» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Мышак Елена Алексеевна, преподаватель кафедры романо-германских мов и перевода
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Аспекты гуманистически ориентированной педагогической деятельности преподавателя вуза

Статья просмотрена: 93 раз

УДК 377. 633. 035: [304.44+009] (043.3)

АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Мышак Елена Алексеевна

преподаватель кафедры романо-германских мов и перевода

Национального университета биоресурсов и природопользования Украины

гиев, Украина

Аннотация. Рассмотрены вопросы педагогической деятельности преподавателя высшего аграрного учебного заведения в условиях гуманизации высшего образования. Определены гуманистическая направленность личности преподавателя и совокупность качеств, необходимых ему для реализации гуманистически ориентированной деятельности в подготовке специалистов. Сделана попытка осуществить анализ причин, препятствующих преподавателям использовать педагогически целесообразные гуманистические принципы в правильном подборе содержания, технологий, форм и методов обучения на современном этапe.

 

Ключевые слова: метод проектов, гуманистическая направленность, будущие биотехнологи, личностно-профессиональные качества.

 

В основных положениях "Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы", Законе Украины "О высшем образовании", "Концепции реформирования и развития аграрного образования и науки" акцентируется на реализации гуманистической парадигмы образования.

Характерная особенность современных образовательных программ – направленность на гуманизацию профессиональной подготовки, целью которой является двойной процесс: общепрофессиональное развитие и профессиональное самовоспитание индивидуально-личностных качеств. За этим стоит осознанное стремление к новому качеству подготовки специалистов. Говоря о гуманизации образования, педагоги сосредотачиваются в основном на создании условий для развития личности студента и забывают о другом равноправном субъекте учебного процесса – преподавателе и его развитии как специалиста и личности.

В то же время, гуманизацию, по мнению Зязюна И. А., «невозможно свести к каким-то конкретным технологиям или методам, это целостная ориентация, в основе которой перестройка личностных установок педагога» [3, с.9-11].

Считаем, что результативность процесса гуманизации образования в высшей школе обусловлена особенностями педагогической деятельности преподавателя, которая по своей природе имеет гуманистический характер.

Анализ последних исследований и публикаций. В педагогической науке проблемам гуманизации посвящены многочисленные труды ученых. Различные аспекты гуманизации образования, обоснование гуманистических принципов и методов обучения нашли отражение в трудах И. Аносова, И. Астаховой, Г. Балла, Р. Беланова, В. Бондарь, А. Вершининой,                А. Вишневского, К. Гавриловца, С. Гончаренко, М. Добрускина, В. Зинкевичус,  И. Зязюна,     И. Киреевой, В. Казакова, А. Листопад, Л. Онищук, М. Романенко, Т. Солодовой, А. Сущенко, И. Тимчук, Л. Товажнянского, Л. Хоружей, Е. Шиянова, В. Шубина и др.

Об актуальности подготовки преподавателей, способных осуществлять обучение будущих специалистов на гуманистических принципах, свидетельствуют многочисленные публикации последних лет. Аспекты формирования личности педагога, технологические вопросы совершенствования подготовки специалистов в высших аграрных учебных заведениях освещены в исследованиях И. Блозвы, И. Буцика, Д. Геляровськой, А. Демина, В. Ильина,         Н. Журавской, Т. Ищенко, А. Колоска, П. Лузана, В. Манько, А. Сущенко. Развитие педагога как личности и профессионала стало предметом исследования Е. Зеера, К. Левитана,                  И. Лушникова, А. Маркова, Л. Митиной,  В. Сластенина.

Цель статьи –  исследование  педагогической деятельности преподавателя высшей школы в контексте гуманизации образования.

Изложение основного материала исследования. Считаем, что эффективность гуманизации высшего образования определяется сформированностью преподавателя как личности. Мы присоединяемся к мнению А. Сущенко о необходимости особого внимания к личности преподавателя, содействию процессу самореализации его гуманистического потенциала в педагогической деятельности, объективации гуманистических резервов как элементов мотивационной сферы и структуры личности [6, с. 38].

Современные требования к личности педагога состоят в том, что «педагогическим работником должна быть личность с высокими моральными качествами, имеющая соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляющая педагогическую деятельность, обеспечивающая результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья  которой позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях» [1, c. 412].

В соответствии с теоретическими исследованиями нами определена совокупность качеств, необходимых преподавателям для реализации гуманистически ориентированной деятельности в подготовке специалистов.

Профессиональные знания: методологические – включают содержательные понятия о гуманизме, гуманности, гуманитаризации образования; социально-гуманитарную и профессиональную подготовку; основные направления гуманистической направленности, а также общие принципы психолого-педагогических явлений; теоретические – определение гуманистической направленности дисциплин социально-гуманитарного и специального циклов; личностно-ориентированная дидактика; процессы гуманизации и гуманитаризации в профессиональном образовании, цели и задачи гуманистического образования; принципы, формы и методы гуманистического обучения; методические – особенности социально-гуманитарной и профессиональной подготовки в вузе; технологические – средства и приемы гуманизации образования.

Профессиональные умения: гностические – умение создать психологический климат доверия, формы общения в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей личности; умение корректно формулировать и аргументировать, отстаивая свое мнение; избегать авторитаризма и превосходства; информационные – стремление и способность адаптировать учебную информацию в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями студентов, быть ориентированным на их интересы и потребности; организаторские – умение организовывать учебно-воспитательную и внеаудиторную работу с каждым студентом, активизировать его способности; коммуникативные – умение вызвать доверие, создавать ситуацию успеха, сочувствие и общность в решении поставленных задач; учитывать индивидуальные особенности, умение быть эмпатийным; технологические – умение привлечь студента к решению поставленных на занятии задач, используя принципы гуманизма, эмоционально-положительную атмосферу в процессе обучения; прикладные – умение учитывать и контролировать проявления своих индивидуальных особенностей в ситуации взаимодействия [5, c. 60].

Роль преподавателя в формировании гуманистических ценностей личности студента проявляется не только в правильном подборе содержания, технологий, форм и методов обучения, но и в систематической целенаправленной работе над собой, в развитии и совершенствовании моральных качеств собственной личности  [4, c. 230]. 

Сегодня подходить к учебному процессу в высшей школе так, как это было раньше, нерационально. Безапелляционная власть авторитарной педагогики слишком разделяет преподавателя и студента. Она затмевает равноправие двух сторон (преподаватель – студент), угнетает, не дает возможности молодым людям всесторонне проявить себя. Необходимо отдавать предпочтение демократической педагогике сотрудничества, которая ставит перед собой цель равноправных отношений между студентами и преподавателями, разрушает барьер между теми, кто учит, и теми, кого обучают. Это педагогика взаимного доверия и уважения, содружества и творчества.

К сожалению, на современном этапе соблюдение преподавателями педагогически целесообразных гуманистических принципов в правильном подборе содержания, технологий, форм и методов обучения почти не реализуется. Подавляющее большинство преподавателей склоняется к использованию традиционных форм обучения, руководствуясь при этом различными причинами.

Считаем, что одной из доминантных причин сдерживания активного и целенаправленного участия преподавателя в решении задач формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста    это проблема оценивания педагогической деятельности преподавателей университетов Украины. Изучив опыт обозначенной работы в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины, мы пришли к выводу, что среди возможного спектра критериев оценивания деятельности преподавателя аграрного университета используется только один – самооценка. Рассмотрим подробнее этот аспект.

Рейтинг современного преподавателя высших аграрных учебных заведений определяется по результатам его учебной, учебно-методической, научной, воспитательной деятельности и внедрения научных достижений в производство. Преподаватель, имея подробную методику по оценке его учебно-научно-методических достижений за год, самостоятельно определяет свой рейтинг. На результаты его учебной работы существенно влияет количество выполненных учебных часов; в оценке результатов методической работы доминирует количество опубликованных методических рекомендаций и их объем (в печатных листах); научные достижения, в основном, определяются количеством докладов на научно-методических конференциях, статей, монографий. При подведении итогов воспитательной работы учитывается количество проведенных воспитательных мероприятий – бесед со студентами, экскурсий, вечеров, конкурсов и т.д.

Таким образом, в рейтинговом оценивании педагогической деятельности преподавателя аграрного вуза акценты сделаны на количественные показатели его работы, а качественные показатели педагогической деятельности остаются без внимания. Речь идет о лекционном мастерстве преподавателя, его умении реализовывать современные дидактические технологии, педагогическую технику, значимость научных достижений (разработаны научные технологии, методики, системы, а не количество печатных научных статей) и др. [2, с. 57].

В связи с этим, считаем, для решения этой проблемы целесообразно обратиться к опыту системы высшего образования США, где доминируют подходы, при которых качество работы преподавателя является определяющим критерием оценивание его деятельности. производится на основе комплексного изучения деятельности преподавателя,  при котором используются следующие критерии   его оценки: систематический формальный рейтинг у студентов; неформальный рейтинг у  студентов; оценка руководителя; рейтинг среди коллег; оценивание комитета преподавателей; содержание конспектов курса, который преподается; участие преподавателя в рабочих семинарах; остаточные знания студентов; результаты экзаменов; популярность элективных курсов (количество студентов, которые посещает) самооценка (итоговый доклад преподавателя).

Стоит отметить, что оценивание педагогической деятельности преподавателей университетов США является разносторонним, в нем задействованы коллеги, администрация, студенты, общественность. Следует указать, что доминирующими показателями при оценке педагогического мастерства преподавателя являются  мнения студентов и результаты его учебной работы. В частности, после прослушивания  курса студентам предлагается оценить его важность, полезность, логичность содержания и тому подобное. Кроме того, респонденты оценивают педагогическую технику преподавателя, личностные качества, отношение к студентам, определяют сильные и слабые его стороны.

Следует отметить, что результаты оценивания преподавателей студентами доступны широкой общественности. Для того, чтобы не ошибиться в правильности своего выбора, студенты знакомятся с содержанием и последовательностью курса и результатам анкетирования преподавателя своими предшественниками (преимущественно курс преподают несколько преподавателей). В свою очередь, и для преподавателей полезна информация об отношении студентов к предлагаемому курсу и к нему как к педагогу. Считаем, что освещенный опыт организации оценивания педагогической деятельности преподавателей университетов США может стать ценным источником идей для формирования личности преподавателя высшей школы, способного осуществлять обучение студентов на гуманистических началах.

Важной причиной торможения процесса формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста считаем однобокое понимание образовательной деятельности преподавателями вузов. В отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, которые имеют высшее профессиональное педагогическое образование, обогащенное личным опытом преподавания в школе и опытом педагогических исследований в аспирантуре педагогического вуза, преподаватели многих вузов другого профиля (технических, экономических, медицинских, сельскохозяйственных и т.п.) не имеют профессиональной психолого-педагогической подготовки, а являются специалистами из разных предметных областей, не ориентированных  на образовательную деятельность.

Спецификой высшего аграрного образования является то, что многие преподаватели имеют профессиональное сельскохозяйственное образование, относясь к педагогической деятельности как к производственной сфере. В организации учебно-воспитательного процесса в связи с таким пониманием образовательной деятельности возникают определенные трудности. В практике обучения недостаточно реализуется аксиологический потенциал дисциплин общекультурной и профессиональной подготовки обществоведения. Большинство преподавателей своей основной задачей считает обеспечение усвоения студентами инженерно-технических специальностей необходимых знаний, умений и навыков, а формирование гуманистических ценностей считает прерогативой семьи, церкви, общественных организаций и соответствующих должностных лиц в вузах (кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе , студенческого актива и т.д.).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в контексте гуманизации образования стратегия деятельности преподавателя имеет принципиально иной смысл – формирование нового типа личности во всей многогранной полноте ее интеллектуального, культурного, психологического и социального развития, которая отвечает современным условиям. Особую значимость приобретает проблема развития личности преподавателя высшей школы, способного осуществлять обучение студентов в контексте гуманизации образования. К сожалению, надлежащая работа в этом направлении в учебных заведениях не имеет четкой целеустремленности и последовательности, а то и вовсе отсутствует. Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью и консерватизмом, не способствует формированию личности преподавателя высшей школы, способного осуществлять обучение будущих специалистов на гуманистических началах.

 



Список литературы:

  1. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів / Н.П. Волкова. – К.: Видавничий центр «Академія», 2002. – 576 с.
  2. Вощевська О. В. Професійна підготовка інженерів-аграрників в системі вищої освіти США : дис. …. канд. пед. наук: 13.00.04/ Вощевська Ольга Володимирівна. – Тернопіль, 2008. – 125 с.
  3. 3.Зязюн І. А. Сучасна освіта в контексті гуманістичної філософії / І. А. Зязюн // Діалог культур : Україна у новому контексті : філософія освіти. – Львів : Світ, 1999. – С. 5-12.
  4. Myshak H. Orientation of university lecturer individual in the context of education humanization //Науковий вісник НУБіП України. Серія: Педагогіка, психологія, філософія. – 2014. – №. 199.
  5. Нерух Н. B. Формування гуманістичної спрямованості майбутніх агрономів в процесі вивчення соціогуманітарних дисциплін: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Нерух Наталія Василівна. − К., 2009. — 298 с.
  6. Сущенко А. В. Теоретико-методичні основи гуманізації педагогічної діяльності вчителя в основній школі : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра. пед. наук : 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / А. В. Сущенко. – Харків, 2004. – 44 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: