» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Генова Катя Егурузе, главный ассистент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Компетенции медицинской сестры в оказании комплексной медицинской помощи

Статья просмотрена: 114 раз

УДК 614.2

КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Борисова  Сильвия Димитрова

доцент

Генова Катя Егурузе

главный ассистент

Медицинский университет "Профессор  д-р Параскев Стоянов", г. Варна, Болгария

 

Аннотация. Все чаще признается, что комплексный уход влияет на улучшение качества жизни  и здоровья отдельных лиц. Здравоохранение - это система медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на укрепление, сохранение и восстановление здоровья индивида, применение новых подходов к комплексному уходу за пациентом с учетом его биопсихологических и социальных особенностей.  Философия сестринского дела и требования сестринской практики позволили регулировать законодательно повышенные требования к здравоохранению в целом и соответствующему сестринскому образованию. Высококвалифицированная медицинская сестра должна обладать достаточными знаниями, навыками и уверенностью, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, который отвечает потребностям человека и общества.

Ключевые слова: улучшение, сестринское дело, забота о здоровье,  комплексный уход, здравоохранение.

 

Медицинские сестры играют ответственную и значимую роль в поддержке и содействии общественному здравоохранению. Один из аспектов здравоохранения направлен на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и изменения в поведении людей в отношении их здоровья. Национальная стратегия здравоохранения (2014-2020гг.) является выражением формирующегося консенсуса, как между экспертами в области  здравоохранения, так и между институционализированными и неформальными структурами гражданского общества, о  необходимости переломного момента  в политике здравоохранения для преобразования всей системы здравоохранения с акцентом  продвижения профилактики заболеваний и болезней. Все чаще признается, что комплексный уход влияет на улучшение качества жизни и здоровья отдельных лиц. Здравоохранение - это система медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на укрепление, сохранение и восстановление здоровья индивида, применение новых подходов к комплексному уходу за пациентом с учетом его биопсихологических и социальных особенностей.

Философия сестринского дела и требования сестринской практики, позволили регулировать законодательно - повышенные требования к здравоохранению и соответствующему сестринскому образованию. Высококвалифицированная медицинская сестра должна обладать достаточными знаниями, навыками и уверенностью, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, который отвечает потребностям человека и общества. Мировая тенденция в социальных и медицинских реформах по внедрению новых организационных мер, направлена на более скоординированные и комплексные формы ухода, и есть - комплексное здравоохранение [3].

Материалы и  методы:

1.                  Анкетный опрос, проведенный в сентябреоктябре 2017 г. среди студентов по специалности “Медицинская сестра” в Медицинском Университете - Варна (130).

Проведенный в  августеоктябре 2017 г. среди медицинских сестер работающих на            практике при врачах (34).

2.                  Документальный метод – литературный анализ, на основе международного опыта,  нормативных документов, учебной документации, обучения по специалности „Медицинская сестра”.

Резултаты:

Сестринское дело - прикладная наука с уникальной структурой знаний, которая использует принципы  физических, биологических и поведенческих наук. Основная помощь - это целостный уход за человеком. Основное внимание медицинского процесса уделяется укреплению здоровья, наблюдению, лечению, восстановлению, поддержке и комплексному уходу для людей разного возраста с учетом факторов, которые влияют на них в целом. 

Термин «Укрепление здоровья» в первый раз был упомянут на  Первой международной конференции в Оттаве (Канада) в 1986 г, где учувствовали более 200 представителей разный стран. Современная парадигма определяет укрепление здоровья как процесс, позволяющий людям регулировать образ жизни для улучшения своего здоровья [8]. Основными целями стратегии «Здоровье для всех в XXI веке» являются - укрепление и сохранение здоровья людей на протяжении всей их жизни, а также сокращение распространения определенных заболеваний, травм, отравлений и облегчений страданий, которые они вызывают [9]. Согласно «Системе охраны здоровья», это может быть достигнуто посредством систем, которые гарантируют справедливый доступ к качественному здравоохранению, профилактике и контролю заболеваний, а также посредством законодательных мер по укреплению здоровья. Анализируя нормативные документы и документы «Системы охраны здоровья», было установлено, что в последние годы концепция по укреплению здоровья была дополнена - она включает мероприятия не только для укрепления положительных позиций, но и для предотвращения отрицательного влияния на  здоровье [6].

Основополагающим правом каждого человека является достижение максимально высокого уровня здоровья. Роль медицинских работников отражена в «Европейской политике здравоохранения: Здоровье 2020» как ключ к укреплению общественного здравоохранения.

Укрепление здоровья, благодаря медицинским сестрам, в научной литературе связано с общими универсальными принципами сестринского ухода. Наиболее распространенным вмешательством в укреплении здоровья, используемым медицинскими сестрами, является медицинское образование [14]. Подразумевается, что  медицинские сестры будут иметь знания об укреплении здоровья, уметь  эффективно содействовать здравоохранению и социальной помощи, и иметь возможность применять их к своей сестринской практике.

Согласно теории в области сестринского дела, наиболее распространенным фактором, влияющим на концепцию ориентации на здоровье, является индивидуальный подход [15]. Применение целостного подхода на практике по  содействию укрепления здоровья, дает возможности для оказания помощи отдельным лицам или их семьям, в принятии наилучшего решения в области здравоохранения, или в оказании поддержки людям в их приверженности к деятельности по укреплению здоровья [12]

Миссия сестры в современном мире требует изменений функций медицинской сестры, что также создает новый смысл в профессии. Из этой миссии происходят основные функции медсестры, определенные Европейским региональным советом Всемирной организации здравоохранения по вопросам сестринского дела в рамках проекта «Лемон»:

І функция – Обеспечение и ведение сестринского дела

ІІ функция– Обучение пациентов и персонала, оказывающих медико-санитарную помощь;

ІІІ функция -  Умение работать в медицинской бригаде;

ІV функция - Развитие сестринской практики путем применения ситуационного анализа и научных  исследований [1,2,4]

По словам Тончевой, размер сестринских функций  может быть представлен графически следующим образом [5] (Фигура 1):

Фигура 1.   Функционал медицинской сестры

Стратегии сестринского дела направлены на укрепление здоровья, в том числе предоставление информации пациентам и обучения их. Социальный и жизненный опыт, накопленный в процессе развития и формирования личности, влияет на понимание и желание вести здоровый образ жизни.Организация сестринской деятельности основана не только на выполнениях врачебных указаний, но и на лечении, которое учитывает индивидуальные потребности пациента. Оказание медицинской помощи, которая объединяет такие мероприятия как: реабилитация, медицинское обслуживание, уход на дому, социальную помощь, помощь в домашнем хозяйстве и помощь в организации повседневной жизни, все вышесказанное представляет совокупность  наилучшей возможной помощи, предоставляемую человеку для достижения высокого уровня его здоровья.

Обеспечение комплексного ухода будет способствовать созданию системы индивидуальной оценки потребностей пациентов, предоставления, документирования и мониторинга услуг, а также координации между различными участниками процесса по оказанию медицинской помощи. Активное участие родственников пациента, достижение высокого доверия у пользователей, создает условия для повышения мотивации коллектива, участвующего в этом процессе.

Согласно исследованию Сальчева П., комплексный уход- является мировой тенденцией в социальных и медицинских сферах, и внедрением новых организационных мер, направленных на более скоординированные и комплексные формы оказания помощи. Комплексный уход можно рассматривать как ответ на фрагментированное предоставление медицинских и социальных услуг, которое во многих странах признается проблемой. Комплексный уход - представляет собой концепцию, включающую начало, предоставление, управление и организацию услуг, связанных с диагностикой, лечением, уходом, реабилитацией и укреплением здоровья, долгосрочным мониторингом и обеспечением качества жизни, посредством надлежащей социальной поддержки нуждающихся лиц. Возможности, полученные благодаря университетскому  образованию медицинских сестер для укрепления навыков здравоохранения, изложены в результатах опроса, проведенного среди студентов, прошедших подготовку по специальности «Медицинская сестра», и которые работают на практике с врачами-специалистами. Применение комплексного ухода на практике является необходимостью, которая даст возможность оказания обобщающих медицинских услуг. Проблема комплексного ухода особенно актуальна, поскольку она включает сложный процесс, требующий времени и специальной подготовки (Фигура 2).

kikikikhikdikk

Фигура 2. Дисциплины, формирующие навыки применения комплексного ухода

Большинство опрошенных студентов указали на учебные дисциплины «Практические основы сестринского дела» (87%) и «Практическое обучение» (78%). Следующие по значимости для формирования навыков по применению комплексного ухода: «Теоретические основы сестринского дела» (45%) и «Клинические дисциплины» (37%). Процесс обучения в медицинских университетах направлен на предоставление расширенного объема знаний и навыков, возможностей для более широкого влияния на уход за пациентами в процессе лечения. Дисциплины, включенные в обучение студентов, направлены на приобретение знаний, навыков и возможностей применения новых подходов и взаимосвязанных мероприятий в процессе сестринских интервенций.

Стремление к повышению осведомленности и знаниям  сильно выражены среди  медицинских сестер при работе с  врачами общей практики (Фигура 3).

Фигура 3. Информированность о комплексном уходе

Участие в научных форумах - это возможность медицинских сестер отчитаться о полученной информации по комплексному уходу (65%). Формы, предоставляемые последипломным обучением, являются важной возможностью, обозначенная в анкетировании.

Данная возможность создана Медицинскими университетами, региональными министерствами здравоохранения, для получения информации о последних достижениях сестринского дела, была оценена медицинскими сестрами.

По словам Петровой Г., в Болгарии по-прежнему отсутствуют инициативы и практика комплексного ухода на национальном уровне, которые близки к идее комплексного ухода. Инициативы преимущественно выполняются на местном уровне и реализуются по различным проектам [3]:

Заключение:. Деятельность, ориентированная на пациента, должна быть организована посредством предоставления услуг многопрофильного коллектива. Роль медицинской сестры изменчива и разнообразна, определяется знаниями, навыками и усилиями, которые помогают пациенту и его семье в различных ситуациях. Современное сестринское дело- - это наука и искусство. Медицинские сестры сталкиваются с испытаниями  постоянных реформ в сфере здравоохранения, продолжающейся квалификацией и усовершенствованной  компетентности.

 



Список литературы:

  1. Грънчарова, Г. и колектив, Социална медицина, бр. 2, 1998, 11-13.
  2. Маркова, С., Европейските стандарти за взаимно признаване на професионалната квалификация. Здравни грижи, 2, 2005, 17-23.
  3. Петрова, Г., Интегрираните грижи – един възможен отговор на съвременните предизвикателства в здравеопазването, Варна, 2016.
  4. Попова, С., Социална медицина, Стено, Варна, 2010.
  5. Тончева С., Борисова С., Образователни възможности за повишаване компетенциите на медицинската сестра, сп. Здравни грижи, 2006, бр.41 стр. 12-17
  6. Тулевски Б., Н. Василевски. Промоция на здраве и първична профилактика на болестите при жените.
  7. СЗО. Европейска стратегия за обучение на медицински сестри и акушерки. Копенхаген. 1996.
  8. СЗО, Харта на Отава, 1986г.
  9. СЗО, Регионално бюро за Европа, Европейска политическа рамка и стратегия за 21 век.
  10. Bateson, P., Developmental plasticity and human health. Nature, volume 430, 2004, 419-421.
  11. Blaney, D. R., CH. J. Hobson. Cost- effective Nursing Practice: Guidilines for Nurse Managers. Lippincott Nursing Management Series, J. B. Lippincott Company, 1988, pp, 349.
  12. Hopia, H., Paavilainen, E., Åstedt-Kurki, P.. Promoting health for families of children with chronic conditions, Journal of Advanced Nursing , 2004, vol. 48 (pg. 575-583).
  13. Nagelkerk, Jean. Study Guidi for Huber Leadership and Nursing Care Management. W.B. Saunders Company, 1996, p.111.
  14. Robinson, S., Hill, Y.. The health promoting nurse, Journal of Clinical Nursing , 1998, vol. 7 (pg. 232-238).
  15. Runciman,P., Watson, H., McIntosh, J., Tolson, D.. Community nurses' health promotion work with older people, Journal on Advanced Nursing , 2006, vol. 55 (pg. 46-57).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: