» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (99) 2025
Автор: Долинная Анастасия Ивановна, педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Из опыта работы нейропсихолога в Реабилитационном центре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дата публикации: 05.06.2025
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГА
В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Глазунова Елена Николаевна
Долинная Анастасия Ивановна
педагог-психолог
ОГБУ
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени
В.З. Гетманского» Белгородская область, село Веселая Лопань
Аннотация. В
статье представлен опыт работы нейропсихолога
в Реабилитационном центре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: нейрокоррекция, нейропсихолог, реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья, двигательная нейрокоррекция, когнитивная нейрокоррекция.
Нейрокоррекция детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важное
направление в реабилитации, которое требует от специалистов высокой
квалификации и чуткости к потребностям каждого ребенка.
В
последние десятилетия нейрокоррекция стала одним из
важных методов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Этот подход основан на использовании специальных техник и упражнений, которые
направлены на активизацию работы мозга и улучшение психомоторного развития.
В Реабилитационном центре имени
В. З. Гетманского акцент сделан на индивидуальный подход, что позволяет
разрабатывать программы, максимально адаптированные под особенности каждого
ребенка. Нейрокоррекция включает в себя комплекс
мероприятий, направленных на стимуляцию и коррекцию работы мозга, что
способствует улучшению обучаемости, памяти, внимания и других когнитивных
функций.
Работа
в Реабилитационном центре требует не только профессионализма, но и терпения,
заботы и любви к своему делу. Нейропсихолог Центра строит свою работу на принципах
индивидуального подхода и учета нейропсихологического профиля каждого ребенка.
Это означает, что перед началом занятий проводится тщательная диагностика,
позволяющая выявить слабые и сильные стороны в работе мозга, определить зоны,
требующие стимуляции и коррекции. Далее разрабатывается индивидуальная
программа нейрокоррекции, которая максимально
адаптирована под его потребности и особенности. В результате такой комплексной
работы у детей происходят значительные улучшения, как в физическом состоянии,
так и в психической сфере.
Арсенал
методов нейрокоррекции, используемый нейропсихолом достаточно широк и включает в себя:
·
Двигательная нейрокоррекция:
Упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, координации
движений, чувства равновесия. Эти упражнения стимулируют работу мозжечка и
других структур мозга, отвечающих за двигательные функции и сенсорную
интеграцию.
·
Когнитивная нейрокоррекция: Игры и
упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи и других
когнитивных функций. Используются методики, основанные на принципах
нейропсихологии, такие как метод замещающего онтогенеза, нейрогимнастика,
и другие.
·
Сенсорная интеграция: Занятия, направленные на гармонизацию работы
сенсорных систем (зрение, слух, осязание, проприоцепция,
вестибулярный аппарат). Используются различные материалы и оборудование для
стимуляции сенсорных ощущений и формирования адекватных реакций на внешние
раздражители.
Эффективность
нейрокоррекции во многом зависит от регулярности
занятий, индивидуального подхода и активного участия родителей в процессе
реабилитации. В Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского специалисты
стремятся к созданию благоприятной и поддерживающей среды, в которой дети
чувствуют себя комфортно и мотивированы к занятиям.
Мой
опыт работы в Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского с детьми с ОВЗ –
это постоянный поиск индивидуальных решений и радость от каждого, даже небольшого,
успеха ребенка.
Пример
из практики:
Работая
с мальчиком 7 лет с диагнозом "задержка психического развития (ЗПР) с
выраженными нарушениями внимания и импульсивностью", я заметила, что ему
сложно удерживать внимание на задании более 5 минут. После нейропсихологической
диагностики выяснилось, что у него слабо развиты функции программирования и
контроля деятельности, а также имеются трудности в переключении внимания.
В
программу нейрокоррекции были включены упражнения на
развитие произвольного внимания, такие как "Найди отличия",
"Лабиринты", "Последовательные инструкции". Также
использовались двигательные упражнения, направленные на стимуляцию мозжечка и
улучшение координации движений.
Параллельно
проводились занятия с логопедом, направленные на развитие речи и артикуляции.
Важным элементом работы было взаимодействие с родителями, которым давались
рекомендации по организации режима дня, созданию благоприятной обстановки для
занятий и выполнению домашних заданий.
По
окончании реабилитации в Центре, после месяца регулярных занятий я заметила
значительные улучшения в поведении и когнитивных функциях мальчика. Он стал
более внимательным, усидчивым, научился лучше контролировать свои импульсы.
Улучшилась его речь, расширился словарный запас.
Этот
пример показывает, что нейрокоррекция может быть
эффективным методом помощи детям с ОВЗ, но требует индивидуального подхода,
комплексной работы специалистов и активного участия родителей.
Нейрокоррекция – это перспективное направление в реабилитации детей с ОВЗ, позволяющее
улучшить их когнитивные, двигательные и эмоциональные функции. Работа в
Реабилитационном центре имени В. З. Гетманского подтверждает эффективность
этого метода и подчеркивает важность индивидуального подхода, комплексной
работы специалистов и активного участия родителей в процессе реабилитации.
Семья
играет ключевую роль в процессе нейрокоррекции.
Поддержка и понимание родителей, их активное участие в занятиях и выполнении
домашних заданий – это важные факторы, определяющие успех реабилитации ребенка.
Мы
уделяем большое внимание работе с родителями. Проводим индивидуальные
консультации, рассказываем о принципах нейрокоррекции,
даем рекомендации по организации режима дня, созданию благоприятной обстановки
для занятий и выполнению домашних заданий. Организуем
групповые занятия для родителей, где они могут обмениваться опытом, получать
поддержку и задавать вопросы специалистам.
Важно,
чтобы родители понимали, что нейрокоррекция – это не
волшебная таблетка, а длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения,
настойчивости и веры в ребенка. Поддержка и любовь родителей, их вера в
потенциал ребенка – это мощный стимул для его развития и достижения успеха.
В
заключение, хочется отметить, что работа нейропсихолога
в реабилитационном центре – это не только применение научно обоснованных
методик, но и постоянное творчество, поиск новых подходов и искренняя вера в
потенциал каждого ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и успех нейрокоррекции во многом зависит от умения специалиста
найти индивидуальный ключ к его развитию, создать атмосферу доверия и
поддержки, и помочь ему раскрыть свои возможности.
В нашем
Центре мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок с ОВЗ получил необходимую
помощь и поддержку, чтобы он мог реализовать свой потенциал и стать полноценным
членом общества. Верим, что нейрокоррекция – это один
из эффективных инструментов, который помогает нам достичь этой цели.
Нейрокоррекция – это динамично развивающаяся область, требующая постоянного
самосовершенствования и поиска новых подходов. Работа нейропсихолога
в реабилитационном центре – это не только применение научно обоснованных
методик, но и постоянное творчество, поиск индивидуальных решений и искренняя
вера в потенциал каждого ребенка.
Мы
верим, что каждый ребенок с ОВЗ имеет право на счастливое и полноценное
будущее. И мы, специалисты Реабилитационного центра имени В. З. Гетманского,
делаем все возможное, чтобы помочь им реализовать свой потенциал и стать
полноценными членами.
Список литературы:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
- Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
- Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1992.
- Безруких М.М. Лсворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург 1998.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М.. 2001
- Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
- Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нсйропсихологичсская коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
- Гаваа Л. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1990.
- Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.. 1988
- Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой. М., 1997.
Комментарии:







