» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Здунова Диана Ильдаровна, к.ю.н., доцент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: К вопросу о теоретическом аспекте рассмотрения вопроса о порядке обжалования решений, дейсвия и бездействия, нарушающих права и законные интересы граждан

Статья просмотрена: 219 раз

К вопросу о Теоретическом  аспекте рассмотрения вопроса о  Порядке обжалования решений, действий и бездействия, нарушающих права и законные интересы граждан

Здунова Диана Ильдаровна

к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права

Российский государственный университет Правосудия (Казанский филиал), г.Казань

 

Аннотация. Представленная статья рассматривает вопрос и законодательную основу возникающих правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение в государственные органы

Ключевые слова: административный порядок, деятельность государственных органов, порядок обжалования решений, действие и бездействие

 

В данной статье мы хотели бы осветить, прежде всего, административный порядок обжалования решений, действий и бездействия, нарушающих права и законные интересы граждан.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статьей 4 данного закона обращение гражданина определено как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного собрания Ростовской области» подчеркивается, что право граждан на обращение, закрепленное Конституцией Российской Федерации (ст. 33), в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - является способом оптимизации деятельности органов публичной власти.  [1].

Особую значимость подчеркнул и Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» [6]: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».

Одновременно с правом граждан на обращение Федеральным законом № 59-ФЗ устанавливаются корреспондирующие обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (ст.ст. 10-12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке принятые по обращениям решения или действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращений (п. 4 ст. 5).

Соответствующие полномочия по приему граждан и рассмотрению устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям закреплены в соответствующих положениях о федеральных органах исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления.

Одновременно с этим ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № [7]  определяет государственную услугу как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных статей, деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан имеет заявительный порядок и, в свою очередь, отвечает критериям, установленным Федеральным законом № 210-ФЗ для государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 59-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом.

При этом Федеральным законом № 210-ФЗ устанавливаются четко определенные требования к взаимодействию с заявителем, к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливается право заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Так, стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ), помимо прочего, устанавливается исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении результата, срок регистрации запроса заявителя, требования к помещениям, в которых предоставляются услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов, информационным стендам с образцами их заполнения, показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, стандартом предоставления государственных и муниципальных услуг устанавливались дополнительные гарантии для граждан по реализации их прав.

Руководствуясь соответствующим подходом и применяя требования Федерального закона 210-ФЗ к деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ, на обращения граждан, как и на все остальные государственные услуги, распространялся единый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг, установленный Постановлением № 373  (до внесения изменений, предусмотренных Постановлением № 1254) [4].. Более того, только на федеральном уровне в настоящий момент разработаны и действуют более 70 административных регламентов по рассмотрению обращений граждан.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время открытым остался вопрос, в случае если реализация гражданами права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления будет регламентироваться исключительно в рамках норм Федерального закона № 59-ФЗ, будут ли граждане, направляющие соответствующие обращения, поставлены в заведомо невыгодное положение по сравнению с заявителями, которые обращаются за предоставлением государственных услуг в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ?

Также хотелось бы обозначить возможные, по нашему мнению, риски соответствующих изменений:

-          снижение информированности граждан о порядке, процедурах и сроках рассмотрения обращений: Правилами предусмотрено для административных регламентов предоставления государственных услуг наличие раздела, предусматривающего требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, в то время как Федеральный закон № 59-ФЗ такого требования не содержит;

-          ухудшение качества и доступности возможностей реализации права на обращения по сравнению с государственными услугами, регламентируемыми и оказываемыми в соответствии с требованиями стандартов предоставления государственных услуг;

-          в условиях отсутствия единообразных четких требований к порядку рассмотрения обращений граждан и обязательной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих реализацию данного полномочия - возможность возникновения проблем, связанных с отсутствием критериев принятия решения и, соответственно, конкретного результата взаимодействия гражданина с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

 



Список литературы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Текст]: по состоянию на 30.12.2015 г. // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
  2. Липинский, Д.А. О дискуссионных проблемах понятия правонарушения [Текст] / Д.А. Липинский, И.Е. Великосельская // Законодательство. - 2013. - № 4. - С. 50 - 53.
  3. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373 (ред. от 23.01.2014 г.) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «"Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») // Собрание законодательства РФ. – 30.05.2011. - № 22. – Ст. 3169.
  6. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. – 06.02.2012.
  7. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. – 02.08.2010. - № 31. – Ст. 4179.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: