» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Маклецова Дарья Владимировна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Противоречия административного законодательства на современном этапе развития российского административного права

Статья просмотрена: 832 раз

УДК 342.924

ПРОТИВОРЕЧИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Ламкова Алена Алексеевна

студентка 3 курса кафедры бухгалтерского учета и аудита

Маклецова Дарья Владимировна

студентка 3 курса кафедры финансового менеджмента

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, содержащие в себе наиболее актуальные проблемы науки административного права. Подчеркивается, что в современном обществе нормы административного права являются наиболее социально-востребованными. В статье выявляются спорные положения административно-правового характера на базе следующих нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушения, Кодекса административного судопроизводства РФ.

Ключевые слова: административное право, административное судопроизводство, государственное управление, государство, норма, право, регулирование, система, управление.

 

Актуальность данного исследования состоит в выделении и обозначении существующих проблем действующей законодательной базы  в области административного права, а также в предложении возможных вариантов их решений.

Под административным законодательством понимается система нормативно-правовых актов (далее – НПА), представляющих собой источники права в регулировании административно-правовых отношений.

Выделяют следующие характеристики административно-правовых отношений:

1.                  возникают в процессе государственного управления;

2.                  имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);

3.                  являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон;

4.                  установлены гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. [5]

Основа правового регулирования в Российской Федерации (далее – РФ) Конституция РФ.  Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

В Конституции РФ освещены вопросы:

- административно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина;

- разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ;

- определяющие общие принципы государственного управления и регулирования в различных сферах жизни общества, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти;

- административного судопроизводства. [1]

Ряд вопросов, освещенных в Конституции РФ, трактуется неоднозначно.

Во-первых, это касается вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ на основе статей 71 и 72 Конституции РФ. [1]

Так, ряд договоров с республиками РФ может изменять положения вышеуказанных статей Конституции РФ в части разграничения предметов ведения и полномочий  в соответствии с Конституцией РФ. С одной стороны, в соответствии с 1 и 15 статьями Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Но получается, что статьи 71 и 72 Конституции для республик, подписавших договор, действуют не в полной мере, а только в пределах, не противоречащих договорам. [1]

Во-вторых,  законодательно не установлены понятия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление.

Если рассматривать административные правоотношения, то они складываются не только в рамках триады ветви власти, но и в рамках других органов государственной власти: ЦБ РФ, Счетная Палата, Следственный комитет, Уполномоченный по правам человека, Центральная избирательная комиссия. Однако в соответствии со статьями 10 и 11 Конституции РФ, легальное управление осуществляется в рамках исчерпывающего субъектного состава: Правительство РФ, суды, Государственная Дума, Совет Федераций, а также Президент РФ. [1]

В этой связи возникает некое противоречие: государство делегировало вышеназванным органам специальные полномочия в соответствующих подзаконных НПА. Однако нельзя сказать, что данные органы осуществляют государственную власть, если основываться на конституционных положениях,  так как именно они создают основу для реального верховенства законов.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в РФ, не дает их полного перечня; нет исчерпывающей нормативно-правовой базы о федеральных органах исполнительной власти, включающих все элементы их правового статуса. Ликвидация этих пробелов позволила бы создать согласованную систему административного законодательства.

В-третьих, следует отметить, что Конституция РФ обеспечивает соответствие судебной системы РФ стандартам правового государства, а также гарантирует судебную защиту прав и свобод гражданина (ст.46). А ст.118, по сути, представляет собой конституционные основы для формирования системы административного судопроизводства. [1]

На основе данных положений можно сделать вывод, что Конституция РФ предусматривает необходимым формирование системы административного судопроизводства в РФ, которая будет обеспечивать высокий уровень правовой защищенности граждан от неправомерных действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Является необходимым законодательное закрепление внутренней структуры и предметов ведения соответствующих органов системы административного судопроизводства, а также введение специальных правил административного судопроизводства.

Если говорить о реализации системы административного судопроизводства, следует упомянуть проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах РФ», подготовленный Верховным Судом РФ и внесенный в Государственную Думу РФ в 2000 году. 

Однако административно-процессуальное законодательство в нашей стране до сих пор практически не развито, основной причиной чего является отсутствие единого подхода к понятию административного процесса.

Тем не менее, некоторые положения, связанные с применение административных наказаний и мер административного пресечения, находят свое отражение в IV разделе КоАП РФ. [3]

Таким образом, при рассмотрении административного права как отдельной отрасли системы права РФ, в административном законодательстве РФ можно выявить ряд вопросов и противоречий, которые остаются открытыми для анализа и доработки на данном этапе развития.

В данной статье рассмотрены возможные варианты разрешения существующих на данный момент противоречий:

1)                 четко разграничить предметы ведения РФ и субъектов РФ посредством внесения поправок в Конституцию РФ, Уставы и Конституции субъектов РФ;

2)                 четко определить органы государственной власти и разграничить их полномочия посредством закрепления на одном уровне – конституционном – и дальнейшего расширенного трактования в соответствующих НПА;

3)                 создать систему административных судов, а также разработать ряд НПА, регулирующих данную систему.

 



Список литературы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
  2. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (принят Государственной Думой 20.02.2015) от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят Государственной Думой 20.12.2001) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
  4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  5. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.
  6. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.
  7. Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015
  8. Конджакулян К. М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти и (сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  9. Конджакулян К.М. Институт президентства и исполнительная власть: вопросы взаимосвязи и взаимодействия (На примере Российской Федерации и Республики Армения) // Журнал Закон и право, №1(13), 2010г.
  10. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013.
  11. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
  12. Конджакулян К.М., Авдеенко В.В., Квятковский А.В. Некоторые вопросы сравнительно-правового анализа Кодекса административного судопроизводства РФ и Гражданского процессуального законодательства. Особенности правового регулирования // Закон и право. 2016. № 3.
  13. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правовые основы функционирования Правительства в законотворческой деятельности // Российское государствоведение. 2016. № 3.
  14. Конджакулян К.М. Организационные аспекты взаимоотношений органов исполнительной власти: сравнительно-правовое исследование на примере России и Армении // Юридические записки. 2013. № 1.
  15. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правительство Российской Федерации в системе законодательной деятельности (сравнительно-правовое исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: