» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (99) 2025

Автор: Долинная Анастасия Ивановна, педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Из опыта работы нейропсихолога в Реабилитационном центре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Статья просмотрена: 118 раз
Дата публикации: 05.06.2025

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГА В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Глазунова Елена Николаевна

Долинная Анастасия Ивановна

педагог-психолог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» Белгородская область, село Веселая Лопань

 

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы нейропсихолога в Реабилитационном центре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: нейрокоррекция, нейропсихолог, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья,  двигательная нейрокоррекция,  когнитивная нейрокоррекция.

 

Нейрокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важное направление в реабилитации, которое требует от специалистов высокой квалификации и чуткости к потребностям каждого ребенка.

 В последние десятилетия нейрокоррекция стала одним из важных методов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот подход основан на использовании специальных техник и упражнений, которые направлены на активизацию работы мозга и улучшение психомоторного развития.

В Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского акцент сделан на индивидуальный подход, что позволяет разрабатывать программы, максимально адаптированные под особенности каждого ребенка. Нейрокоррекция включает в себя комплекс мероприятий, направленных на стимуляцию и коррекцию работы мозга, что способствует улучшению обучаемости, памяти, внимания и других когнитивных функций.

Работа в Реабилитационном центре требует не только профессионализма, но и терпения, заботы и любви к своему делу. Нейропсихолог  Центра строит свою работу на принципах индивидуального подхода и учета нейропсихологического профиля каждого ребенка. Это означает, что перед началом занятий проводится тщательная диагностика, позволяющая выявить слабые и сильные стороны в работе мозга, определить зоны, требующие стимуляции и коррекции. Далее разрабатывается индивидуальная программа нейрокоррекции, которая максимально адаптирована под его потребности и особенности. В результате такой комплексной работы у детей происходят значительные улучшения, как в физическом состоянии, так и в психической сфере.

Арсенал методов нейрокоррекции, используемый нейропсихолом достаточно широк и включает в себя:

·                 Двигательная нейрокоррекция: Упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, координации движений, чувства равновесия. Эти упражнения стимулируют работу мозжечка и других структур мозга, отвечающих за двигательные функции и сенсорную интеграцию.

·                 Когнитивная нейрокоррекция: Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи и других когнитивных функций. Используются методики, основанные на принципах нейропсихологии, такие как метод замещающего онтогенеза, нейрогимнастика, и другие.

·                 Сенсорная интеграция: Занятия, направленные на гармонизацию работы сенсорных систем (зрение, слух, осязание, проприоцепция, вестибулярный аппарат). Используются различные материалы и оборудование для стимуляции сенсорных ощущений и формирования адекватных реакций на внешние раздражители.

Эффективность нейрокоррекции во многом зависит от регулярности занятий, индивидуального подхода и активного участия родителей в процессе реабилитации. В Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского специалисты стремятся к созданию благоприятной и поддерживающей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и мотивированы к занятиям.

Мой опыт работы в Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского с детьми с ОВЗ – это постоянный поиск индивидуальных решений и радость от каждого, даже небольшого, успеха ребенка.

Пример из практики:

Работая с мальчиком 7 лет с диагнозом "задержка психического развития (ЗПР) с выраженными нарушениями внимания и импульсивностью", я заметила, что ему сложно удерживать внимание на задании более 5 минут. После нейропсихологической диагностики выяснилось, что у него слабо развиты функции программирования и контроля деятельности, а также имеются трудности в переключении внимания.

В программу нейрокоррекции были включены упражнения на развитие произвольного внимания, такие как "Найди отличия", "Лабиринты", "Последовательные инструкции". Также использовались двигательные упражнения, направленные на стимуляцию мозжечка и улучшение координации движений.

Параллельно проводились занятия с логопедом, направленные на развитие речи и артикуляции. Важным элементом работы было взаимодействие с родителями, которым давались рекомендации по организации режима дня, созданию благоприятной обстановки для занятий и выполнению домашних заданий.

По окончании реабилитации в Центре, после месяца регулярных занятий я заметила значительные улучшения в поведении и когнитивных функциях мальчика. Он стал более внимательным, усидчивым, научился лучше контролировать свои импульсы. Улучшилась его речь, расширился словарный запас.

Этот пример показывает, что нейрокоррекция может быть эффективным методом помощи детям с ОВЗ, но требует индивидуального подхода, комплексной работы специалистов и активного участия родителей.

Нейрокоррекция – это перспективное направление в реабилитации детей с ОВЗ, позволяющее улучшить их когнитивные, двигательные и эмоциональные функции. Работа в Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского подтверждает эффективность этого метода и подчеркивает важность индивидуального подхода, комплексной работы специалистов и активного участия родителей в процессе реабилитации.

Семья играет ключевую роль в процессе нейрокоррекции. Поддержка и понимание родителей, их активное участие в занятиях и выполнении домашних заданий – это важные факторы, определяющие успех реабилитации ребенка.

            Мы уделяем большое внимание работе с родителями. Проводим индивидуальные консультации, рассказываем о принципах нейрокоррекции, даем рекомендации по организации режима дня, созданию благоприятной обстановки для занятий и выполнению домашних заданий. Организуем групповые занятия для родителей, где они могут обмениваться опытом, получать поддержку и задавать вопросы специалистам.

Важно, чтобы родители понимали, что нейрокоррекция – это не волшебная таблетка, а длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения, настойчивости и веры в ребенка. Поддержка и любовь родителей, их вера в потенциал ребенка – это мощный стимул для его развития и достижения успеха.

В заключение, хочется отметить, что работа нейропсихолога в реабилитационном центре – это не только применение научно обоснованных методик, но и постоянное творчество, поиск новых подходов и искренняя вера в потенциал каждого ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и успех нейрокоррекции во многом зависит от умения специалиста найти индивидуальный ключ к его развитию, создать атмосферу доверия и поддержки, и помочь ему раскрыть свои возможности.

В нашем Центре мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок с ОВЗ получил необходимую помощь и поддержку, чтобы он мог реализовать свой потенциал и стать полноценным членом общества. Верим, что нейрокоррекция – это один из эффективных инструментов, который помогает нам достичь этой цели.

Нейрокоррекция – это динамично развивающаяся область, требующая постоянного самосовершенствования и поиска новых подходов. Работа нейропсихолога в реабилитационном центре – это не только применение научно обоснованных методик, но и постоянное творчество, поиск индивидуальных решений и искренняя вера в потенциал каждого ребенка.

Мы верим, что каждый ребенок с ОВЗ имеет право на счастливое и полноценное будущее. И мы, специалисты Реабилитационного центра имени В. З. Гетманского, делаем все возможное, чтобы помочь им реализовать свой потенциал и стать полноценными членами.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
  2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
  4. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1992.
  5. Безруких М.М. Лсворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург 1998.
  6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М.. 2001
  7. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
  8. Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нсйропсихологичсская коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
  9. Гаваа Л. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1990.
  10. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.
  11. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.. 1988
  12. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой. М., 1997.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: