» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Мышак Елена Алексеевна, преподаватель кафедры романо-германских мов и перевода
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Критериально − уровневые показатели сформированности гуманистической направленности будущых биотехнологов

Статья просмотрена: 128 раз

УДК 378.147

КРИТЕРИАЛЬНО - УРОВНЕВЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЫХ БИОТЕХНОЛОГОВ

Мышак Елена Алексеевна

преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода Национального университета биоресурсов и природопользования Украины

г.Киев, Украина

Аннотация. В статье представлены результаты исследования формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов в процессе профессиональной подготовки, поиска оптимальных путей ее реализации. На основе проведенного анализа сущности гуманистической направленности личности, учитывая особенности профессиональной деятельности специалиста-биотехнолога в агропромышленной сфере и личностно-профессиональные качества, выявлены структурные компоненты гуманистической направленности будущих биотехнологов и их содержание.

В соответствии с компонентной структурой исследуемого понятия выделены критерии, показатели, а также дана краткая характеристика уровней сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов в процессе профессиональной подготовки.

 

Ключевые слова: гуманистическая направленность; структурные компоненты, критерии; уровни, показатели; будущие биотехнологи; профессиональная підготовка; личностно-профессиональные качества.

 

В современном мире биотехнологии становятся неотъемлемой частью всех сфер жизни человека, имеют специфические особенности, которые влияют и на природу, и на человека.

В связи с этим актуализируются вопросы гуманистической тенденции в сфере биотехнологии и современные требования к личности биотехнолога, важность гуманистической направленности его профессиональной деятельности. Растет потребность в биоинженерах-исследователях, которые легко ориентируются в новейших достижениях биотехнологической отрасли, эрудированных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать весь комплекс задач, стоящих перед ними, с чувством профессиональной и моральной ответственности, с учетом гуманистических и человеческих ценностей. Именно поэтому подготовка квалифицированного биотехнолога, способного не только эффективно внедрять в сельскохозяйственное производство новейшие технологии, но и быть готовым учитывать новые связи инженерной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, является основной задачей высших аграрных учебных заведений.

В таких условиях особое значение приобретают научные исследования формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов в процессе профессиональной подготовки, оценка реального состояния и поиска оптимальных путей ее реализации.

Определение результативности работы учебно-познавательной деятельности студентов в системе высшего образования базируется на критериальном подходе. Именно вопросы о критериях, показателях и уровнях являются определяющими в исследовании психолого-педагогических, социально-педагогических проблем.

 Проблему диагностики педагогических явлений, объектов, процессов изучали                А. Алексюк, А. Барановская, В. Беспалько, А. Биляковская, И. Лернер, А. Маркова,                    И. Пидласий, Л. Семушина, Д. Чернилевский, Е. Шиянов, Н. Ярошенко и другие.

Разрабатывая критерии, показатели и уровни сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов, мы проанализировали исследования А. Абдулиной,   Г. Засобиной,  Н. Кузьминой, Н. Талызина, П. Гальперина и другие.

Несмотря на значительное количество научных работ и методических разработок различных аспектов проблемы, которые близки к нашему исследованию, нами не обнаружено изучение критериев, показателей и уровней сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов.

Определение критериев, показателей, а также краткое описание характеристики уровней сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов послужило целью нашей статьи.

Определение критериев сформированности направленности личности будущего биотехнолога в высших аграрных учебных заведениях, отвечающего современным условиям, обуславливает  теоретическое обоснование сущности, содержания и разработку структуры этого явления.

Проведенный анализ профессиональных качеств биотехнологов и их деятельности служит основой для выяснения содержания понятия "гуманистическая направленность биотехнолога", которое мы понимаем как интегративное свойство личности, определяющее его поведение в соответствии с идеями гуманизма – признание самоценности человека, его прав на личностное развитие и счастливую жизнь, гуманное отношение к людям, стремление к созданию таких гуманных технологий, которые не только принесут благо окружающим, но и будут способствовать сохранению человечества и биологической автентичности живой природы как таковой, создавая новую среду жизнедеятельности [2, c. 103].

На основе проведенного анализа сущности гуманистической направленности личности, учитывая особенности профессиональной деятельности специалиста-биотехнолога в области агропромышленного комплекса и личностно-профессиональные качества, определим содержание структурных компонентов гуманистической направленности (когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного).

В педагогической теории существуют различные подходы к определению критериев, показателей и уровней оценки в обучении и воспитании. Большинство исследователей считают, что критерии отражают структурные компоненты процессов и явлений, в нашем случае – гуманистической направленности личности.

Термин «критерий» происходит от греч. χριτήριον  способность различения; средство суждения, мерило, признак, взятый за основу классификации. В современной научной литературе термин «критерий» рассматривается как:

- мера для определения динамики развития отдельных компонентов исследуемого явления, обусловленной условиями эксперимента [3];

 - общий существенный признак, по которому можно оценивать педагогические явления, эффективность воспитательного процесса, отдельного средства, метода или приема [5];
            - совокупность качественных признаков, на основании которых можно оценить и сравнить эффективность и качество учебного процесса [4].

Критерий – это стандарт, на основе которого можно оценить, сравнить реальное педагогическое явление, процесс или качество по эталону. В процессе изучения критериев важным является определение их показателей. Показатель является компонентом критерия, конкретным, типичным проявлением одной из существенных сторон объекта, по которому можно установить наличие качества и уровень его развития.

Для отбора необходимых критериев оценки сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов мы изучили диагностический инструментарий ученых, проводивших подобные исследования. Предложенные учеными критерии оценки сформированности исследуемого педагогического феномена приведены в таблице 1.

                                                                                                                                

Таблица 1. Критерии,  используемые учеными в

исследовании подобных научно-педагогических проблем

Автор

Объект

Критерии

В. Василик

гуманистическая направленность

знаниевый; эмоционально-ценностный; поведенческий

Н. Бочарина

гуманистическая направленность

культурные и профессиональные компетенции; профессиональное самоопределение и самореализация; ценностное отношение к другим и к себе; положительная социально-коммуникативная активность

И. Тымчук

 

гуманистическая направленность

содержательный; ценностно-эмоциональный; деятельностный

И. Герасимова

гуманистическая направленность

отношение к будущей профессиональной деятельности; отношение к себе; отношение к другим

Ж. Свиренко

сформированность гуманизма

сформированность гуманистического мировоззрения; наличие системы гуманистических ценностей; сформированность гуманных качеств личности; гуманное поведение студента

 О. Теплая

гуманистические ценности

когнитивный; эмоционально-мотивационное; поведенческий

 

Анализ таблицы показывает, что нет единства мнений ученых в выделении критериев оценки уровней сформированности исследуемого педагогического феномена. Ученые выделяют разное количество составляющих (компонентов) и, соответственно, принимают критерии оценки, которые различаются как по содержанию, так и количественно.

В определении критериев исследуемого педагогического явления мы применяли научные разработки О. Теплой, которая обосновала  критериальный подход к диагностике гуманистических ценностей у студентов, охватывающий когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий критерии [7]; И. Герасимовой, которая, руководствуясь структурой гуманистической направленности менеджера производственной сферы, определила следующие критерии ее сформированности, как отношение к профессиональной деятельности, отношение к другим людям и отношение к себе [1]; И. Тымчук, которая выделила следующие критерии для определения уровней сформированности гуманистически направленной личности будущего специалиста-эколога: содержательный, ценностно-эмоциональный, деятельностный [6].

Опираясь на эти разработки и структурные компоненты гуманистической направленности личности будущего биотехнолога,  мы выделяем следующие критерии проявления гуманистической направленности будущего специалиста-биотехнолога: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.

Так, когнитивный критерий позволяет выявить полноту, устойчивость, осознание соответствующих знаний о сущности гуманистической направленности, понимание ее значимости для профессиональной деятельности.

С помощью эмоционально-мотивационного критерия мы определяем устойчивость, глубину и силу эмоциональных переживаний, мотивы и цели, которые лежат в основе сознательного стремления приносить пользу окружающим в социальной и профессиональной деятельности.

Деятельностный критерий помогает выявить устойчивость и активность гуманного поведения, способность студентов к гуманистически направленной деятельности в социуме и окружающей среде, умение осуществлять самоанализ собственного поведения и поведения других людей.

В соответствии с содержанием структурных компонентов гуманистической направленности (когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного) диагностику уровней ее сформированности должны проводить с помощью трех критериев: когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного.

Заметим, что критерий как общая характеристика педагогического процесса, явления или объекта может иметь несколько показателей. Структура гуманистической направленности будущего специалиста была определена по следующим способами выявления и показателям: отношение к себе; отношение к другим; отношение к своей профессии; отношение к природе.

Учитывая это, мы установили, что каждый критерий представляется четырьмя показателями, на основе которых может оцениваться уровень сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов (таб. 2).

 

Таблица 2. Критерии и показатели сформированности гуманистической направленности будущего биотехнолога

 

Когнитивный критерий

Эмоционально-мотивационный критерий

 

Деятельностный критерий

 

1.Понимание сущности гуманистических понятий: "гуманизм","гуманизация образования","гуманистическая направленность" личности"," гуманные качества ".

2.Знание своих психологических особенностей; осознание собственной самоценности.

3.Знание о биотехнологической деятельности, понимание ее гуманистической направленности.

4. Владение знаниями о взаимном влиянии человека    и природы.

 

1.Эмоционально-чувственное восприятие окружающей среды и окружения, гуманистическая направленность мотивов действий и поступков.

2.Проявление эмоциональной чувствительности; потребностей и мотивов к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.

3. Мотивация и осознанность выбора профессии и ее значимости для общества; стремление приносить пользу в профессиональной деятельности.

4. Ощущение единства с природой,  личной ответственности за ее сохранение; стремление к деятельности по сохранению природы.

 

1.Проявление гуманистических личностных качеств, умений и навыков реализации межличностного взаимодействия на гуманистической основе.

2.Умение объективно оценивать себя; ставить цели саморазвития и планировать их достижение; навыки самовоспитания.

3.Ответственное отношение к профессиональной подготовке.

4. Навыки гуманной и экологически целесообразного поведения.

 

 

Рис.1 Критерии и показатели сформированности гуманистической направленности будущего биотехнолога

 

На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного научно-практического поиска разработан комплекс показателей уровней сформированности гуманистической направленности личности биотехнолога в соответствии с личностными детерминант как отношение личности: 1) к самому себе; 2) к другим; 3) к своей профессии; 4) к природе.

Согласно приведенным критериям и их показателям были определены четыре уровня сформированности гуманистической направленности личности будущего специалиста по биотехнологии: низкий, достаточный, средний, высокий.

Низкий уровень свидетельствует об отсутствии у студентов гуманистической направленности, характеризуется отсутствием знаний гуманистического тезауруса; непониманием гуманистического аспекта целей и задач биотехнологической деятельности; неспособностью сопереживать другим; несформированностью представлений о добре, сочувствии, сопереживании, справедливости, ответственности; отсутствием способности к самоанализу; низким уровнем или отсутствием сформированных базовых профессиональных ценностей, основных мотивов выбора профессии; негативным отношением к себе, другим, природе, несформированностью потребности в гуманистически ориентированной деятельности, нетерпимостью к мнению и поведению других.

Достаточный уровень имеют студенты со слабо сформированной гуманистической направленностью. Для них характерны поверхностные знания гуманистического тезауруса, понимание некоторых аспектов целей и задач гуманистического плана и неустойчивая ориентация на гуманистические идеалы, ценности, гуманистическое мировоззрение; эгоистическая окрашенность в способности эмоционально отзываться на переживания других; непонимание мотива выбора профессии. Такие студенты отличаются ситуативно-негативным отношением к себе, другим, природе, пассивностью в гуманных действиях и поступках.

Средний уровень проявляется  следующими признаками: наличие базовых знаний гуманистического тезауруса, понимание гуманистического аспекта целей и задач биотехнологической деятельности; емпатийное отношение к другим в соответствии с ситуацией; признание базовых профессиональных ценностей, стремление проявлять их в своих поступках (хотя мотивы действий не всегда осознанные); понимание важности профессиональной деятельности для общества; ситуативно-позитивное отношение к себе, другим, природе; гуманистическая позиция в действиях и поступках определяется как положительно неустойчива.

Высокий уровень характеризуется наличием системы знаний основ гуманистической морали; пониманием и ориентацией на реализацию гуманистических идей, развитостью эмоциональной чувствительности; стойкостью морально-волевых проявлений; способностью к самоанализу; готовностью своей профессиональной деятельностью приносить пользу человечеству; положительным отношением к себе, другим, природе, активностью в гуманных действиях и поступках.

Таким образом, полученные в процессе исследования данные подтвердили необходимость организации целенаправленной работы с будущими биотехнологами по формированию их гуманистической направленности, позволили выявить актуальные направления такой работы.

 



Список литературы:

  1. Герасимова І. Г. Гуманізація професійної підготовки майбутніх менеджерів виробничої сфери: дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / І. Г. Герасимова; Вінницький держ. технічний ун-т. – К., 2002. – 230 с.
  2. Мишак О. О. Обґрунтування потреби у формуванні гуманістичної спрямованості майбутніх біотехнологів аграрної галузі / О. О. Мишак // Вища школа. – К., 2013. – № 6. – C. 103-109.
  3. Педагогічний словник /за ред. М. Д. Ярмаченка. – К.: Педагогічна думка, 2001. – 514 с.
  4. Сич Р. В. Визначення критеріїв, показників та рівнів сформованості умінь з особистої безпеки майбутніх офіцерів-прикордонників / Р. В. Сич // Наукові записки Вінницького державного педагогічного університету імені Михайла Коцюбинського. Серія : Педагогіка і психологія : Зб. наук. праць. – Випуск 43 / Редкол.: В. І. Шахов (голова) та ін. – Вінниця: ТОВ «Нілан ЛТД», 2015. – С. 338-400.
  5. Соціолого-педагогічний словник / [за ред. В. В. Радула]. – К.: «ЕксОб», 2004. – 304 с.
  6. Тимчук І. М. Педагогічні умови гуманізації навчання майбутніх екологів у процесі фахової підготовки : дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / І. М. Тимчук / Вінниц. держ. пед. ун-т ім. М. Коцюбинського. – Вінниця, 2010. – 271 с.
  7. Тепла О. М. Формування гуманістичних цінностей у студентів аграрних вищих навчальних закладів у позааудиторній діяльності: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: 13.00.07 «Теорія та методика виховання» / О. М. Тепла. – К., 2008. – 23 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: