» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Тетеревлева Станислава Николаевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Регулирование признаков преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в уголовном праве зарубежных стран

Статья просмотрена: 1209 раз

УДК 343.2/.7

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПНОГО НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Тетеревлева Станислава Николаевна

студент, кафедра уголовного, экологического права и криминологии,

Дураев Таулан Азреталиевич

кандидат юридических наук, доцент по кафедре уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевскогo, г. Саратов

 

Аннотация. Статья посвящена правонарушениям, связанным с правилами дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств. Анализируются уголовно-правовые нормы зарубежных стран. Также дается сравнение относительно российского законодательства.

Ключевые слова: транспортная безопасность; нарушение правил дорожного движения; уголовно-правовые нормы зарубежных стран.

 

Проблематично представить день и жизнь человека в целом без транспорта. Из этого можно сделать небольшой вывод, что человек каждый день подвергается опасности. В любой момент может произойти ДТП, в результате случайного стечения обстоятельств, от которых никто не застрахован.

Безопасность дорожного движения это огромная совокупность мероприятий, задачей которых является обеспечение безопасности всех, без исключения, участников дорожного движения: водителей транспортных средств, пассажиров транспортных средств, а также пешеходов. Законодательство рассматривает безопасность дорожного движения как уровень защиты участников от дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) и их последствий. ДТП классифицируется как событие, которое возникает в процессе движения транспортного средства по дороге, либо при его участии, во время которого произошло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо смерть потерпевшего, а также повреждение транспортных средств, сооружений или причинён какой-либо материальный ущерб собственности.

ДТП является одной из основных и самых опасных угроз здоровью и жизни людей. Дорожно-транспортные происшествия причиняют ущерб превышающий размер ущерба от вместе взятых происшествий связанных с другими видами транспорта. Исследование статистических данных ВОЗ[1] показывает, что ежегодно в ДТП погибают 1,2 млн. человек. В России среднее число составляет 27т. человек, в зарубежных странах, к примеру, в США, это число составляет свыше 40т. человек. Проанализированные среднестатистические данные показывают, что в США с начала ХХ века в дорожно-транспортном происшествии погибло свыше 3 миллионов человек, к слову это превышает в 4,5 раза численность погибших людей во всех военных конфликтах США с 1744года.

Во всех странах мира устанавливается ответственность на такое преступное посягательство, как посягательство на безопасность дорожного движения. Это вполне логично, так как с каждым годом количество автотранспорта на дорогах растет, из этого следует, что возможность причинения вреда общественным отношениям, которые связаны с дорожным движением и эксплуатацией транспортных средств также увеличивается. Но в силу определенных различий каждая страна регулирует данные опасные деяния в соответствии со своим законодательством. Резюмирую вышесказанное, считаю целесообразным проанализировать составы преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, закрепленных в уголовном праве разных стран.

Рассмотрим уголовную политику Германии. Действующий Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии (далее – ФРГ) восходит к Уголовному кодексу Германской империи от 15 мая 1871 года. Всего УК ФРГ содержит 30 разделов, но нас интересует именно 28 раздел «Общеопасные наказуемые деяния» и входящий в состав этого раздела параграф №315c «Нарушение правил безопасности дорожного движения». Следует отметить, что законодатель ФРГ четко определяет какие конкретно нарушения дорожного движения подлежат уголовному наказанию. Также обратим внимание на тот факт, что для назначения наказания по данной статье, не требуется наступление особых последствий, в отличие от квалификации преступлений по аналогичной статье в Российском законодательстве. То есть в УК ФРГ преступлением является сам факт нарушения правил, которые указаны в кодексе. Получается, что в Германии лишь за одно создание угрозы жизни или здоровью человека, или чужой вещи, которая имеет значительную стоимость, в результате нарушения правил дорожного движения, уже наступает уголовная ответственность.

Стоит обратить внимание также на параграф №316 УК ФРГ, а именно сопоставить его с параграфом №315с. Согласно этим двум нормам водитель, который управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием других одурманивающих средств, т.е. был не в состоянии безопасно управлять транспортным средством, наказывается не только за создание угрозы жизни и здоровью другого человека или чужой вещи, которая имеет значительную стоимость, но и за сам факт того, что он управлял транспортным средством в таком состоянии. И следует заметить, что наказание представляет собой вполне реальное лишение свободы. Здесь нельзя оставить без внимания тот факт, что в Уголовном кодексе Российской Федерации подобная норма отсутствует.

Последнее на что хотелось бы обратить внимание в Германском законодательстве, это отсутствие акцентирования внимания в уголовно-правовых нормах на нарушениях связанных непосредственно с эксплуатацией транспортных средств, в отличие от Российского уголовного права, где законодатель делает на этом акцент [1][2].

Интерес к рассмотрению уголовного законодательства вызывает и Швейцария. Уголовный кодекс Швейцарии состоит из 3 книг, каждая из которых подразделяется на разделы, а те в свою очередь содержат статьи. Нас интересует вторая книга, 9 раздел «Преступления и проступки против общественного транспорта». Не смотря на наличие данного раздела, в нем отсутствует норма, которая закрепляла бы ответственность за преступления против безопасности дорожного движения. По сути дела, всё ограничивается только одной статьей 237, но там речь идет именно об «общественном транспорте», т.е. деятельности транспорта в общественном месте. Преступления против безопасности дорожного движения скорее квалифицируются по ст. 117 «Неосторожное убийство».

Следует отметить сходство норм уголовного кодекса Швейцарии и Германии, связанных с безопасностью дорожного движения. Как и в УК ФРГ, Швейцарский законодатель устанавливает уголовную ответственность только лишь за сам факт нарушения правил дорожного движения, т.е. здесь также присутствует усеченный состав преступления. Что касается сравнения с Российским законодательством, то здесь можно отметить отличие в норме связанной с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В Уголовном кодексе Швейцарии ответственность за данное правонарушение отсутствует. [3]

Следующей страной, на уголовно-правовые нормы которой, хотелось бы обратить внимание, является Испания. Действующий Уголовный кодекс Испании был принят в 1995 г. и вступил в силу 24 мая 1996г. Нормы, которые нас интересуют, расположены во 2 книге, XVII разделе, главе IV «О преступлениях против безопасности на транспорте». Уголовный кодекс Испании в значительной мере отличается от Уголовного кодекса Российской Федерации. Дело в том, что в УК Испании выделяется несколько самостоятельных составов преступлений против безопасности дорожного движения. Собственно начинается это прямо со статьи 379: «Тот, кто будет вести автомобиль или мотоцикл, находясь под влиянием токсических, наркотических или психотропных веществ, а равно алкогольных напитков, наказывается арестом на срок от восьми до двенадцати выходных дней или штрафом на сумму от трех до восьми месячных заработных плат и в любом случае лишением права водить автомобиль и мотоцикл соответственно на срок от одного года до четырех лет». Сразу можно отметить, что ответственность за данное правонарушение по УК Испании явно отличается от санкций УК РФ по той же норме. Законодатель Испании установил более мягкое наказание для правонарушителя. Но есть и другое различие в уголовно-правовых нормах Испании и России. Так, согласно ст. 380 УК Испании: «Водитель, который после требования представителя власти откажется подвергнуться законно установленному освидетельствованию для проверки деяний, предусмотренных в предыдущей статье (ст. 379), наказывается как виновный в тяжком неповиновении по статье 556 настоящего Кодекса». Как нам известно, в России санкция за данное правонарушение содержится в другом нормативном акте, а именно в КоАП РФ, статье 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» [4]. Далее внимание хотелось бы обратить на следующую статью УК Испании, ст. 381: «Тот, кто будет вести автомобиль или мотоцикл с явным безрассудством и поставит в конкретную опасность жизнь или здоровье людей, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до двух лет и лишением права водить автомобиль и мотоцикл на срок от одного года до шести лет». Данный состав звучит немного непривычно, в сравнении с Российским законодательством. Что можно считать безрассудством? Безрассудный человек, это человек, который поступает вопреки здравому смыслу, он неосмотрителен, его действия можно назвать неблагоразумными. В любом случае, на мой взгляд, квалифицировать преступное деяние по данной статье УК Испании довольно затруднительно без конкретных уточнений данного понятия «безрассудство». Как говорилось ранее, законодатель Испании выделяется несколько самостоятельных составов преступлений против безопасности дорожного движения. Следующий такой состав содержится в статье 382 с указанием вполне конкретных нарушений: «Наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до двух лет и штрафом на сумму от трех до восьми месячных заработных плат тот, кто создаст большой риск для уличного движения одним из следующих способов: 1) Нарушит правила безопасности движения, установив на Дороге неожиданные препятствия, разлив скользкие или легковоспламеняющиеся вещества, переместив или повредив дорожные знаки или любым другим образом. 2) Не восстановит безопасность дороги в случаях, когда он имел такую обязанность». Как отдельный, самостоятельный состав выделяются также действия, которые состоят из элементов статьи 381 и статьи 384 УК Испании, т.е. «с сознательным  пренебрежением к жизни других людей». В этом случае уголовное наказание назначается «в виде тюремного заключения на срок от одного  до четырех лет, штрафом на сумму от шести до двенадцати месячных заработных плат и лишением права вождения автомобиля и мотоцикла на срок от шести до десяти лет». Стоит отметить, что срок лишения права вождения достаточно велик. [5]

Вернемся к рассмотрению уголовно-правовых норм других стран. Нельзя оставить без внимания, бывшие союзные республики СССР. Уголовные нормы этих стран наиболее схожи с Российским законодательством, но стоит отметить, что некоторые бывшие союзные республики попытались перенять законодательство западноевропейских стран, о чем будет говориться чуть позже.

Рассмотрим уголовно-правовые нормы Армении. Уголовный кодекс этой страны очень схож с российским уголовным кодексом. Он состоит из 2 частей, общей части и особенной, содержит 14 разделов и 34 главы. Нас интересует глава 23 «Преступления против общественной безопасности». Интересующие нас нормы содержаться в ст.ст.242 – 247. Начнем со статьи 242: «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Сразу отмечу тот факт, что законодатель Армении не предусмотрел в качестве санкции возможность лишения виновного права  управления  транспортным средством, правда формулировка «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью…» подразумевает, что такая возможность все же есть. Разберем более детально санкции за нарушение правил дорожного движения (далее – ПДД) и эксплуатации транспортных средств, и сравним с уголовным кодексом Российской Федерации. Здесь можно отметить различие, связанное со сроками ареста. В УК Армении срок ареста за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств причинившее по неосторожности тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека, составляет от одного до трех месяцев, в то время, как согласно УК РФ, срок ареста по той же норме составляет до шести месяцев. Также есть различия в санкциях связанных с нарушением ПДД, которое повлекло за собой по неосторожности смерть двух или более человек. Квалифицируя данные нарушения, законодатель Армении установил более строгое наказание, в виде лишения свободы от четырех до десяти лет, в то время, как российский законодатель предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в УК Армении передача транспортного средства лицу, находящемуся в состоянии опьянения или не достигшему шестнадцатилетнего возраста является отдельным, самостоятельным преступным деянием (ст.243 УК Армении). Правда есть одно небольшое уточнение, данное деяние становится преступным только в том случае, если повлекло за собой последствия, предусмотренные ст.ст.241, 242 УК Армении.

Различия между уголовно-правовыми нормами России и Армении также заключаются в том, что УК Армении содержит санкции за оставление места ДТП, а Уголовный кодекс России нет. Статья, содержащая санкции относительно этого правонарушения утратила силу в 2003 году. Правда, нужно отметить, что ответственность за данное деяние в российском законодательстве все же есть, и содержится в ст.12.27 КоАП. И хотя тема моей статьи связана с уголовно-правовыми нормами, а описанное выше правонарушение, согласно российскому законодательству является административным, все же отмечу различие в санкциях. УК Армении квалифицируя данное деяние как преступное (оставление места ДТП) устанавливает санкцию в виде исправительных работ на срок не свыше двух лет, либо арест на срок не свыше трех месяцев, либо лишение свободы на срок не свыше двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок не свыше трех лет или без такового. Кодекс об административных правонарушения России за то же правонарушение устанавливает наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. [6]

В большей степени отличия от Уголовного кодекса России наблюдаются в Уголовном кодексе Эстонии. Состав, который нас интересует, расположен в главе 11 «Преступления против общественного порядка и общественной безопасности». Здесь можно отметить сходство уголовно-правовых норм с нормами западноевропейских стран, законодательство которых рассматривались в начале статьи. Но есть и некие различия, например в объективной стороне. Основной состав рассматриваемых преступлений включает в себя не только причинение вреда здоровью, но и причинение смерти потерпевшему, а это в свою очередь влечет более строгую санкцию – до пяти лет лишения свободы. [7]

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это Уголовный кодекс Украины.  Преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта в УК Украины законодатель посвятил целый раздел. Интересующий нас состав заключен в статье 286 «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами». Украинский законодатель рассматривает данный состав довольно кратко, но, тем не менее, очень четко. В соотношении с УК РФ, отмечу явные различия в санкциях. Так Уголовный кодекс Украины, как и УК Эстонии, содержит в качестве квалифицирующего признака нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, которое повлекло причинение не только тяжких телесных повреждений, но и смерть потерпевшего, отсюда и различия в санкциях - лишение свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового. Далее, различается наказание за подобное деяние, повлекшее за собой гибель нескольких лиц, согласно УК Украины это только лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет. Российский же законодатель установил санкцию в виде  принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. [8]

Подводя итог, можно сказать, что состав преступного деяния, который звучит в уголовном законодательстве России как «нарушение правил дорожного движения  и  эксплуатации  транспортных  средств» в той или иной мере содержится во всех уголовных законах. Это, в свою очередь, свидетельствует об его вполне объективной общественной опасности. Но, несмотря на это, в Уголовных кодексах разных стран наблюдаются различия в характере уголовно-правового регулирования, квалифицирующих признаках, а также мерах ответственности за совершение данного преступления. К слову, в большинстве стран за нарушение правил дорожного движения  и  эксплуатации  транспортных  средств санкции более строгие, чем в России, состояние опьянения является квалифицирующим признаком, а передача управления транспорта лицу в  состоянии  опьянения или несовершеннолетнему  лицу в принципе выделяется в самостоятельный состав. Возможно, российскому законодателю стоило бы обратить внимание на уголовно-правовые нормы других стран, и использовать их опыт, хотя бы в отношении указанных двух признаков.

 



Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 26.08.2017 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 21.11.2017).
  2. Уголовный кодекс Федеративной республики Германии [Электронный ресурс]: от 15.05.1871 г. (ред. от 1.11.2017 г.). Доступ из «Federal Ministry of Justice and Consumer Protection». URL: http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/ (дата обращения: 21.11.2017)
  3. Уголовный кодекс Швейцарии [Электронный ресурс]: от 21.12.1937 г. (в ред.от 1.09.2017). Доступ из «The federal Council. The portal of the Swiss government». URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19370083/index.html (дата обращения: 21.11.2017).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». URl:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 21.11.2017).
  5. Уголовный кодекс Испании [Электронный ресурс]: от 24.11.1995г. (в ред.от 27.04.2015г.). Доступ из «BOE LEGISLACIÓN CONSOLIDADA» / Ley Orgánica 10/1995, de 23 de noviembre, del Código Penal. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/1995/BOE-A-1995-25444-consolidado.pdf (дата обращения: 21.11.2017).
  6. Уголовный кодекс Республики Армения [Электронный ресурс]: от 29.04.2003г. № ЗР-528 (в ред.от 30.12.2008 г.). URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=rus (дата обращения 22.11.2017).
  7. Уголовный кодекс Эстонской республики [Электронный ресурс]: от 1.09.2002г. (в ред.от 29.12.2008г.). Доступ из РПП «Библиотека Пашкова». URL: http://constitutions.ru/?p=446 (дата обращения: 22.11.2017).
  8. Уголовный кодекс Украины [Электронный ресурс]: от 5.04.2001 г. № 2341-III (в ред.от 13.07.2017 г.). Доступ из «MEGET». URL: http://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/ (дата обращения: 22.11.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: