» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Горбунова Оксана Алексеевна, аспирант кафедры «Психологии личности и специальной педагогики»
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сущность эстетического воспитания младших школьников

Статья просмотрена: 906 раз

УДК 1174

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Горбунова Оксана Алексеевна

аспирант кафедры «Психологии личности и специальной педагогики»

Владимирского государственного университета

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Фортова Любовь Константиновна

доктор педагогических наук, профессор

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России

 

Аннотация. В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младшие школьники, социальная ситуация развития, осознанная деятельность, произвольное поведение.

 

         В статье  представлено авторское видение состояния и значения эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.  Лев Семёнович Выготский обозначает  границы этой возрастной группы от 6-7 до 9-11 лет.

Б. С. Волков  указывает, что период младшего школьного возраста с 6-7 лет до 9-10 совпадает с началом обучения в школе. В это время наиболее интенсивно происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое дает возможность системно обучаться в школе [1].

Согласно концепции  Э. Эриксона в возрастных границах от  6- 12 лет происходит передача  ребенку систематических знаний, умений и навыков, позволяющих приобщиться  к трудовой сфере.

Д. Б. Эльконин указывает, что характерной чертой школьного обучения является учебная деятельность, которая ставит ребенка в новую позицию и позволяет оценить общественную значимость .Именно при выполнении новой деятельности определяются отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. Это является важнейшей воспитательной функцией школьного обучения, так как на этом этапе происходит формирование личности [2].

Социальная ситуация развития ребенка меняется с началом обучения в школе . В этот период  он является «общественным» субъектом, у него появляются социально значимые обязанности, при выполнении которых ему дается общественная оценка. В границах младшего школьного возраста складывается новый тип взаимодействия с обществом. Постепенно авторитетную позицию  взрослого занимают сверстники и к концу младшего школьного возраста  для ребенка возрастает роль детского сообщества[1].

В этот возрастной период, по мнению Л. С. Выготского, происходит «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической  памяти»[3].

Главной деятельностью в младшем школьном  возрасте является учебная. Она определяет главные изменения, в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В период учебной деятельности происходят психологические изменения, являющиеся фундаментом, который обеспечивает  развитие детей  на другой возрастной ступени. Со временем мотивация к учебной деятельности по сравнению с первым классом снижается. Это происходит из-за снижения интереса к учебной деятельности и с тем, что у ребенка уже есть своя общественная позиция и ему нечего достигать. Для того, чтобы это предотвратить,  нужно давать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка позволяет ему активно участвовать в других видах деятельности и совершенствовать свои новые знания, умения и навыки [4].

По мнению Л.С. Выготского, в начале школьного обучения мышление является  центром сознательной деятельности ребенка.  Происходит активное развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, что, в свою очередь, приводит к перестройке других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [5].

Главной функцией в младшем школьном возрасте является мышление. В связи с этим происходит  интенсивное развитие , перестройка мыслительных процессов и развитие высших психических функций[6].

Именно в этот возрастной период младший школьник осознаёт себя личностью, стремится к идеалу. Это отражается во всех сферах жизни несовершеннолетнего, также и в его отношениях со сверстниками. Они приходят к новым групповым формам активности, занятий. В начале они ведут себя так, как принято в этой группе, но со временем  пытаются присвоить лидерство себе, показать своё превосходство над остальными сверстниками. В этот возрастной период у детей чаще складываются дружеские отношения, но они менее прочны. В этом возрасте дети учатся заводить новые  знакомства, вступать в новые коллективы и находить общий язык с разными людьми. «Но также считается, что предрасположенность к близким  дружеским отношениям зависит в некоторой степени  от эмоциональных связей, которые появляются у детей в течение первого пятилетия его жизни» [1].

Таким образом, период  младшего школьного возраста является сензитивным этапом школьного детства. Основной и определяющей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность: к завершению периода младшего школьного возраста ребенок должен  стремиться к получению новых знаний. Основной задачей для взрослых в работе с детьми данной категории является разработка наиболее  эффективных условий для раскрытия своих способностей и реализации возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 На этом этапе важна адаптация ребенка  к условиям, в которых они социализируются обществе. Главное место  в формировании личности ребенка младшего школьного возраста занимает эстетическая  воспитанность.

По мнению Ю.К. Бабанского, эстетическое воспитание – это процесс  взаимодействия учителей и учащихся, формирующий эстетическую культуру учащихся .

Термин эстетическое воспитание тесно переплетается с понятием эстетика, представляющую науку о прекрасном.

Эстетическое воспитание – это  процесс формирования полноценного восприятия и истинного понимания  прекрасного в искусстве и в жизни.

Представления об эстетическом воспитании появились в глубокой древности. Понятие о сущности эстетического воспитания и его методологии менялись. Эти совершенствования связаны  с процессом постижения эстетики как науки и усвоением сущности ее предмета. Дефиниция "эстетика" зарождается от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Ученые-материалисты  такие, как Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский полагали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Это и явилось  основой системы эстетического воспитания.

 Эстетическое воспитание определяет процесс формирования чувств в области прекрасного. В эстетике прекрасное  соединено с искусством, это позволяет человеку  отражать свои чувства и переживания в реальной  жизни , понимать и олицетворять прекрасное. В этом русле сущность эстетического воспитания проявляется в формировании разносторонней художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формировании задатков полноценного восприятия и адекватного понимания прекрасного в искусстве и реальности, на выработку  художественно-эстетических эталонов, а также формирует творческие задатки в искусстве [7].

Исследователь  Щукина Л. С. в своей диссертационной работе   указывает, что эстетическое воспитание отображает оценочные отношения к реальной жизни и произведениям искусства с позиции общечеловеческих эталонов. [8].

С обогащением художественно-эстетических качеств  у учащихся расширяется логическое мышление и чувственно-эмоциональная сфера, художественно-эстетический опыт обогащает образное мышление, воображение, творчество. Погружение в эстетическую культуру приобщает к  нравственно-эстетическим эталонам, учит систематизировать и анализировать с позиций общечеловеческих ценностей, позволяет использовать образные впечатления в профессиональной и общественной деятельности. [8].

Эстетическая культура является средством и результатом развития сензитивных качеств детей[8].

 Младший школьный возраст является главным этапом в развитии художественно-эстетической культуры. Младший школьник, в силу психологических особенностей, восприимчив к красоте в окружающей его действительности. Особенности физиологических и психологических качеств  младшего школьника позволяют учителю правильно организовать  психолого-педагогические условия для знакомства с художественно-эстетической деятельностью, что обогащает и расширяет эстетические представления  учащихся, развивает и воспитывает  эстетическую культуру.

Важным замечанием является то, что  современные условия эстетического воспитания выходят из рамок художественно-эстетической деятельности. Фундаментом эстетического воспитания являются общечеловеческие ценности и  нормы национальной культуры [8].

В своей работе Корниенко  С. Г. отмечает такие структурные компоненты эстети­ческого воспитания, как: 

·                    эстетическое образование, фундамент те­оретических и ценностных основ эстетической культуры личности;

·                    художественное воспитание, обогащающее худо­жественную культуру личности;

·                    эстетическое самообразование и само­воспитание, позволяющие самосовершенствоваться личности; 

·                    воспитание творческих задатков.

 Особую значимость имеют конструктивные спо­собности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереоти­пов и др.[9].

В настоящее время проблема эстетического воспитания и становление личности, формирование эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема достаточно исследованна в трудах русских и зарубежных педагогов и психологов. К ним относятся Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. В  изученной литературе рассматриваются различные подходы к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Итак, важно показать  младшим  школьникам красоту во всем, что их окружает. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

По нашему мнению, эстетическое воспитание - это зарождение в человеке способности воспринимать, олицетворять, анализировать и создавать прекрасное в быту и искусстве.

 



Список литературы:

  1. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков - М.: Академический Проект, 2004.-144c.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1989.- 304 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М.: Союз, 2006.-224 с.
  4. Выготский,Л.С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л.С Выготский. – М., 2002.- 368 с.
  5. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. Методики.
  6. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36,40.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина– М.: Издательский центр Академия, 2000.- с. 249- 345.
  8. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.-1989.- 560 с.
  9. Щукина Л. С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан.уч.степ.кандидат культурологии. -Саранск.- 2006.- 166 с.
  10. Волков Г. Н. Этнопедагогика.- М.: АСАDEMTA, 2008.- 176 с.
  11. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В.Н. Шацкая. - М.:Просвещение,2002.-290с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: