» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Лебедева Елена Леонидовна, студент 3 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы функционирования Пенсионного фонда России

Статья просмотрена: 1477 раз

УДК 336                                                                  

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

Лебедева Елена Леонидовна

студент 3  курса

Научный руководитель

Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные современные проблемы деятельности Пенсионного фонда России, который, несмотря на все проводимые мероприятия, все еще отстает от стандартов развитых стран, а также пути нахождения решений данных проблем.

Ключевые слова: Пенсионный фонд, пенсионное обеспечение, бюджет,  пенсия, ставка.

 

Пенсионный фонд благодаря своим средствам осуществляет выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, по сложившимся обстоятельствам, не имеющим возможности обеспечения своего проживания, в том числе пенсионеров. В настоящий момент в России проживает более 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому данная тема действительно важна для нашего государства. [1]

Актуальность данной темы определяется тем, что функционирование  Пенсионного фонда значительно влияет на экономику страны, так как касается интересов не только нетрудоспособного населения, но и косвенным образом затрагивает трудоспособное.

Одной из острых проблем функционирования Пенсионного фонда является дефицит бюджета,  который в 2016 г. составил 175,1 млрд руб.  Данная  цифра действительно велика для Пенсионного фонда, и  объяснением ей являются недостаточные тарифы страховых взносов, отсутствие финансового источника системы досрочных пенсий и отвлечение 6 % на финансирование накопительного компонента.

По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., однако, чтобы сократить его предприняты некоторые дискуссионные решения:

- неполная индексация пенсий;

- продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

- упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих с помощью увеличения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

- повышение пенсионного возраста для госслужащих.

С начала февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров выросли на 5,4 %. По информации, предоставленной Росстатом, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, то есть как раз  на величину индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предшествующий год позволит сохранить покупательную способность страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого происходит назначение страховых пенсий, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, размер которой составил 4805,11 рубля.[5]

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. В течение 2016 г. все средства, перечисляемые работодателями, будут продолжать поступать на формирование страховой части. С помощью «заморозки» пенсионных накоплений правительство собирается получить 342,2 млрд рублей. Что также призвано помочь сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишает экономику около 1 трлн рублей в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг.

Также необходимо сказать, что проблему дефицитного бюджета Пенсионного фонда предполагается решить с помощью средств фонда национального благосостояния, в котором на 01.11.2017г. по данным Минфина — 4 013,81 млрд. рублей

Рисунок 1 – Динамика роста пенсионных поступлений из федерального бюджета,

 млн руб.

Другой мерой устранения проблем функционирования ПФР является  повышение порога зарплат, которые облагаются страховыми взносами. На сегодняшний момент бюджет Пенсионного фонда пребывает в сильной зависимости от федерального бюджета, от которого поступает примерно половина всех финансов ПФР в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. В данный момент безвозмездные поступления из федерального бюджета являются самой большой статьей поступлений в бюджет ПФР, так, в 2016 году поступления выросли на 8,5%. Данный факт показывает недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, несмотря на то, что показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются.[5]

Кроме того, важнейшей проблемой пенсионного обеспечения можно назвать вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России пенсионный возраст наступает для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55, в сравнении с европейскими странами, он значительно ниже. 

Таблица 1 – Статистика пенсионного возраста мужчин и женщин в странах мира.

 

Страна

Пенсионный возраст

Средняя продолжительность жизни

Мужчины

Женщины

Россия

60

55

66

Венгрия

62

62

73,4

Япония

70

70

82,1

Дания

67

67

78,3

Норвегия

67

67

79,9

США

65

65

78,1

Германия

67

67

79,3

Канада

65

65

81,2

Данный уровень пенсионного возраста, установленный более восьмидесяти лет назад не изменявшийся до настоящего времени, сейчас доставляет большие неудобства нашему правительству. Именно поэтому с 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по вопросу о повышении пенсионного возраста. Например,  предусматривается, что  пенсионный возраст, который  дает право назначать и выплачивать страховую пенсию по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим и лицам на государственных должностях РФ и  в регионах, а также на муниципальных должностях, будет постепенно, ежегодно по полгода, увеличиваться.

В результате принятых изменений пенсионный возраст мужчин увеличится до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусмотрено, что постепенно увеличится и минимальный стаж государственной гражданской службы, который  дает право назначать пенсии за выслугу лет и определять её размер, с 15 до 20 лет.[3]

Помимо вышеперечисленных в Пенсионном фонде РФ существует проблема неофициального трудоустройства. В 2016 году по выявленным фактам нарушения законодательства насчитывалось 1,6 млн неофициально трудоустроенных граждан. Из за данной проблемы Пенсионный фонд потерял более 1,3 трлн руб. [6]

Проект легализации неофициально устроенных граждан курирует  Федеральная служба по труду и занятости РФ, по регионам страны  создаются межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Обеспечивается взаимодействие данных органов и местных отделений пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб, а также служб занятости населения с целью выявления фактов неофициального трудоустройства и целью слежения за подозрительными предприятиями. Данный проект действительно можно назвать успешным, поскольку он уже принес бюджету ПФР 15 млрд руб. Однако существуют и недостатки, например, из–за того, что у муниципальных органов власти нет доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, которые хранятся в базах Пенсионного фонда, процесс взаимодействия органов между собой довольно сильно бюрократизирован и отнимает много времени.

В сложившейся ситуации появилась необходимость решения проблемы и,  для выхода из данной ситуации, был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, с целью  упрощения процедуры выявления нелегальных трудовых отношений. И не принят этот проект до сих пор лишь потому, что доступ к персональным данным граждан окажется у довольно большой группы лиц, состоящих на государственных должностях, соответственно, существует риск передачи  информации в распоряжение третьих лиц.[2]

Другой проблемой функционирования ПФР является низкий  уровень пенсионной грамотности населения, который в свою очередь является причиной  низких пенсий. Так, из–за согласия людей на получение серых зарплат «в конвертах», увеличивается доля работодателей, не выплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд. Выходом из этой ситуации является, прежде всего, информационная работа с гражданами, которая должна проводиться не только на государственном уровне, но и со стороны негосударственных пенсионных фондов.

Подводя итог, можно отметить, что на современном этапе у Пенсионного фонда России есть существенные пробелы и недостатки,  однако ситуацию можно и нужно исправить при активном участии государства, а также включении самих работников и работодателей, в решение выявленных проблем. C помощью соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений необходимо добиться доверия со стороны населения к системе пенсионного страхования, а также принципиально важно повысить финансовую грамотность граждан.

 



Список литературы:

  1. Соловьев А. К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с.
  2. Ильясов М. М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 431-434.
  3. Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-1. – С. 224-228.
  4. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [электронный ресурс]. - URL:www.pfrf.ru
  5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: