» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Хромова Алина Олеговна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Русская народная игра как средство формирования духовно нравственных ценностей у дошкольников
УДК
373.24
РУССКАЯ НАРДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Хромова Алина Олеговна
магистрант
Северный
Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, г.
Архангельск
Аннотация. Целью
исследования является изучие влияния русских народных
игр на формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного
возраста. Практическая значимость
исследования состоит в разработке картотеки русских-народных игр, для детей младшего дошкольного
возраста, вступающих как средство формирования духовно-нравственных ценностей.
Возможность использования картотеки педагогами в различных дошкольных
образовательных организациях.
Ключевые слова: дошкольный возраст, духовно-нравственные
ценности, дошкольная образовательная организация, русская-народная игра.
Дошкольный возраст – период
активного познания мира и человеческих отношений, период формирования основ
личности будущего гражданина. Работа с детьми дошкольного возраста – это
начальный этап воспитания нравственности, приобщения к русской культуре,
историческим ценностям.
Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих
ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум,
осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений [1].
Характерный для народа способ
видения мира получает свое воплощение в воспитательном опыте, традициях.
Традиция – это процесс, и он все время находится в развитии, в условиях
постоянно меняющейся жизни. Основой воспитания детей в народе, является
радостная, окрашенная нравственными идеалами перспектива развития народа и
каждого ребенка. Народная педагогика есть тот механизм, который развивает в
человеке житейские умения – способность жить в мире и согласии с собой и
окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые
осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения.
«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует
сам народ», - писал К. Ушинский.
Содержание русской народной
педагогики глубинно заложено в таких хорошо известных воспитательных средствах
как сказки, потешки, пословицы, поговорки, заклички, колядки и конечно же
игры. Все стороны народной жизни нашли в них не только отражение, но и оценку,
которая оставаясь неизменной по своей нравственной сути, на протяжении веков из
поколения в поколение выступала детерминантной
народного мнения о сущности человека, его роли, вселяя веру в торжество светлых
начал и справедливости. Погружая детей в доступные и близкие им бытовые
социальные отношения, народная педагогика исподволь вводила их в мир
человеческих взаимоотношений [2].
Применяемые народной
педагогикой средства и методы в полной мере учитывают присущие дошкольному
возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви, ласке,
положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности.
На современном этапе развития общества отмечен рост
национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего
народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в
воспитании детей, сохранение и возрождения национально-культурного наследия
представляется актуальной, что подчёркивается принятыми не так давно
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО, 2013). В
качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства» [3]. Учет этнокультурности
и социокультурности в воспитании дошкольников,
предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре. Так в
принципах концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России сказано: «Образованию отводится ключевая роль в
духовно-нравственной консолидации российского общества…». В
профессиональном стандарте педагога «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» в пункте 3.1.2 «Трудовые функции»
перечисляются трудовые умения педагога и среди них «Реализация воспитательных
возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественной и т.д.)». Необходимые умения и среди них:
«Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном
возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая,
режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения
игрового времени и пространства».
Народная игра неотъемлемая
составная часть традиций каждого народа. Под традициями понимаются явления
материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно
передающиеся от поколения я к поколению с целью поддержания жизни этноса.
Народные игры — это элементы духовного потенциала народа, формировавшегося на
протяжении длительного периода. Исходя из этого знакомить
детей с национальными (традиционными) играми в современном детском саду
целесообразно.
Народная игра - это одно из
средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа.
Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный,
трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Народная педагогика обладает
богатейшим арсеналом традиций, игр, которые могут быть использованы в процессе
воспитания и развития детей, формирования ценностных ориентаций, их социальной
адаптации.
Актуальность выбранной темы
определяется необходимостью возрождения, развития в обществе духовности и
культуры. Проблема воспитания
оптимистически настроенного счастливого человека приобретает особую остроту в
наше время с его коллизиями, дисбалансом, падением морально общественного
тонуса.
Исследования Н.С.Агамовой, Л.В.Певговой,
В.М.Григорьева, И.А.Морозова, И.С. Слепцовой и других
авторов показали значимость русской-народной
игры, как средства для развития ребенка и формирования его личностных качеств.
В эксперименте принимает
участие 20 воспитанников второй младшей группы МБДОУ Детского сада № 96
«Сосенка». Для чистоты эксперимента в констатирующем и контрольном эксперименте
мы так же проводим диагностику 20 воспитанников в «контрольной» второй младшей группе этой же
дошкольной образовательной организации.
Эмпирическое исследование
состоит из трех этапов:
- Констатирующий эксперимент
был организован в сентябре 2017 года, и позволил определить уровень
форсированности духовно нравственных
ценностей у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
- Формирующий эксперимент был
организован в октябре 2017 года и продолжается по настоящее время. В рамках
формирующего эксперимента был разработан и начал свою реализацию проект, по
формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного
возраста.
- Контрольный эксперимент будет
организован в мае 2018 года и позволит отследить изменения уровня
сформированности духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного
возраста.
Исследование формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего
дошкольного возраста посредством русской народной игры, состоит из трех
последовательных этапов, задачи и методы которых представлены в таблице
Таблица – Программа эмпирической части исследования по формированию духовно
нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста
Этап |
Задачи |
Методы |
Констатирующий
эксперимент |
- сбор и анализ
информации о базе исследования; - подбор диагностического инструментария
для определения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у
детей младшего дошкольного возраста; - проведение диагностических методик для
определения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у детей
младшего дошкольного возраста; - анализ результатов диагностики; |
- изучение научной
литературы; - характеристика образовательной
организации; - «Сюжетные картинки» Р. Р.
Калининой; - «Продолжи историю» Р.Р. Калининой |
Формирующий
эксперимент |
- разработка проекта по формированию
духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста; - реализация проекта по формированию
духовно нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста |
- проектирование; - практическая
реализация проекта
(чтение художественной литературы для детей, творческие минутки;
народные игры (сюжетные, ролевые, театрализованные, подвижные); «посиделки» в
том числе с родителями) |
Контрольный
эксперимент |
проведение диагностических методик для
определения уровня сформированности духовно нравственных ценностей у детей
младшего дошкольного возраста; - анализ результатов диагностики; - подведение итогов эмпирической части
исследования |
- «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой; - «Продолжи историю» Р.Р. Калининой; - анализ проделанной работы |
Так же, нами запланирована
работа с родителями воспитанников, участвующих в эксперименте, в формах
родительского собрания и индивидуальных консультаций, на которых родителей
знакомят с актуальностью проблемы формирования духовно-нравственных ценностей и
важностью присутствия в жизни детей игры. И предлагают принимать участие в
реализации проекта, а именно участвовать в праздниках, досуговых вечерах,
утренниках и других мероприятиях запланированных в рамках проекта.
Список литературы:
- Беспалова Н.Н. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / Н.Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. – 2008. - №1. – С. 90-92. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.11.2016).
- Народная игра как средство воспитания и развития ребенка: Сборник народных игр/ авт.-сост. Ю.П. Брюхова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 62с.
- Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования, 2013 года.
Комментарии: