» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Хромова Алина Олеговна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Русская народная игра как средство формирования духовно нравственных ценностей у дошкольников

Статья просмотрена: 214 раз

УДК 373.24

РУССКАЯ НАРДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Хромова Алина Олеговна

магистрант

Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

 

Аннотация. Целью исследования является изучие влияния русских народных игр на формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в разработке картотеки русских-народных игр, для детей младшего дошкольного возраста, вступающих как средство формирования духовно-нравственных ценностей. Возможность использования картотеки педагогами в различных дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: дошкольный возраст, духовно-нравственные ценности, дошкольная образовательная организация, русская-народная игра.

 

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, период формирования основ личности будущего гражданина. Работа с детьми дошкольного возраста – это начальный этап воспитания нравственности, приобщения к русской культуре, историческим ценностям.
Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений [1].

Характерный для народа способ видения мира получает свое воплощение в воспитательном опыте, традициях. Традиция – это процесс, и он все время находится в развитии, в условиях постоянно меняющейся жизни. Основой воспитания детей в народе, является радостная, окрашенная нравственными идеалами перспектива развития народа и каждого ребенка. Народная педагогика есть тот механизм, который развивает в человеке житейские умения – способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», - писал К. Ушинский.

Содержание русской народной педагогики глубинно заложено в таких хорошо известных воспитательных средствах как сказки, потешки, пословицы, поговорки, заклички, колядки и конечно же игры. Все стороны народной жизни нашли в них не только отражение, но и оценку, которая оставаясь неизменной по своей нравственной сути, на протяжении веков из поколения в поколение выступала детерминантной народного мнения о сущности человека, его роли, вселяя веру в торжество светлых начал и справедливости. Погружая детей в доступные и близкие им бытовые социальные отношения, народная педагогика исподволь вводила их в мир человеческих взаимоотношений [2].

Применяемые народной педагогикой средства и методы в полной мере учитывают присущие дошкольному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви, ласке, положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности.

На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождения национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчёркивается принятыми не так давно Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО, 2013). В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [3]. Учет этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре. Так в принципах концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества…». В профессиональном стандарте педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в пункте 3.1.2 «Трудовые функции» перечисляются трудовые умения педагога и среди них «Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)». Необходимые умения и среди них: «Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства».

Народная игра неотъемлемая составная часть традиций каждого народа. Под традициями понимаются явления материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающиеся от поколения я к поколению с целью поддержания жизни этноса. Народные игры — это элементы духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Исходя из этого знакомить детей с национальными (традиционными) играми в современном детском саду целесообразно.

Народная игра - это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом традиций, игр, которые могут быть использованы в процессе воспитания и развития детей, формирования ценностных ориентаций, их социальной адаптации.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью возрождения, развития в обществе духовности и культуры.  Проблема воспитания оптимистически настроенного счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его коллизиями, дисбалансом, падением морально общественного тонуса.

Исследования Н.С.Агамовой, Л.В.Певговой, В.М.Григорьева, И.А.Морозова, И.С. Слепцовой и других авторов показали значимость русской-народной игры, как средства для развития ребенка и формирования его личностных качеств.

В эксперименте принимает участие 20 воспитанников второй младшей группы МБДОУ Детского сада № 96 «Сосенка». Для чистоты эксперимента в констатирующем и контрольном эксперименте мы так же проводим диагностику 20 воспитанников в  «контрольной» второй младшей группе этой же дошкольной образовательной организации.

Эмпирическое исследование состоит из трех этапов:

- Констатирующий эксперимент был организован в сентябре 2017 года, и позволил определить уровень форсированности  духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

- Формирующий эксперимент был организован в октябре 2017 года и продолжается по настоящее время. В рамках формирующего эксперимента был разработан и начал свою реализацию проект, по формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста.

- Контрольный эксперимент будет организован в мае 2018 года и позволит отследить изменения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста.

Исследование формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной игры, состоит из трех последовательных этапов, задачи и методы которых представлены в таблице

Таблица – Программа эмпирической части исследования по формированию духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста

Этап

Задачи

Методы

Констатирующий эксперимент

- сбор и анализ информации о базе исследования;

- подбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста;

- проведение диагностических методик для определения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста;

- анализ результатов диагностики;

- изучение научной литературы;

- характеристика образовательной организации;

- «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой;

- «Продолжи историю» Р.Р. Калининой

Формирующий эксперимент

- разработка проекта по формированию духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста;

- реализация проекта по формированию духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста

- проектирование;

- практическая реализация проекта  (чтение художественной литературы для детей, творческие минутки; народные игры (сюжетные, ролевые, театрализованные, подвижные); «посиделки» в том числе с родителями)

Контрольный эксперимент

проведение диагностических методик для определения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста;

- анализ результатов диагностики;

- подведение итогов эмпирической части исследования

-  «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой;

- «Продолжи историю» Р.Р. Калининой;

- анализ проделанной работы

Так же, нами запланирована работа с родителями воспитанников, участвующих в эксперименте, в формах родительского собрания и индивидуальных консультаций, на которых родителей знакомят с актуальностью проблемы формирования духовно-нравственных ценностей и важностью присутствия в жизни детей игры. И предлагают принимать участие в реализации проекта, а именно участвовать в праздниках,  досуговых вечерах, утренниках и других мероприятиях запланированных в рамках проекта.

 



Список литературы:

  1. Беспалова Н.Н. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / Н.Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. – 2008. - №1. – С. 90-92. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.11.2016).
  2. Народная игра как средство воспитания и развития ребенка: Сборник народных игр/ авт.-сост. Ю.П. Брюхова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 62с.
  3. Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования, 2013 года.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: