Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Пашкова Яна Анатольевна, Хижняк Олеся Викторовна, старший воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности в условиях обогащенной предметно-пространственной среды

УДК 373.24

Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников

в двигательной деятельности

в условиях обогащенной предметно-пространственной среды

Пашкова Яна Анатольевна

старший воспитатель
Хижняк Олеся Викторовна

воспитатель
МБДОУ д/с № 64, г. Белгород

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются условия и принципы организации предметно-развивающей среды, направленные на формирование самостоятельности и инициативности у дошкольников в процессе активной физической деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, инициативность, самостоятельность, предметно-пространственная среда, центр двигательной активности, подвижные игры, духовное и физическое развитие.

 

Современный детский сад является местом первого опыта взаимодействия ребенка с миром сверстников и взрослых. В постоянно меняющемся мире самостоятельность и инициативность являются неотъемлемыми качествами благополучно развивающейся личности. Многие исследователи в области педагогики отмечают, что инициативность начинает формироваться уже в раннем дошкольном возрасте: ребенок становится активным участником явлений окружающей действительности, ощущает внутреннее стремление к изменениям и преобразованиям. С феноменом инициативности тесно связано такое свойство личности, как самостоятельность – способность организовывать целенаправленную деятельность, преобразовывать окружающие предметы и явления, нести ответственность за результаты этой деятельности. Развитие самостоятельности и инициативности происходит, прежде всего, в процессе физической деятельности. В ходе реализации потребности ребенка в двигательной активности, происходит формирование  самодисциплины и самоконтроля, самостоятельного оценивания качества выполнения заданий, совершенствование личностных и физических качеств, приобретение двигательного опыта и оздоровление организма, а также формирование базовых представлений ребенка о здоровом образе жизни и спорте. При овладении правилами подвижных игр и выполнении физических упражнений деятельность дошкольника приобретает целенаправленный характер, а в условиях соревновательного характера ребенок получает внутреннюю мотивацию к достижению результата, который ставит перед ним педагог.

Развитие самостоятельности и инициативности невозможно без формирования адекватной предметно-пространственной среды, которая понимается как «система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [1, с. 10]. Иными словами, предметно-пространственная среда является стимулирующим фактором гармоничного развития личности ребенка в различных видах деятельности, организованных в рамках психолого-педагогической задачи и насыщенных полифункциональными предметами и игровыми материалами. Обогащенная предметно-пространственная среда позволяет создать условия для одновременной самостоятельной деятельности каждого ребенка в группе.

Предметно-пространственная среда выступает инструментом получения ребенком практического опыта познания окружающей действительности и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми. Деятельность ребенка, связанная с изменением и преобразованием предметно-развивающей среды, рассматривается психологами как «предметно-орудийная деятельность и деятельности с психологическими орудиями» [2, с.30]. Она создает положительный эмоциональный фон в группе, обеспечивает психологический комфорт, уверенность в принятии решений, стимулирует самостоятельный выбор форм активности и подвижных игр. Мы определили ряд условий, необходимых для конструирования предметно-пространственной среды:

·                    насыщение пространства предметами реального мира, а также мира сказочного, которые несут ценностную важность развития физических и личностных качеств; каждый инструмент раскрывает символ-образ, побуждающий детей моделировать определенную двигательную деятельность;

·                    насыщение среды предметами-символами народной культуры, обобщающими образ физического и духовного идеала человека;

·                    сочетание заданной и свободной среды, стимулирующей самостоятельный выбор материальных инструментов для моделирования игровых ситуаций, упражнений и подвижных игр;

·                    доступное расположение предметов в условиях пространства группы, обеспечивающее свободное и безопасное перемещение ребенком объектов предметно-развивающей среды вне зависимости от роста и уровня физического развития и стимулирующее самостоятельный выбор;

·                    многофункциональность среды: предметы дополняют друг друга и дают возможность выполнить движения разными способами.

Немаловажным является выбор оформления предметно-развивающей среды: «цветовой параметр используется как условие достижения психологического комфорта, разворачивания самостоятельной двигательной активности и цветовой локализации, стимулятор развития движения» [2, с.52]. Цвет является не только объектом эстетического восприятия, но и средством невербального воздействия на психологический климат в группе. Теплые оттенки цветового спектра – желтый, оранжевый – создают психологическое ощущение тепла, комфорта, прилива положительных эмоций; оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему и повышают работоспособность. Холодные цвета – синий, голубой, лимонный, зеленый – оказывают успокаивающее действие, способствуют снижению напряжения глаз, помогают сосредоточить внимание. В оформлении группы голубой цвет является основным; сочетание спокойного голубого и ярких контрастирующих оттенков других цветов позволяет не снижать двигательную активность дошкольников в течение дня.

Таким образом, каждую возрастную группу дошкольного образовательного учреждения следует проектировать исходя из вышеизложенных положений путем локальной интеграции пространственно-предметной среды, решающей единую задачу – формирование самостоятельности и инициативности в процессе двигательной активности. Практическим воплощением данных условий является конструирование центра двигательной активности и центра сюжетно-ролевых игр.

Яркий, оригинальный, с нестандартным дизайнерским решением, центр двигательной активности вписывается в пространство групповой комнаты. Он характеризуется наличием свободного пространства для самостоятельной реализации детьми двигательной деятельности, а также наличием специального физкультурного инвентаря: массажные дорожки, коврики, обручи, гимнастические палки, мячи разных размеров, корзина для метания мячей; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики; сенсорный стол; сухой бассейн, подборка игрушек для развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму [3, с.114]. Предметы центра двигательной активности содержат символику разнообразных видов двигательной активности человека и способов взаимодействия с миром природы.

Привлекать детей к самостоятельному выбору подвижных игр и размещению соответствующего оборудования необходимо уже в младшем дошкольном возрасте. Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить наглядные карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы. Приступая к выполнению заданий, воспитанники должны самостоятельно вспомнить последовательность выполнения упражнений или правила игры. Таким образом, решается практическая задача по стимулированию инициативности.

Развернутый центр сюжетно-ролевых игр создает оптимальные условия для развития самостоятельности и инициативности в ходе воплощения сюжета игры и межличностного взаимодействия. Игровое пространство в группе наполняется атрибутами сюжетно-игровых ситуаций, стимулирующих двигательную активность ребенка. Сюжетные игры насыщаются предметами, стимулирующими создание двигательного образа. В рамках развивающей среды размещаются сюжетные рисунки, наряды, макеты, материальные атрибуты, позволяющие посредством драматизации побудить воспитанников к активной двигательной деятельности, стремлению проявить творческие способности, освоению ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, создание единого комплекса грамотно организованной предметно-развивающей среды, эстетической и кинестетической модальностей способствует развитию самостоятельной деятельности дошкольников, инициативы, способности к рефлексии, а также воплощению атмосферы сказочности, необычности и живости в ходе двигательной активности.

 

Список литературы:

  1. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб, Детство-Пресс, 2014. – 128с.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. – 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2012. – 119 с.
  3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2013г. – 226 с.