» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Мороз Юлия Сергеевна, студент 3 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Финансовый механизм бюджетных учреждений

Статья просмотрена: 307 раз

УДК 336

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Мороз Юлия Сергеевна

студент 3  курса

Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В статье описаны понятие финансового механизма, обеспечивающего государственные учреждения, источники финансирования бюджетных учреждений.

Ключевые слова: финансовый механизм, финансовое обеспечение, бюджетное учреждение, казенное учреждение.

 

Значение как качества финансового планирования в бюджетной системе, так и ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результаты расходов государственного бюджета, весьма актуально на сегодняшний день в связи с сокращением бюджетных доходов. Так, вопросы формирования гибкой системы финансирования государственных учреждений носят характер наиболее важной и значимой проблемы в обществе.

В современной экономической литературе разделяют несколько точек зрения определения структуры финансового механизма. Некоторые профессора склонны считать, что элементы финансового механизма в некоторой степени совпадают с функциональными элементами управления финансами такими, как финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль. Такая трактовка может объясняться определением самого понятия «механизм», под которым понимается система, устанавливающая порядок какого-нибудь вида деятельности.

Другая часть ученых разграничивают более сложную структуру финансового механизма. В этом случае они имеют ввиду не только его деление на организационно-управленческие секции, то есть финансового планирования и прогнозирования, оперативного управления и финансового контроля. Здесь используются также совершенно иные признаки его классификации, основу которой составляет экономическое содержание финансов. Непосредственно содержание финансов включает каждый из экономических субъектов, то есть финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы.

Таким образом, финансовый механизм в широком смысле имеет весьма сложную структуру и включает в себя различные элементы, которые соответствуют различным видам современных финансовых отношений. Так, многочисленность существующих финансовых взаимосвязей определяет использование большого числа элементов финансового механизма. К таким элементам относят финансовое планирование и прогнозирование деятельности, финансовые показатели, нормативы и лимиты, финансовые рычаги и стимулы, финансовый контроль и финансовый менеджмент.

В узком смысле, используя понятие финансового механизма, его рассматривают, как работу финансовых рычагов. В этом случае они оказывают непосредственное влияние на  организацию, планирование и стимулирование финансовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, механизм финансового обеспечения государственных учреждений стоит рассматривать, как совокупность форм, методов, инструментов и способов организации финансовых отношений, формирования определенного количества финансовых ресурсов и их действенного использования. Приведенные параметры должны соответствовать  целям обеспечения выполнения государственного задания и достижения интенсивных и экстенсивных критериев, которые отвечали бы условиям оценки эффективности государственных учреждений.

В современном мире развитие экономической системы в устойчивой форме не рассматривают без внедрения инноваций. В связи с этим является невозможным выход на международный уровень национальной экономики. Именно эти целевые параметры заложены в основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года. Набольшее значение уделяется преобразованию системы управления государственными финансами с ориентиром на социально-значимые вопросы в сфере общественных отношений. [3]

Так, в настоящее время перед органами исполнительной власти наиболее важными остаются проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния хозяйственных единиц на должном уровне и поиска источников их дальнейшего развития. Это, в свою очередь, требует проведения инновационных исследований в изучении подходов к формированию современного финансового механизма экономических субъектов, в том числе государственные учреждения социальной сферы. При этом важным моментом является определение и разграничение роли государства, степени его влияния с использованием обоснованных методов на создание эффективного финансового механизма экономических субъектов государства.

Со вступлением в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения имеют различия по своим правовым статусам, то есть у них появятся новые и изменяться уже существующие возможности выполнения своих функций, которые осуществляет их администрация для проведения своей деятельности. Так, казненное учреждение становится достаточно ограничено в выполнении своих функций, но вместе с тем имеет  финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения наделены большими возможностями в реализации и осуществлении своей деятельности независимо от государства. В этом случае на них возлагается больше ответственности, так как учредитель не обязан предоставлять им какие-либо финансовые гарантии, как в случае казенного учреждения.

Закон № 83-ФЗ дает точные понятия казенного и бюджетного учреждений. Казенное учреждение представляет собой государственное учреждение, которое производит оказание услуг, выполнение работ и исполнение определенных функций от имени государства, чтобы обеспечить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ко всему прочему, финансовыми источниками деятельности казенного учреждения служат средства соответствующего бюджета, которые распределяются на основании бюджетной сметы. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, которая создается для выполнения работ и оказания услуг с целью реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах социально-ориентированного характера. [2]

В процессе осуществления механизма финансового обеспечения у бюджетных и автономных учреждений возникают разного рода финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования финансовых средств, включая расчеты с государством, юридическими или физическими лицами. Исходя из этого, основными элементами механизма финансового обеспечения государственных учреждений являются финансовые методы и рычаги формирования и распределения финансовых ресурсов, система норм и регламентов, информационных каналов и нормативов. Все перечисленные элементы применяются для определения уровня доходной и расходной частей государственного учреждения.

В основе финансового механизма государственных учреждений социальной сферы заложены базисные принципы, которые заключаются в целевом и эффективном расходовании всех имеющихся в распоряжении  госучреждений финансовых ресурсов.

Существенные рыночные преобразования в экономике России способствовали изменениям в структуре финансового механизма бюджетных учреждений социальной сферы, а также привели к росту функциональной, предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы.

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений может осуществляться за счет разнообразных источников. Такими основными видами источников выступают субсидии на возмещение нормативных затрат; субсидии, предоставляемые в соответствии с проектом закона о бюджете на осуществление поставленных целей, то есть целевая субсидия; поступления от реализации ценных бумаг автономных учреждений, а также государственных и муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с федеральным законом РФ; бюджетные инвестиции; поступления от оказания учреждением или его подразделением услуг, а также выполнения работ, которые относятся в соответствии с уставом данного государственного учреждения к его основным видам деятельности. Говоря о последнем, то предоставление таких услуг для физических и юридических лиц производится на коммерческой основе. Помимо доходов от основной деятельности государственное учреждение может получать денежные средства от иной деятельности, приносящей доход.. [1]

Задачи эффективного управления финансовыми отношениями государственных учреждений, достижение их финансовой устойчивости занимает все большее место в основных направлениях развития бюджетных учреждений. Центральным событием развития финансового механизма бюджетных учреждений в процессе проводимых изменений бюджетной системы стало расширение их суверенитета. Данное действие бюджетных организаций выполняется следующим образом:

·                    происходит изменение правового статуса государственных учреждений,  то есть осуществляется их переход из формы бюджетных учреждений в другие организационно-правовые формы;

·                    закрепляется изменение юридического статуса активов и доходов бюджетных учреждений; большая часть имущества переносится из полной собственности государства в оперативное управление бюджетных учреждений;

·                    расширяются возможности бюджетных учреждений по поиску новых источников финансирования и дополнительных видов деятельности, которая приносила бы стабильный доход.

Возникновение новых организационно-правовых форм государственных учреждений нуждается в составлении инновационного механизма финансового управления на текущую и долгосрочную перспективу за деятельностью государственных учреждений, действующих социальном секторе. Они  приобретают некоторые черты коммерческих организаций, но наряду с ними считаются по-прежнему некоммерческими, так как выполняют важнейшие социальные функции.

 



Список литературы:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 30.11.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Барулин С.В. Б26 Финансы : учебник / С.В. Барулин. — 2е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2015. — 640 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: