, интернатов, специализированных образовательных учреждений и приютов. По данным МВД России ежегодно в розыск только Москве пропадает 1,4 тысячи детей. По России цифра еще больше - от 15 000 до 20 000. Согласно данным поискового отряда «Лиза Алерт», только к ним в прошлом году поступило 1060 заявок по пропавшим детям. Из них 943 ребенка были найдены живыми, 72 - погибшими, а 45 так и не нашли [5].

Детская безнадзорность- это сложное, многомерное социальное явление, вызываемое целым комплексом причин: одна из которых лишение родителей родительских прав. И таким образом, безнадзорными становятся дети, оставшиеся сиротами при живых родителях. Но в последнее время наблюдается положительная статистика пишет ТАСС, ссылаясь на уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анну Кузницову: «необходимо отметить, что за последние пять лет в России на 34,2% снизилось число родителей, лишенных родительских прав. Если в 2011 году таких родителей было более 50 тыс, то в 2015 году их стало 33,4 тыс» [6].

Количество безнадзорных детей в России, по оценкам ведомств, доходит до 1 до 4 млн. (8, с. 101]. Исходя из определения безнадзорного ребенка, данного в Федеральном Законе №120-ФЗ, можно говорить о том, что безнадзорный – это не грязный, плохо одетый ребенок, а лишь ребенок, надлежавший контроль за которым отсутствует. Таким образом ребенок может быть из внешне благополучной семьи, среднего достатка, где родители в силу своей перегруженности не уделяют достаточного внимания ребенку, пытаясь заменить внимание материальными благами. И как раз данная категория детей остается не учтенной. Поэтому необходимо уточнение критериев, позволяющих определить ребенка как безнадзорного.

Одной из значительных причин безнадзорности является глубокий кризис семьи: рост бедности, разрушение нравственных ценностей, алкоголизм родителей и ухудшение условий жизнедеятельности. Часто это семьи безработных, неполные семьи, семьи пенсионеров и инвалидов. В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок, что ослабляет воспитательный потенциал семьи, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.

Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, социальные сети и интернет. Возможна открытая или скрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, насилия, преступности. Все эти факторы, влияют на формирование личности ребенка. Вот поэтому, в первую очередь, необходимо бороться с причинами, а не только с последствиями [7, с 102].

Комплекс вышесказанных причин и показателей характеризует социальное явление – детская безнадзорность. Официальные данные показывают, что безнадзорность, без вести пропавшие дети, положение современной семьи – это то над чем нужно работать социальным службам в большей мере.

В условиях политической и экономической нестабильности, не стоит забывать про важнейший социальный институт – семья. Именно семья является основным институтом первичного воспитания ребенка. Именно поэтому работа в области профилактики детской безнадзорности должна быть направлена на нейтрализацию и профилактику кризисных явлений в современной семье.

 



Список литературы:

  1. О.Е. Лебедев, Е.Е. Чепурных, В.И. Золотухина. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад Министерства образования Российской Федерации и Общественного института развития школы // Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 16
  2. А.А. Лиханов. Беспризорные и безнадзорные// Российская Федерация сегодня 2005. № 10. С. 57-58
  3. Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон РФ от 24.06.1999. №120-ФЗ.
  4. Ст. 1//Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Информационный сборник, ч. 1. Петрозаводск, 2001. С. 47-65.
  5. А. Арафьев. Беспризорные дети России // Социологическое исследование 2003. № 9. С. 61-72.
  6. А.Рогоза, Д. Карпицкая. «Комсомольская правда» // «Куда уходят дети?» Москва 2017. Электронный ресурс//www.newkaliningrad.ru 2016.
  7. Ю.П. Ветров. Состояние и проблемы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних// Педагогика – 2005. №2. С. 102.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: