» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Оценка готовности детей к инклюзивному образованию

Статья просмотрена: 475 раз

УДК 37.042.2

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Иванова Эльвира Сергеевна

Студент 3 курса

Факультет Технологический

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный Технический университет", г.Тамбов

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные психологические показатели, по которым можно оценить готовность здоровых детей к учебе совместно с детьми-инвалидами. И сделаны выводы на основании результатов исследований данных показателей.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, эмпатические способности, враждебность, агрессивность.

 

Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.[1]

Инклюзивное образование-это обучения детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми.

Какая школа может называться инклюзивной? Прежде всего, школа доступная. И архитектурно доступная, и психологически открытая для любого ребенка.[1]

Здания образовательных учреждений для детей-инвалидов должны обеспечивать: полноценную среду, позволяющую учащихся получить образование; возможность социальной адаптации среди здоровых детей;

архитектурное качество. В данный момент на территории Тамбовской области мало школ, которые могли бы перейти на данный тип образования. В них необходимо переоснастить: вход в школу, внутреннее пространство, раздевалку, классные кабинеты, туалет, спортивный зал, школьную библиотеку, территорию школьного двора.  

Но также важна готовность не только здания учреждения, но и остальных детей к осуществлению инклюзивного образования. Привычным пониманием инклюзии является для учителя совместное обучение разных детей. Проблема совместности в обучении – сложный дискутируемый вопрос. Есть ли у нас потребность в совместности, в открытости? Инклюзивная культура образования складывается, прежде всего, из отношений между участниками образовательной среды, учениками, учителями и родителями. Инклюзия, в самом широком ее понимании, предполагает, что у каждого ребенка есть потенциал быть принятым в пространство школы и общества. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были в наших массовых школах всегда. Агрессия в строну ребенка с ограниченными возможностями, который пришел в общеобразовательный класс, исходит и от одноклассников, и, увы, от их родителей, а порой и от самих педагогов.[1]

Чтобы проанализировать готовность здоровых детей, я провела психологические тесты на выявления эмпатический способностей методика (В.В.Бойко) и на состояние агрессии (опросник Басса-Дарки).

Рис.1. Уровень эмпатических способностей.

Эмпатические способности - это способность к состраданию. В результате интерпретации данных, полученных в ходе тестирования, можно сделать вывод о том, что у испытуемых наблюдается преимущественно низкий уровень эмпатии. Следовательно, они не способны оказать детям с ограниченными возможностями здоровья необходимую эмпатическую поддержку. Это является очень большой проблемой на пути к инклюзивному образованию. Также такие результаты наталкивают на размышление о том, что современные дети не могут оказать поддержку и сочувствовать всем окружающим их людям.

Рис 2. Уровень враждебности.

Уровень враждебности у обучающихся выше нормы. Это говорит о том, что они не смогут адекватно воспринять то, что не все люди похожи на них. И они скорее всего будут развивать конфликты, не исключены ссоры и напряженная обстановка.

Рис 3. Уровень агрессивности.

Можно предположить, что учащиеся образовательной школы не готовы к восприятию новых и непохожих на себя детей.  Крайне сложно избежать проявлений агрессии и конфликтов при обучении детей-инвалидов в общеобразовательной школе. Для избегания подобных проявлений необходима особая профессиональная подготовка и переподготовка педагогов и работников школы.

Безусловно, обучаться дети должны все вместе. Права должны быть равные у всех. Невозможно ничем заменить общение детей друг с другом, им это просто необходимо! Но для этого должны быть созданы условия, подготовлены специалисты, педагоги и очень многое другое, что еще должно быть.[1]

Очень печально, что в наше время дети обладают таким уровнем агрессивности и враждебности. Это говорит не только о том, что они не готовы к инклюзивному образованию, но и о том, что в обычном учебном процессе они склонны к ссорам и конфликтам. На это стоит обратить внимание психологам учебных заведений. 

 



Список литературы:

1.       Битянова М.Р. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; –И65 М. : «классное руководство и воспитание школьников», 2015 – 224 с.

 

 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: