» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Решетова Татьяна Николевна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Профессиональное самоопределение кадет в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Статья просмотрена: 178 раз

УДК 47

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАДЕТ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Решетова Татьяна Николаевна

воспитатель учебного курса

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

 

Аннотация. Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее кадет, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей предпрофильной подготовки является комплексная работа с воспитанниками по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

Ключевые слова: профориентация, профильное обучение, предпрофильная подготовка, профиль, профильная ориентация, профильные образовательные курсы, элективные курсы.

 

Какой должна быть школа XXI века? Прежде всего, ей необходимо соответствовать запросам времени.

Главные задачи современной школы или учебного учреждения - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

В Оренбургском ПКУ ведется работа по созданию новой модели учреждения, ориентированной на новое содержание образования, новые технологии обучения. Создаются оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Следуя требованиям современного общества, научно-технического прогресса в училище поставлена цель: формирование мобильной и конкурентоспособной личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, владеющей навыками самообразования и исследовательской деятельности. Инновационные процессы в образовательном пространстве училища направлены на мотивированное овладение воспитанниками изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своем будущем.

На основе этого мы составили портрет выпускника нашего училища. Единая конечная цель для всех выпускников – воспитание успешной (согласно своим способностям) и одновременно конкурентно способной личности (компетентной во многих областях). Выпускник учебного заведения должен адаптироваться к любым условиям рыночной и нерыночной экономики, обладать профессиональной мобильностью, готовым к непрерывному самопознанию, самовоспитанию и самообразованию.

Система работы по предпрофильной подготовке воспитанников 7-9-х классов определяется задачами профилизации обу­чения на старшей ступени исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки воспитанников как 9-х, так и в 7-8-х классов, так как возраст 13-15 лет - это возраст самоопределения.

Основная задача предпрофильной подготовки - подготов­ив к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Профессиональной ориентации подростков в училище уделяется очень большое внимание. Срок обучения  7 лет (с 5 по 11 класс), закрытый тип учреждения и, конечно же, статус учебного заведения  накладывают особую ответственность на педагогический коллектив за готовность воспитанников к самостоятельному выбору и самостоятельному определению своего дальнейшего  жизненного пути.

Должности специально введенной для решения проблем профессиональной ориентации  штатным расписанием не предусмотрено.

В училище разработано и действует  положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении воспитанников училища, в соответствии с которым распределены обязанности по реализации этого направления, в том числе и профессиональной ориентации.

Ответственность за  общую организацию профессиональной ориентации возложена на заместителя директора по воспитательной работе.        Методическое обеспечение и  сопровождение осуществляет один из старших методистов учебного отдела.

 Непосредственными организаторами и  координаторами данной работы являются старшие воспитатели учебных курсов (параллелей). Проведение основных форм работы, её учёт ведут воспитатели учебных курсов, также привлекаются  преподаватели и другие сотрудники училища.   Важным звеном этой работы являются педагоги – психологи, осуществляющие психологическое сопровождение.

Информационное обеспечение возложено на сотрудников библиотеки.

Основные направления профориентационной работы проводимой  в училище показаны в нижеприведенной таблице.

 

п/п

Направления

профориентационной

работы

 

Формы работы

Периодичность

5-8

класс

9-11

класс

1

Диагностика

Собеседование

Тестирование

Наблюдение

Анализ успеваемости

Четверть

Четверть

Постоянно

Четверть

Полугодие

Полугодие

Постоянно

Полугодие

2

Информационная

поддержка

Ориентационные курсы

 

Классный час

 

Подготовка  презентации

Подбор литературы

Создание эл. образов

атласа

7,8 класс,

2по 16 час

5,6кл-1ч. мес

7.8-1ч. четверть

год

9 класс,2 по 16час

 

9,10-1ч. полугодие

 

9 кл-год

3

Консультирование

Профессиональное

Психологическое

По мере необходим.

По мере необходим.

4

Профессиональные пробы

Тренинги

Деловые игры

Четверть

Полугодие

Месяц

Четверть

5

Дополнительное образование

Теле-студия

Радио-студия

Фото-студия

Изо-студия

Лаборатория робототехники

Клуб журналистики

Лаборатория аудио и видеовиз. технолог.

и т. д.

 

 

 

3 часа

в неделю

 

 

 

3 часа в

неделю

6

Летняя практика

Экскурсии

Семинары

Практич. занятия

Индивид. задания

2 недели ежегодно

2 недели ежегодно

Наиболее значимым направлением работы,  несомненно, является летняя практика. Она проводится в течении  двух недель по окончании учебного года и имеет  целью практически дать воспитанникам представлении об основных направлениях профессиональной деятельности человека.

В училище разработана перспективная шестилетняя программа прохождения практик, которая охватывает основные укрупненные группы специальностей. К летней  практике привлекаются все без исключения воспитанники. Занятия организуются на базе учреждений различных министерств и ведомств Российской Федерации и Оренбургской области. По окончанию практики каждый воспитанник производит защиту своего индивидуального задания.

В училище организовано тесное взаимодействие с областным центром занятости населения. Его специалисты  проводят в интересах училища анкетирование и тестирование воспитанников. В старших классах проводят тематические лекции о направлениях и перспективах развития рынка труда  в области и в целом по стране.

Частыми гостями училища являются руководители учреждений и ведомств различного уровня,  как  областного, так и федерального значения.   Как правило, данные представители социокультурного, профессионально-производственного и административного окружения проводят с воспитанниками различного рода  профориентационно  значимые познавательные мероприятия.

В своей работы я хотела бы отметить актуальность вопросов предложенных к изучению  в данном курсе  «Образовательно-профессиональное самоопределение кадет Оренбургского ПКУ в предпрофильной подготовке и профильном обучении».

В ходе изучения учебного  материала пришло понимание многих вопросов о становлении подростков, как социально равноправных членов нашего общества, способных самостоятельно определять и ставить перед собой жизненные и профессиональные цели и оценивать свои возможности в их достижении.

Также хочется сказать, что предложенная идея профессиональных проб и социальных практик, на мой взгляд, собственно уже  воплощена  в жизнь в нашем училище. Не сомневаюсь, что это даст неоценимые результаты. В отношении многих кадет уже понятно что если будет решен вопрос о прохождении летней практики на базе учебных подразделений Министерства обороны РФ, то вопрос их него профессионального самоопределения несомненно будет им решён, и решён мотивированно и обоснованно.

В данном конкретном случае,  в ходе применения средств педагогической поддержки, самым позитивным результатом работы является не только расширение  спектра версий продолжения образования и профессионального становления, но и соотнесение этих перспектив со своими возможностями. 

Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы:

- ознакомительный, где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и индивидуальной работы психолога и вводится система  элективных курсов под общим названием «Человек - профессия»;

- подготовительный, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;

- основной (в период обучения в 9-м классе) - моделирование ви­дов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в со­ответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных про­фессиональных образовательных учреждениях.

 Учебные программы по определенной части предметов, соответствующих про­филю, будут основываться на профильном уровне государственного образователь­ного стандарта. Учебные программы предметов, изучаемых на непрофильном уров­не, будут основываться на базовом уровне стандарта. Содержание элективных курсов может описываться в форме примерных учебных программ, но фиксации в форме государственного образовательного стандарта оно не подлежит.

Ряд школ будет создавать и реализовывать такие модели, которые позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, но еще более дифференци­рованно, то есть в рамках малой группы, а также строить индивидуальные учеб­ные траектории старшеклассников.

Таким образом, вся идеология и Концепция профильного обучения представляет значительную степень вариативности в реализации. Соответственно, возрастает значение и необходимость четкого проектирования и организации предпрофильной подготовки обучающихся в Оренбургском ПКУ.

 Создаваемая модель выпускника Оренбургского ПКУ основана на такие ценностные ориентиры как конкурентоспособность, физическое и душевное здоровье, мобильность, компетентность в современных информационных технологиях, коммуникабельность, духовно-нравственная культурность.

Сейчас мальчишки  мечтают о получении хорошего образования и начальной профессиональной подготовке, а затем в высшем учебном заведении, и в конечном итоге стать достойным гражданином новой России.

Воспитание в Оренбургском Президентском ПКУ проводится в соответствии с общими началами российского государственного устройства системы формирования личности воспитанника, с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном поприще. Формируются общественные добродетели осуществляемые воспитателями, руководителями, преподавателями в условиях закрытого учебного заведения с особым укладом жизнедеятельности и инновационного образовательного процесса.

Итак, основная задача нашего коллектива в том, что она живет в режиме развития. Педагоги  обретают основу для сотрудничества построения целостной, непротиворечивой системы работы – общую цель. Каждый реализует ее своими специфическими средствами, но она – общая.

Таким образом, в училище ведется работа по созданию уникальной модели учреждения, где разрабатываются инновационное содержание образования, новые технологии обучения и воспитания, создаются оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого воспитанника на основе ценностных ориентаций и созидания нового.

Уверены, что воспитанники училища будут достойными гражданами  России XXI века.

 



Список литературы:

  1. Чистякова С.Н. и др. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределе¬ния старшеклассников^. М.: «Новая школа», 2004.
  2. Чистякова С.Н. и др., «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения». М.: 2003.
  3. Чистякова С.Н. и др. «Элективные ориентационные курсы и другие средства профиль¬ной ориентации в предпрофильной подготовке школьников». М.: «Академия», 2003.
  4. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И., «Твоя профессиональная карьера». Учебник для 8-9 классов для общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2003
  5. Чистякова С.Н. и др. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: