» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Дука Юлия Ивановна, Студентка 4-го курса факультета педагогики и психологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Детская безнадзорность как социальное явление
ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ
Дука Юлия Ивановна
студентка 4-го курса, факультет педагогики и психологии
Попова Светлана Юрьевна
кандидат
психологических наук, доцент, факультет педагогики и психологии
Московский
Педагогический Государственный Университет, г.Москва
Аннотация. В данной
статье рассматривается явление безнадзорности детей в современном мире.
Проанализированы характерные причины безнадзорности. Выявлена и обоснована
необходимость работы с социальным институтом семьи.
Ключевые слова: детская безнадзорность, беспризорность,
кризис семьи, социальное явление.
«Дети
улиц» существуют в разных странах, даже самых благополучных. Это безнадзорные
дети и подростки, для которых улица в силу разных жизненных обстоятельств стала
главным, а для некоторых и единственным домом. И Россия не исключение.
Численность этих подростков увеличивалась за последнее десятилетие вследствие
экономического кризиса и политических перемен, которые привели к
территориальным перемещениям больших масс населения [1, с.16]. В работе отечественного
исследователя, председателя Российского детского фонда А. А. Лихонова,
содержится мысль о том, что природа нынешней безнадзорности вовсе не похожа на
ту, что была в 20-е и 30-е годы. В то время дети, лишенные своих родителей и
крыши над головой, страдали от голода. Современные безнадзорные не похожи на
своих предшественников. Как правило сейчас, это дети родителей, которые в силу
разных причин не выполняют свои прямые родительские обязанности [2, сс. 57-58].
Хотелось
отметить, что проблема детской безнадзорности стала особенно актуальной для
России с конца 1990-х годов в связи с трансформацией общественной системы и
кризисом государственности. После распада СССР государство стакнулось с
проблемой неготовности полностью удовлетворять нужны и потребности населения.
Многие люди вынуждены были посвящать все свое время работе, а времени
заботиться о собственной семье уже не хватало. Таким образом, дети даже из
самых благополучных семей имели риск стать безнадзорными. В начале XXI века
проблема безнадзорности в России возросла до вопроса национальной безопасности.
Законодательно
различают два понятия: «безнадзорный» и «беспризорный». Безнадзорный – это
несовершеннолетний ребенок, контроль за поведением которого отсутствует в последствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо
должностных лиц. Беспризорный – безнадзорный ребенок, не имеющий места
жительства и места пребывания [3, с. 47-65]. Как мы видим, понятие
«безнадзорный» является более широким.
Фактически беспризорные дети составляют лишь десятую часть всех
безнадзорных.
Около
10 лет назад учет безнадзорных детей в России был затруднен. Не было
достоверных статистических данных о безнадзорных детях в России, поэтому нельзя
было назвать ни точное их число, ни возрастной, половой, национальный состав,
ни сроки пребывания «на улице» [4, с. 61-72].
В
настоящее время ведется учет безнадзорных и пропавших без вести детей в
Российской Федерации. Существуют сайты, где размещают информацию о пропавших
детях и подростках. Конечно, в местный и федеральный розыск оперативно
объявляют, прежде всего, детей и подростков, сбежавших из детских домов,
интернатов, специализированных образовательных учреждений и приютов. По данным
МВД России ежегодно в розыск только Москве пропадает 1,4 тысячи
детей. По России цифра еще больше - от 15 000 до 20 000. Согласно данным
поискового отряда «Лиза Алерт», только к ним в прошлом году поступило 1060
заявок по пропавшим детям. Из них 943 ребенка были найдены живыми, 72 -
погибшими, а 45 так и не нашли [5].
Детская
безнадзорность- это сложное, многомерное социальное явление, вызываемое целым
комплексом причин: одна из которых лишение родителей родительских прав. И таким
образом, безнадзорными становятся дети, оставшиеся сиротами при живых
родителях. Но в последнее время наблюдается положительная статистика пишет
ТАСС, ссылаясь на уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анну
Кузницову: «необходимо отметить, что за последние пять лет в России на 34,2%
снизилось число родителей, лишенных родительских прав. Если в 2011 году таких
родителей было более 50 тыс, то в 2015 году их стало 33,4 тыс» [6].
Количество
безнадзорных детей в России, по оценкам ведомств, доходит до 1 до 4 млн. (8, с.
101]. Исходя из определения безнадзорного ребенка, данного в Федеральном Законе
№120-ФЗ, можно говорить о том, что безнадзорный – это не грязный, плохо одетый
ребенок, а лишь ребенок, надлежавший контроль за которым отсутствует. Таким
образом ребенок может быть из внешне благополучной семьи, среднего достатка,
где родители в силу своей перегруженности не уделяют достаточного внимания
ребенку, пытаясь заменить внимание материальными благами. И как раз данная
категория детей остается не учтенной. Поэтому необходимо уточнение критериев,
позволяющих определить ребенка как безнадзорного.
Одной
из значительных причин безнадзорности является глубокий кризис семьи: рост
бедности, разрушение нравственных ценностей, алкоголизм родителей и ухудшение
условий жизнедеятельности. Часто это семьи безработных, неполные семьи, семьи
пенсионеров и инвалидов. В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок,
что ослабляет воспитательный потенциал семьи, утрачиваются фундаментальные
человеческие ценности.
Негативное
влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации,
социальные сети и интернет. Возможна открытая или скрытая пропаганда
сексуальной вседозволенности, насилия, преступности. Все эти факторы, влияют на
формирование личности ребенка. Вот поэтому, в первую очередь, необходимо
бороться с причинами, а не только с последствиями [7, с 102].
Комплекс
вышесказанных причин и показателей характеризует социальное явление – детская
безнадзорность. Официальные данные показывают, что безнадзорность, без вести
пропавшие дети, положение современной семьи – это то над чем нужно работать
социальным службам в большей мере.
В
условиях политической и экономической нестабильности, не стоит забывать про
важнейший социальный институт – семья. Именно семья является основным
институтом первичного воспитания ребенка. Именно поэтому работа в области
профилактики детской безнадзорности должна быть направлена на нейтрализацию и
профилактику кризисных явлений в современной семье.
Список литературы:
- О.Е. Лебедев, Е.Е. Чепурных, В.И. Золотухина. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад Министерства образования Российской Федерации и Общественного института развития школы // Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 16
- А.А. Лиханов. Беспризорные и безнадзорные// Российская Федерация сегодня 2005. № 10. С. 57-58
- Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон РФ от 24.06.1999. №120-ФЗ.
- Ст. 1//Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Информационный сборник, ч. 1. Петрозаводск, 2001. С. 47-65.
- А. Арафьев. Беспризорные дети России // Социологическое исследование 2003. № 9. С. 61-72.
- А.Рогоза, Д. Карпицкая. «Комсомольская правда» // «Куда уходят дети?» Москва 2017. Электронный ресурс//www.newkaliningrad.ru 2016.
- Ю.П. Ветров. Состояние и проблемы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних// Педагогика – 2005. №2. С. 102.
Комментарии: