» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Здунова Диана Ильдаровна, к.ю.н., доцент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: К вопросу о теоретическом аспекте рассмотрения вопроса о порядке обжалования решений, дейсвия и бездействия, нарушающих права и законные интересы граждан
К вопросу о Теоретическом аспекте рассмотрения вопроса о Порядке обжалования решений, действий и
бездействия, нарушающих права и законные интересы граждан
Здунова Диана Ильдаровна
к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права
Российский государственный университет Правосудия
(Казанский филиал), г.Казань
Аннотация. Представленная
статья рассматривает вопрос и законодательную основу возникающих
правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение в
государственные органы
Ключевые
слова: административный порядок, деятельность государственных
органов, порядок обжалования решений, действие и бездействие
В данной статье мы хотели бы
осветить, прежде всего, административный порядок обжалования решений, действий
и бездействия, нарушающих права и законные интересы граждан.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с
реализацией гражданами конституционного права на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон № 59-ФЗ от
2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации».
Статьей 4 данного закона обращение гражданина определено как направленное в
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в
письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или
жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган
местного самоуправления.
При этом Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 18 июля 2012 г. № 19-П «По делу о проверке
конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального
закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи
с запросом Законодательного собрания Ростовской области» подчеркивается, что
право граждан на обращение, закрепленное Конституцией Российской Федерации (ст.
33), в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет
гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои
потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации
государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и
охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных
проблем и возможных путей их решения - является способом оптимизации
деятельности органов публичной власти. [1].
Особую значимость подчеркнул и Президент Российской Федерации В.В. Путин в
своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» [6]: «Демократия,
на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть,
так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений.
А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия,
эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной
связи». А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации
о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского
самоуправления и контроля».
Одновременно с правом граждан на обращение Федеральным законом № 59-ФЗ
устанавливаются корреспондирующие обязанности государственных органов, органов
местного самоуправления и должностных лиц, сроки их исполнения, ответственность
уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению
правом (ст.ст. 10-12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного права
закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке
принятые по обращениям решения или действия (бездействие) в связи с
рассмотрением обращений (п. 4 ст. 5).
Соответствующие полномочия по приему граждан и рассмотрению устных и
письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов
заявителям закреплены в соответствующих положениях о федеральных органах
исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также органах местного самоуправления.
Одновременно с этим ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № [7] определяет государственную услугу как
деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти,
органа государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного
самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий,
переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, полномочий органов, предоставляющих
государственные услуги.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных статей, деятельность
государственных органов и органов местного самоуправления по рассмотрению
обращений граждан имеет заявительный порядок и, в свою очередь, отвечает
критериям, установленным Федеральным законом № 210-ФЗ для государственных и
муниципальных услуг.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 59-ФЗ законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут
устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в
том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие
гарантии, установленные указанным Федеральным законом.
При этом Федеральным законом № 210-ФЗ устанавливаются четко определенные
требования к взаимодействию с заявителем, к организации предоставления
государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также в
соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливается право
заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и
в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной
услуги.
Так, стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги
(ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ), помимо прочего, устанавливается
исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной
или муниципальной услуги, максимальный срок ожидания в очереди при подаче
запроса и при получении результата, срок регистрации запроса заявителя,
требования к помещениям, в которых предоставляются услуги, к залу ожидания,
местам для заполнения запросов, информационным стендам с образцами их
заполнения, показатели доступности и качества государственных и муниципальных
услуг.
Таким образом, стандартом предоставления государственных и муниципальных
услуг устанавливались дополнительные гарантии для граждан по реализации их
прав.
Руководствуясь соответствующим подходом и применяя требования Федерального
закона 210-ФЗ к деятельности федеральных органов исполнительной власти,
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а
также органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан в
соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ, на обращения граждан, как и на все
остальные государственные услуги, распространялся единый порядок разработки
административных регламентов предоставления государственных услуг,
установленный Постановлением № 373 (до
внесения изменений, предусмотренных Постановлением № 1254) [4].. Более того,
только на федеральном уровне в настоящий момент разработаны и действуют более
70 административных регламентов по рассмотрению обращений граждан.
Учитывая вышеизложенное, в настоящее время открытым остался вопрос, в
случае если реализация гражданами права на обращения в органы государственной
власти и органы местного самоуправления будет регламентироваться исключительно
в рамках норм Федерального закона № 59-ФЗ, будут ли граждане, направляющие
соответствующие обращения, поставлены в заведомо невыгодное положение по
сравнению с заявителями, которые обращаются за предоставлением государственных
услуг в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ?
Также хотелось бы обозначить возможные, по нашему мнению, риски
соответствующих изменений:
-
снижение
информированности граждан о порядке, процедурах и сроках рассмотрения
обращений: Правилами предусмотрено для административных регламентов
предоставления государственных услуг наличие раздела, предусматривающего
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, в
то время как Федеральный закон № 59-ФЗ такого требования не содержит;
-
ухудшение
качества и доступности возможностей реализации права на обращения по сравнению
с государственными услугами, регламентируемыми и оказываемыми в соответствии с
требованиями стандартов предоставления государственных услуг;
-
в условиях
отсутствия единообразных четких требований к порядку рассмотрения обращений
граждан и обязательной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов,
регулирующих реализацию данного полномочия - возможность возникновения проблем,
связанных с отсутствием критериев принятия решения и, соответственно,
конкретного результата взаимодействия гражданина с органом государственной
власти или органом местного самоуправления.
Список литературы:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Текст]: по состоянию на 30.12.2015 г. // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
- Липинский, Д.А. О дискуссионных проблемах понятия правонарушения [Текст] / Д.А. Липинский, И.Е. Великосельская // Законодательство. - 2013. - № 4. - С. 50 - 53.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373 (ред. от 23.01.2014 г.) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «"Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») // Собрание законодательства РФ. – 30.05.2011. - № 22. – Ст. 3169.
- Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. – 06.02.2012.
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. – 02.08.2010. - № 31. – Ст. 4179.
Комментарии: