» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Приймак Елена Витальевна, Студентка 4 курса факультета естественных наук
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Исследовательские умения учащихся в системе образовательных результатов обучения химии

Статья просмотрена: 404 раз

УДК 373.51

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Приймак Елена Витальевна

Студентка 4 курса факультета естественных наук

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

г. Тула

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития исследовательских умений учащихся на уроках химии. Раскрываются основные понятия, классификация и этапы формирования познавательных и творческих умений школьников. Анализируются показатели групп старшеклассников по умению самостоятельно выполнять исследовательскую работу.

Ключевые слова: исследовательские умения, исследование, химия, исследовательская деятельность.

 

Формирование система химических знаний у учащихся как компонента естественно-научной картины мира, вырабатывается через понимание социально-значимых ценностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие, осознание важности получаемого химического образования, чувства ответственности и патриотизма, а также отношения к данной дисциплине как к возможной области будущей практической деятельности. 

Добиться усвоения знаний в разделах химии можно разными способами. Чаще всего учитель сам предпочитает изложить новый материал, особенно на уроках, во время которых планируется довести до сведения учащихся большой объем информации. Но перед педагогом ставится более важная задача - организовать процесс обучения так, чтобы школьники воспринимали химию как дидактический эквивалент науки, нужный и востребованный жизнью, необходимый каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира. Необходимо создавать условия для развития творческой познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее соответствующим поставленным целям является научно-экспериментальная деятельность. В её основе лежит обучение учащихся самостоятельным способам добывания и переработки информации в условиях инновационной образовательной среды. При таком подходе одним из основных компонентов работы являются исследовательские умения школьников.

Учащиеся учатся выявлять проблему, анализировать теоретический вопрос, выстраивать логическую цепь рассуждений, индивидуально проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и заключать выводы. Поэтому формирование интеллектуальных и практических умений актуально для старших классов, завершающих в этом возрасте развитие когнитивных процессов (прежде всего, мышления).

В современной психолого-педагогической литературе умение рассматривается как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Под терминами «исследование», «исследовательские умения» и «исследовательская деятельность» подразумевают:

Исследование – это целенаправленная познавательная деятельность, результаты которой выступают в виде системы понятий, законов и теорий и характеризующаяся объективностью, доказательностью, точностью.

Исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая работа учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы взаимодействия. Следовательно, такая инициативность школьников должна включать в себя её осознанность субъектом, целенаправленность, ориентированную на получение знаний, обеспечивающих прогнозируемое изменение в какой-либо сфере общественной жизни [4].

Понятие «исследовательские умения» различными авторами трактуется по-разному. Например, И. А. Зимняя, В. В. Успенский, Н.Л. Головизнина и Е.А. Шашенкова рассматривают исследовательские умения как результат и меру научной деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, лабораторных работ, приобретаемые в процессе решения различного рода экспериментальных задач.

Автор другого подход А.И. Савенков под исследовательскими умениями понимает способность видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить опыты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

На сегодняшний день классификация познавательных и творческих умений в педагогической литературе разработана достаточно обширно.

Например, И.Б. Карнаухова перечисляет следующие умения, лежащие в фундаменте учебно-исследовательской деятельности:

·                    формулирование цели, гипотезы, определения задач выполняемой работы;

·                    выявление и анализ проблемной ситуации, постановка принципиальных вопросов и видение новых признаков в традиционных ситуациях;

·                    проведение и поиск альтернативных вариантов и способов их решения, обобщение и систематизация результатов, полученных в ходе наблюдений и экспериментов;

·                    оформление разработок в виде рефератов, докладов, отчетов; планирование самостоятельной работы; использование современных библиографических ресурсов том числе, электронных банков данных;

·                    самоконтроль и самооценка школьниками своего труда и своих результатов.

М.И. Бойцов выделяет три основные группы умений, выстроенных по функциям исследовательской деятельности:

·                    интеллектуальные, связанные с логическими методами научного поиска (наблюдение, анализ, синтез, аналогия, гипотеза...);

·                    решение учебно-практических задач, переработка полученных ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации (конспектирование, тезирование, работа с библиографией...);

·                    специфические для данного предмета (химический, мысленный эксперимент)

Рассмотрев предложенные классификации, можно отметить, что в педагогической литературе нет единого плана о составе исследовательских умений. Тем не менее, их систематизация необходима, она позволяет группировать различные умения по назначению в соответствии с логикой научного поиска, что важно при диагностике и поэтапном формировании результатов экспериментальной деятельности на уроках химии.

Соответственно, для обоснования технологии развития познавательных и творческих умений необходимо определить их структурные компоненты:

·                    организационно-практические (умение ставить вопросы и отвечать на них, преобразовывать полученные данные, выдвигать предположения, применять знания, полученные по другим дисциплинам на всех этапах исследования, рационально использовать время при выполнении лабораторных работ, планировать эксперимент);

·                    поисковые (умение формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезы и предсказывать результат деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать химические символы, находить несколько вариантов решения проблемы);

·                    информационные (умение находить источники информации, а также самостоятельно работать с ними, пользоваться измерительными приборами и измерять физико-химических величины, использовать учебную и техническую литературу, оформлять результаты (схемы, таблицы, чертежи));

·                    оценочные (умение распределить обязанности, оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль (самоконтроль), обсуждать результаты и формулировку вывода своей работы, выделять её достоинства и недостатки, формулировать оценочные отзывы и рекомендации); [2].

Исходя из вышеперечисленных пунктов, познавательные способности детей старшего школьного возраста можно определить, как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором применения старых знаний в новых ситуациях, согласно этапам учебной деятельности.

На уроках химии условно можно выделить три группы учащихся, по умению самостоятельно выполнять исследовательскую работу:

1-я группа – учащиеся, действующие продуктивно, способные использовать приобретенные знания и навыки в нетиповых (реальных) ситуациях, включаться в самостоятельную научную деятельность, инициативно в ней участвовать, осознавать каждый шаг проделанного задания, формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы;

Пример: индивидуальное составление нестандартных химических заданий и вычисление механизма протекания реакций.

2-я группа – учащиеся, способные включаться в исследовательскую работу с помощью преподавателя (подсказка, инструкция, алгоритм), действующие менее сосредоточенно и продуктивно;

Пример: упражнение школьникам на обобщение темы, изложенное педагогом в специальной последовательности, задание ученикам на поиск «скрытых» ключевых компонентов в физико-химических процессах, предложенных учителем.

3-я группа – учащиеся, у которых неполно сформированы познавательные способности, выполняющие действие по образцу или шаблону, неспособные вести исследования самостоятельно [5].

Пример: предъявление ученикам готового решения в ходе объяснения задачи, подробное истолкование учителем каждого отдельного законченного этапа темы.

Таким образом, исследовательские умения на уроках химии можно рассматривать как совокупность прикладных и умственных действий, а также входящих в них операций, необходимых для выполнения экспериментальной работы или её отдельных этапов, с помощью которых в научной деятельности учащихся формируются собственные предметные компетенции. Такие занятия помогают обучающимся поднять самооценку, изменить стиль общения (равноправное партнерство), создать положительные эмоции, использовать взаимосвязь естественных наук, ощутить себя в новом качестве – химика-исследователя.

 



Список литературы:

  1. Актуальные вопросы методики обучения химии в школе [Электронный ресурс]: образовательная программа повышения квалификации учителей общеобразовательных школ: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайский гос. ун-т", Хим. фак., Каф. орган. химии; сост.: Базарнова Н. Г., Катраков И. Б., Лагуткина Е. В. [и др.]. - Барнаул: АлтГУ, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  2. Белохвостов, А. А. Методика обучения химии в условиях информатизации образования [Текст]: учебное пособие / А. А. Белохвостов, Е. Я. Аршанский. - Москва: Интеллект-Центр, 2016. - 336 с.
  3. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования для всех специальностей укрупненной группы "Образование и педагогика" / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 11-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 124, [3] с.
  4. Виноградова, И. А. Учебно-исследовательская и проектная деятельность. Программа для обучающихся на ступени основного общего образования [Текст] / Виноградова, И. А. - Москва: Экон-Информ, 2015. - 38 с.
  5. Горенков, Е. М. Инновационный потенциал субъектов образовательного процесса как целостная социально-педагогическая система. - Москва;
  6. Кравцова, Е. Ю. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в процессе изучения химии и биологии [Текст]: монография / Е. Ю. Кравцова. - Ставрополь: Сервис школа, 2014. - 145, [2] с.
  7. Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы", Омск, 27 апреля 2013 г. [Текст] / Омский науч. центр СО РАН [и др.]. - Омск: [б. и.], 2013. - 192 с.
  8. Сирик, С. М. Основы методики обучения химии [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: (тексто-графические учебные материалы) / С. М. Сирик, Л. Г. Тиванова; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун-т", Каф. неорганической химии. - Кемерово: КемГУ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.
  9. Сухарева, О. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии на уроках и в рамках научного общества учащихся [Текст]: методическое пособие / Сухарева О. В. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. - 117 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: