» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Жаркова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Информационные технологии как фактор развития предприятий железнодорожного транспорта

Статья просмотрена: 440 раз

УДК 656

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР развития предприятий железнодорожного транспорта

Жаркова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения и реализации инновационных проектов и перспективных технологий на железнодорожном транспорте, обуславливающих его переход на качественно новый этап развития. Дается характеристика структуры ИТ-комплекса холдинга «РЖД», раскрываются его цели и задачи, закрепленные в новой стратегии ОАО «РЖД» в области развития информационных технологий, в которой приоритет отдается использованию отечественных программных продуктов и собственных разработок. Отмечается важность роли цифровизации российских железных дорог. Приводятся примеры внедрения проектов, среди которых строительство высокоскоростных магистралей, технология Интернета вещей, разработка программы «интеллектуальной» управленческой системы, 3D-карта состояния инфраструктуры, Wi-Fi системы на поездах и вокзальных комплексах, проект «Инновационная мобильность», новая платформа «Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», концепция «больших данных».

Ключевые слова: информационные технологии, развитие, цифровизация, предприятие железнодорожного транспорта.

 

Глобальные цифровые технологии в наши дни являются неотъемлемой частью динамичного развития ИТ-сектора и актуальны на любом предприятии, в том числе и на предприятиях железнодорожного транспорта, особенно такого, как холдинг «РЖД». Основу структуры ИТ-комплекса предприятий железнодорожного транспорта представляет Департамент информатизации (ЦКИ), аккумулирующий в себе деятельность предприятий по внедрению ИТ-технологий и информатизации. Целью ИТ-комплекса является не только обслуживание технологических потребностей заказчиков, но более глобальная задача, которая состоит в том, чтобы определить технологические потребности клиентов и предложить им принципиально новые технические решения для их реализации. Для достижения этой цели важная роль отводится цифровизации российских железных дорог [6].

По технологиям автоматизации производственных процессов ключевые показатели ИТ-сектора холдинга «РЖД» в настоящее время превосходят достижения компаний за рубежом. Новая ИТ-стратегия ОАО «РЖД», одобренная правлением ОАО «РЖД», отмечает создание цифровой железной дороги глобальным проектом и одним из приоритетных направлений развития. Новая ИТ-стратегия делает акцент на использовании отечественных программных продуктов и собственных разработках. Почти 80% используемых решений в холдинге отечественные и разработаны на российских предприятиях железнодорожного транспорта. Однако, это базовые низовые технологии, включающие системное программное обеспечение и базы данных. Чтобы полностью избавиться от импортного программного обеспечения и осуществить переход к отечественным разработкам, ведется активная работа в департаменте информатизации [7].

В настоящее время ИТ-сектором компании «РЖД» осуществляется внедрение перспективных технологий, способствующих переводу железнодорожного транспорта России на принципиально новый уровень развития. Речь идет о строительстве высокоскоростных магистралей (ВСМ), требующем использования совершенно новых технологий, среди которых и информационные, включая все этапы жизненного цикла, начиная с проектирования и заканчивая эксплуатацией, вместе с организацией управления движением. В будущем эта тенденция позволит в корне преобразить российскую железнодорожную сеть [4].

Следует отметить важное значение развития технологии Интернета вещей, позволяющей произвести переход к управлению объектами инфраструктуры по их реальному состоянию. Планируется производить ремонт и обслуживание не в соответствии с регламентом, а в момент приближения параметра объекта к критическому значению [1].

Компания уже разработала программу по созданию «интеллектуальной» управленческой системы для эксплуатации инфраструктуры. В нее интегрируются средства диагностики, применяются технологии Интернета вещей и др. В онлайн-режиме снимаются данные о состоянии инфраструктуры и, на основании этого, предотвращаются отказы. В перспективе ожидается устойчивый баланс между процессом нормативного обслуживания инфраструктуры и по ее состоянию. Результатом реализации проекта служит 3D-карта состояния инфраструктуры, визуализирующая сигналы в 3D-модели, демонстрирующая проблемы и предсказывающая внештатные ситуации [2].

Осуществление внутренней навигации ставит перед компанией важную задачу по оснащению Wi-Fi системой огромного числа вокзальных комплексов. ИТ-сектором до конца 2017 года планируется так же обеспечить Wi-Fi системой все вагоны фирменных поездов, из которых 109 пар уже имеют эту систему. С целью создания привычной среды для пассажиров, путешествующим по железным дорогам, компания начала реализацию проекта «Инновационная мобильность», в рамках которого в поездах осуществляется внедрение портала для пассажиров «Попутчик», обеспечивающего доступ к мультимедийному контенту. Пассажирам предоставляется возможность планировать детали поездки, приобретать дорожные товары, заказывать услуги в пути, получать требуемую информацию. Другими словами, пассажирам обеспечен доступ в Интернет, к мультимедийным сервисам и к сервисам электронной коммерции. Следует отметить, что для осуществления этого проекта необходима качественная телекоммуникационная инфраструктура, что пока остается проблемой из-за сигнала, передаваемого на борт состава с вышки сотовых операторов [3].

Внедрение и реализация новой платформы «Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» предоставила грузоотправителям в этом году возможность самостоятельно заказывать перевозки в подвижном составе разных видов из какой-либо точки с доступом в Интернет и оплачивать их банковским платежом или перечислением с лицевого счета. По отношению к грузоотправителям применяется концепция «больших данных». Другими словами, с целью формирования персонифицированного предложения для клиента обрабатывается вся информация о нем и его сотрудничестве с ОАО «РЖД» [5].

Таким образом, цифровизация российских железных дорог обусловит переход предприятий железнодорожного транспорта на новый качественный уровень развития и позволит повысить их конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

 



Список литературы:

  1. Грингард С. Интернет вещей. Будущее уже здесь. – М.: Альпина Паблишер, Издательская группа «Точка», 2017. – 224 с.
  2. Мясников А. Повышение эффективности управления инфраструктурой ОАО «РЖД». – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
  3. Смирнова Е., Пролетарский А., Ромашкина Е., Балюк С., Суровов А. Технология современных беспроводных сетей Wi-Fi. Учебное пособие. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. – 448 с.
  4. Куприяновский В. П. и др. Цифровая железная дорога-прогнозы, инновации, проекты //International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – Т. 4. – №. 9 – С. 34-43.
  5. Мурев Д.И. Современные методы коммуникаций на службе клиентоориентированности // Железнодорожный транспорт. – 2017. № 4. – С. 10-13.
  6. Николаев Д. Е. и др. Цифровая железная дорога-инновационные стандарты и их роль на примере Великобритании //International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – Т. 4. – №. 10. – С. 55-61.
  7. Комплексная Программа инновационного развития ОАО «РЖД» на 2016 – 2020 годы (одобрена правлением ОАО «РЖД» 31.03.2016) [сайт]: URL: http://www.rzd.ru/ (дата обращения 02.12.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: