» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Оценка готовности детей к инклюзивному образованию
УДК 37.042.2
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Студент 3 курса
Факультет Технологический
Федеральное Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный
Технический университет", г.Тамбов
Аннотация.
В статье рассмотрены
основные психологические показатели, по которым можно оценить готовность
здоровых детей к учебе совместно с детьми-инвалидами. И сделаны выводы на основании результатов исследований данных показателей.
Ключевые
слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, эмпатические способности,
враждебность, агрессивность.
Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ
образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
потребностей и индивидуальных возможностей детей.[1]
Инклюзивное образование-это обучения детей-инвалидов совместно со
здоровыми детьми.
Какая школа может называться инклюзивной? Прежде всего, школа
доступная. И архитектурно доступная, и психологически открытая для любого
ребенка.[1]
Здания образовательных учреждений для детей-инвалидов должны
обеспечивать: полноценную среду, позволяющую учащихся получить образование;
возможность социальной адаптации среди здоровых детей;
архитектурное качество. В данный момент на территории Тамбовской
области мало школ, которые могли бы перейти на данный тип образования. В них
необходимо переоснастить: вход
в школу,
внутреннее пространство, раздевалку, классные кабинеты, туалет, спортивный зал,
школьную библиотеку, территорию школьного двора.
Но
также важна готовность не только здания учреждения, но и остальных детей к
осуществлению инклюзивного образования. Привычным
пониманием инклюзии является для учителя совместное обучение разных детей.
Проблема совместности в обучении – сложный дискутируемый вопрос. Есть ли у нас
потребность в совместности, в открытости? Инклюзивная культура образования
складывается, прежде всего, из отношений между участниками образовательной
среды, учениками, учителями и родителями. Инклюзия, в самом широком ее
понимании, предполагает, что у каждого ребенка есть потенциал быть принятым в
пространство школы и общества. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья были в наших массовых школах всегда. Агрессия в строну ребенка с
ограниченными возможностями, который пришел в общеобразовательный класс,
исходит и от одноклассников, и, увы, от их родителей, а порой и от самих
педагогов.[1]
Чтобы
проанализировать готовность здоровых детей, я провела психологические тесты на
выявления эмпатический способностей методика (В.В.Бойко) и на состояние
агрессии (опросник Басса-Дарки).
Рис.1. Уровень
эмпатических способностей.
Эмпатические способности - это
способность к состраданию. В результате интерпретации данных, полученных в ходе
тестирования, можно сделать вывод о том, что у испытуемых наблюдается
преимущественно низкий уровень эмпатии. Следовательно, они не способны оказать
детям с ограниченными возможностями здоровья необходимую эмпатическую
поддержку. Это является очень большой проблемой на пути к инклюзивному
образованию. Также такие результаты наталкивают на размышление о том, что
современные дети не могут оказать поддержку и сочувствовать всем окружающим их
людям.
Рис 2. Уровень враждебности.
Уровень враждебности у
обучающихся выше нормы. Это говорит о том, что они не смогут адекватно
воспринять то, что не все люди похожи на них. И они скорее всего будут
развивать конфликты, не исключены ссоры и напряженная обстановка.
Рис 3. Уровень агрессивности.
Можно предположить, что
учащиеся образовательной школы не готовы к восприятию новых и непохожих на себя
детей. Крайне сложно избежать проявлений
агрессии и конфликтов при обучении детей-инвалидов в общеобразовательной школе.
Для избегания подобных проявлений необходима особая профессиональная подготовка
и переподготовка педагогов и работников школы.
Безусловно,
обучаться дети должны все вместе. Права должны быть равные у всех. Невозможно ничем заменить общение детей друг с
другом, им это просто необходимо! Но для этого должны быть созданы условия,
подготовлены специалисты, педагоги и очень многое
другое, что еще должно быть.[1]
Очень печально, что
в наше время дети обладают таким уровнем агрессивности и враждебности. Это
говорит не только о том, что они не готовы к инклюзивному образованию, но и о
том, что в обычном учебном процессе они склонны к ссорам и конфликтам. На это
стоит обратить внимание психологам учебных заведений.
Список литературы:
1. Битянова
М.Р. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; –И65 М. :
«классное руководство и воспитание школьников», 2015 – 224 с.
Комментарии: