» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Пашкова Яна Анатольевна, Хижняк Олеся Викторовна, старший воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности в условиях обогащенной предметно-пространственной среды
УДК 373.24
Развитие инициативности и самостоятельности
дошкольников
в двигательной деятельности
в условиях обогащенной
предметно-пространственной среды
Пашкова Яна Анатольевна
старший
воспитатель
Хижняк
Олеся Викторовна
воспитатель
МБДОУ д/с №
Аннотация. В данной
статье рассматриваются условия и принципы организации предметно-развивающей
среды, направленные на формирование самостоятельности и инициативности у
дошкольников в процессе активной физической деятельности.
Ключевые
слова: дошкольное образование, инициативность, самостоятельность,
предметно-пространственная среда, центр двигательной активности, подвижные
игры, духовное и физическое развитие.
Современный детский сад
является местом первого опыта взаимодействия ребенка с миром сверстников и
взрослых. В постоянно меняющемся мире самостоятельность и инициативность
являются неотъемлемыми качествами благополучно развивающейся личности. Многие
исследователи в области педагогики отмечают, что инициативность начинает
формироваться уже в раннем дошкольном возрасте: ребенок становится активным
участником явлений окружающей действительности, ощущает внутреннее стремление к
изменениям и преобразованиям. С феноменом инициативности тесно связано такое
свойство личности, как самостоятельность – способность организовывать
целенаправленную деятельность, преобразовывать окружающие предметы и явления,
нести ответственность за результаты этой деятельности. Развитие
самостоятельности и инициативности происходит, прежде всего, в процессе физической
деятельности. В ходе реализации потребности ребенка в двигательной
активности, происходит формирование
самодисциплины и самоконтроля, самостоятельного оценивания качества
выполнения заданий, совершенствование личностных
и физических качеств, приобретение двигательного опыта и оздоровление
организма, а также формирование базовых представлений
ребенка о здоровом образе жизни и спорте. При овладении правилами подвижных игр
и выполнении физических упражнений деятельность дошкольника приобретает
целенаправленный характер, а в условиях соревновательного характера ребенок
получает внутреннюю мотивацию к достижению результата, который ставит перед ним
педагог.
Развитие самостоятельности и
инициативности невозможно без формирования адекватной
предметно-пространственной среды, которая понимается как «система материальных объектов и средств деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического
облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования» [1, с. 10]. Иными словами, предметно-пространственная
среда является стимулирующим фактором гармоничного развития личности ребенка в
различных видах деятельности, организованных в рамках психолого-педагогической
задачи и насыщенных полифункциональными предметами и игровыми материалами.
Обогащенная предметно-пространственная среда позволяет создать условия для
одновременной самостоятельной деятельности каждого ребенка в группе.
Предметно-пространственная среда выступает инструментом получения ребенком практического опыта познания окружающей действительности и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми. Деятельность ребенка, связанная с изменением и преобразованием предметно-развивающей среды, рассматривается психологами как «предметно-орудийная деятельность и деятельности с психологическими орудиями» [2, с.30]. Она создает положительный эмоциональный фон в группе, обеспечивает психологический комфорт, уверенность в принятии решений, стимулирует самостоятельный выбор форм активности и подвижных игр. Мы определили ряд условий, необходимых для конструирования предметно-пространственной среды:
· насыщение пространства предметами реального мира, а также мира сказочного, которые несут ценностную важность развития физических и личностных качеств; каждый инструмент раскрывает символ-образ, побуждающий детей моделировать определенную двигательную деятельность;
· насыщение среды предметами-символами народной культуры, обобщающими образ физического и духовного идеала человека;
· сочетание заданной и свободной среды, стимулирующей самостоятельный выбор материальных инструментов для моделирования игровых ситуаций, упражнений и подвижных игр;
· доступное расположение предметов в условиях пространства группы, обеспечивающее свободное и безопасное перемещение ребенком объектов предметно-развивающей среды вне зависимости от роста и уровня физического развития и стимулирующее самостоятельный выбор;
· многофункциональность среды: предметы дополняют друг друга и дают возможность выполнить движения разными способами.
Немаловажным является выбор оформления предметно-развивающей среды: «цветовой параметр используется как условие достижения психологического комфорта, разворачивания самостоятельной двигательной активности и цветовой локализации, стимулятор развития движения» [2, с.52]. Цвет является не только объектом эстетического восприятия, но и средством невербального воздействия на психологический климат в группе. Теплые оттенки цветового спектра – желтый, оранжевый – создают психологическое ощущение тепла, комфорта, прилива положительных эмоций; оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему и повышают работоспособность. Холодные цвета – синий, голубой, лимонный, зеленый – оказывают успокаивающее действие, способствуют снижению напряжения глаз, помогают сосредоточить внимание. В оформлении группы голубой цвет является основным; сочетание спокойного голубого и ярких контрастирующих оттенков других цветов позволяет не снижать двигательную активность дошкольников в течение дня.
Таким образом, каждую возрастную группу дошкольного образовательного учреждения следует проектировать исходя из вышеизложенных положений путем локальной интеграции пространственно-предметной среды, решающей единую задачу – формирование самостоятельности и инициативности в процессе двигательной активности. Практическим воплощением данных условий является конструирование центра двигательной активности и центра сюжетно-ролевых игр.
Яркий, оригинальный, с нестандартным дизайнерским решением, центр
двигательной активности вписывается в пространство групповой комнаты. Он
характеризуется наличием свободного пространства для самостоятельной реализации
детьми двигательной деятельности, а также наличием специального физкультурного
инвентаря: массажные дорожки, коврики, обручи, гимнастические палки, мячи
разных размеров, корзина для метания мячей; лестница гимнастическая; мешочки с
грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр,
утренней гимнастики; сенсорный стол; сухой бассейн, подборка игрушек для
развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного
возраста к письму [3, с.114]. Предметы центра двигательной активности содержат
символику разнообразных видов двигательной активности человека и способов
взаимодействия с миром природы.
Привлекать детей к
самостоятельному выбору подвижных игр и размещению соответствующего
оборудования необходимо уже в младшем дошкольном возрасте. Самостоятельно выполнять физические упражнения
воспитанникам помогут выполнить наглядные карточки, на которых упражнения представлены
в виде схемы. Приступая к выполнению заданий, воспитанники должны
самостоятельно вспомнить последовательность выполнения упражнений или правила
игры. Таким образом, решается практическая задача по стимулированию
инициативности.
Развернутый
центр сюжетно-ролевых игр создает оптимальные условия для развития
самостоятельности и инициативности в ходе воплощения сюжета игры и
межличностного взаимодействия. Игровое пространство в группе наполняется атрибутами
сюжетно-игровых ситуаций, стимулирующих двигательную активность ребенка.
Сюжетные игры насыщаются предметами, стимулирующими создание двигательного
образа. В рамках развивающей среды размещаются сюжетные рисунки, наряды,
макеты, материальные атрибуты, позволяющие посредством драматизации побудить воспитанников
к активной двигательной деятельности, стремлению проявить творческие
способности, освоению ценностей здорового образа жизни.
Таким образом, создание единого
комплекса грамотно организованной предметно-развивающей среды, эстетической и
кинестетической модальностей способствует развитию самостоятельной деятельности
дошкольников, инициативы, способности к рефлексии, а также воплощению атмосферы
сказочности, необычности и живости в ходе двигательной активности.
Список литературы:
- Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб, Детство-Пресс, 2014. – 128с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. – 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2012. – 119 с.
- Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2013г. – 226 с.
Комментарии: