» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Горбунова Оксана Алексеевна, аспирант кафедры «Психологии личности и специальной педагогики»
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сущность эстетического воспитания младших школьников
УДК 1174
СУЩНОСТЬ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Горбунова
Оксана Алексеевна
аспирант кафедры «Психологии личности и
специальной педагогики»
Владимирского государственного университета
имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых
Фортова Любовь Константиновна
доктор педагогических наук, профессор
профессор кафедры государственно-правовых
дисциплин ВЮИ ФСИН России
Аннотация.
В
данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания
младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной
проблеме.
Ключевые
слова: эстетическое воспитание, младшие школьники, социальная
ситуация развития, осознанная деятельность, произвольное поведение.
В статье представлено авторское видение состояния и
значения эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Лев Семёнович Выготский
обозначает границы этой возрастной
группы от 6-7 до 9-11 лет.
Б. С. Волков указывает, что период младшего школьного
возраста с 6-7 лет до 9-10 совпадает с началом обучения в школе. В это время
наиболее интенсивно происходит физическое и психофизиологическое развитие
ребенка, которое дает возможность системно обучаться в школе [1].
Согласно концепции
Э. Эриксона в возрастных границах от 6- 12 лет происходит передача ребенку систематических знаний, умений и
навыков, позволяющих приобщиться к
трудовой сфере.
Д. Б. Эльконин указывает, что характерной чертой школьного
обучения является учебная деятельность, которая ставит ребенка в новую позицию
и позволяет оценить общественную значимость .Именно при
выполнении новой деятельности определяются отношения ребенка со взрослыми и
сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. Это является
важнейшей воспитательной функцией школьного обучения, так как на этом этапе
происходит формирование личности [2].
Социальная ситуация развития
ребенка меняется с началом обучения в школе . В этот
период он является «общественным»
субъектом, у него появляются социально значимые обязанности, при выполнении
которых ему дается общественная оценка. В границах младшего школьного возраста складывается
новый тип взаимодействия с обществом. Постепенно авторитетную позицию взрослого занимают
сверстники и к концу младшего школьного возраста для ребенка возрастает роль детского
сообщества[1].
В этот
возрастной период, по мнению Л. С. Выготского, происходит
«переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного
внимания и логической памяти»[3].
Главной деятельностью в младшем
школьном возрасте является учебная. Она определяет главные изменения, в развитии
психики детей на данном возрастном этапе. В период учебной деятельности
происходят психологические изменения, являющиеся фундаментом, который
обеспечивает развитие детей на другой возрастной ступени. Со временем мотивация
к учебной деятельности по сравнению с первым классом снижается. Это происходит
из-за снижения интереса к учебной деятельности и с тем, что у ребенка уже есть своя
общественная позиция и ему нечего достигать. Для того,
чтобы это предотвратить, нужно давать новую
лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития
ребенка позволяет ему активно участвовать в других видах деятельности и
совершенствовать свои новые знания, умения и навыки [4].
По мнению Л.С. Выготского, в начале школьного обучения мышление является центром сознательной деятельности ребенка. Происходит активное развитие
словесно-логического, рассуждающего мышления, что, в свою очередь, приводит к перестройке
других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а
восприятие - думающим» [5].
Главной функцией в
младшем школьном возрасте является мышление. В связи с этим происходит интенсивное развитие ,
перестройка мыслительных процессов и развитие высших психических функций[6].
Именно в этот возрастной период
младший школьник осознаёт себя личностью, стремится к идеалу. Это отражается во
всех сферах жизни несовершеннолетнего, также и в его отношениях со сверстниками.
Они приходят к новым групповым формам активности, занятий. В
начале они ведут себя так, как принято в этой группе, но со
временем пытаются присвоить лидерство
себе, показать своё превосходство над остальными сверстниками. В этот
возрастной период у детей чаще складываются дружеские отношения, но они менее
прочны. В этом возрасте дети учатся заводить новые знакомства, вступать в новые коллективы и
находить общий язык с разными людьми. «Но также считается, что предрасположенность
к близким дружеским отношениям зависит в
некоторой степени от эмоциональных
связей, которые появляются у детей в течение первого пятилетия его жизни» [1].
Таким образом, период младшего школьного возраста является сензитивным этапом школьного детства. Основной и
определяющей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность: к завершению
периода младшего школьного возраста ребенок должен стремиться к получению новых знаний. Основной
задачей для взрослых в работе с детьми данной категории является разработка
наиболее эффективных условий для
раскрытия своих способностей и реализации возможностей детей с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
На этом этапе важна адаптация ребенка к условиям, в которых они социализируются
обществе. Главное место в формировании личности
ребенка младшего школьного возраста занимает эстетическая воспитанность.
По мнению Ю.К. Бабанского, эстетическое воспитание – это процесс взаимодействия учителей и учащихся, формирующий
эстетическую культуру учащихся .
Термин эстетическое воспитание тесно
переплетается с понятием эстетика, представляющую науку о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это процесс формирования полноценного восприятия и
истинного понимания прекрасного в
искусстве и в жизни.
Представления об эстетическом
воспитании появились в глубокой древности. Понятие о сущности эстетического
воспитания и его методологии менялись. Эти совершенствования связаны с процессом постижения эстетики как науки и усвоением
сущности ее предмета. Дефиниция "эстетика" зарождается от греческого
"aisteticos" (воспринимаемый
чувством). Ученые-материалисты такие,
как Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский полагали, что объектом эстетики как науки
является прекрасное. Это и явилось основой
системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание определяет процесс
формирования чувств в области прекрасного. В эстетике прекрасное соединено с искусством, это позволяет
человеку отражать свои чувства и
переживания в реальной жизни , понимать и олицетворять прекрасное. В этом русле сущность
эстетического воспитания проявляется в формировании разносторонней художественно-эстетической
деятельности учащихся, направленной на формировании задатков полноценного
восприятия и адекватного понимания прекрасного в искусстве и реальности, на
выработку художественно-эстетических
эталонов, а также формирует творческие задатки в искусстве [7].
Исследователь Щукина Л. С. в своей диссертационной
работе указывает, что эстетическое
воспитание отображает оценочные отношения к реальной жизни и произведениям
искусства с позиции общечеловеческих эталонов. [8].
С обогащением художественно-эстетических
качеств у учащихся расширяется логическое
мышление и чувственно-эмоциональная сфера, художественно-эстетический опыт
обогащает образное мышление, воображение, творчество. Погружение в эстетическую
культуру приобщает к нравственно-эстетическим
эталонам, учит систематизировать и анализировать с позиций общечеловеческих
ценностей, позволяет использовать образные впечатления в профессиональной и
общественной деятельности. [8].
Эстетическая культура является средством
и результатом развития сензитивных качеств детей[8].
Младший школьный возраст является главным этапом
в развитии художественно-эстетической культуры. Младший школьник, в силу
психологических особенностей, восприимчив к красоте в окружающей его
действительности. Особенности физиологических и психологических качеств младшего школьника позволяют учителю правильно
организовать психолого-педагогические условия
для знакомства с художественно-эстетической деятельностью, что обогащает и
расширяет эстетические представления
учащихся, развивает и воспитывает эстетическую культуру.
Важным замечанием является то,
что современные условия эстетического
воспитания выходят из рамок художественно-эстетической деятельности. Фундаментом
эстетического воспитания являются общечеловеческие ценности и нормы национальной культуры [8].
В своей работе Корниенко С. Г. отмечает
такие структурные компоненты эстетического воспитания, как:
·
эстетическое образование, фундамент теоретических
и ценностных основ эстетической культуры личности;
·
художественное воспитание, обогащающее художественную
культуру личности;
·
эстетическое самообразование и самовоспитание, позволяющие
самосовершенствоваться личности;
·
воспитание творческих задатков.
Особую значимость имеют конструктивные способности:
индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов и др.[9].
В настоящее время проблема
эстетического воспитания и становление личности, формирование эстетической
культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема
достаточно исследованна в трудах русских и зарубежных
педагогов и психологов. К ним относятся Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко,
Б.Т. Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский,
В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая,
А.Б.Щербо и другие. В изученной литературе
рассматриваются различные подходы к определениям понятий, выбору путей и
средств эстетического воспитания.
Итак, важно показать младшим школьникам красоту во всем, что их окружает.
Только после этого возможно применение различных средств эстетического
воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического
развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное
отношение школьников к ним.
По нашему мнению, эстетическое
воспитание - это зарождение в человеке способности воспринимать, олицетворять,
анализировать и создавать прекрасное в быту и искусстве.
Список литературы:
- Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков - М.: Академический Проект, 2004.-144c.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1989.- 304 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М.: Союз, 2006.-224 с.
- Выготский,Л.С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л.С Выготский. – М., 2002.- 368 с.
- Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. Методики.
- Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36,40.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина– М.: Издательский центр Академия, 2000.- с. 249- 345.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.-1989.- 560 с.
- Щукина Л. С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан.уч.степ.кандидат культурологии. -Саранск.- 2006.- 166 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика.- М.: АСАDEMTA, 2008.- 176 с.
- Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В.Н. Шацкая. - М.:Просвещение,2002.-290с.
Комментарии: