» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Жаркова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Информационные технологии как фактор развития предприятий железнодорожного транспорта
УДК 656
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР развития предприятий железнодорожного транспорта
Жаркова Елена Александровна
кандидат экономических наук, доцент
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения
и реализации инновационных проектов и перспективных технологий на железнодорожном транспорте, обуславливающих
его переход на качественно новый этап развития. Дается характеристика структуры ИТ-комплекса холдинга «РЖД», раскрываются
его цели и задачи, закрепленные в новой стратегии ОАО «РЖД» в области развития информационных технологий,
в которой приоритет отдается использованию отечественных программных продуктов и
собственных разработок. Отмечается важность роли цифровизации
российских железных дорог. Приводятся примеры внедрения проектов,
среди которых строительство высокоскоростных
магистралей, технология Интернета вещей, разработка программы «интеллектуальной»
управленческой системы, 3D-карта состояния инфраструктуры, Wi-Fi системы на поездах и вокзальных комплексах, проект «Инновационная
мобильность», новая платформа «Электронная
торговая площадка «Грузовые перевозки», концепция «больших данных».
Ключевые слова:
информационные технологии, развитие, цифровизация, предприятие
железнодорожного транспорта.
Глобальные цифровые технологии в наши дни являются неотъемлемой частью динамичного развития ИТ-сектора и актуальны на любом предприятии, в том числе и на предприятиях железнодорожного транспорта, особенно такого, как холдинг «РЖД». Основу структуры ИТ-комплекса предприятий железнодорожного транспорта представляет Департамент информатизации (ЦКИ), аккумулирующий в себе деятельность предприятий по внедрению ИТ-технологий и информатизации. Целью ИТ-комплекса является не только обслуживание технологических потребностей заказчиков, но более глобальная задача, которая состоит в том, чтобы определить технологические потребности клиентов и предложить им принципиально новые технические решения для их реализации. Для достижения этой цели важная роль отводится цифровизации российских железных дорог [6].
По технологиям автоматизации производственных
процессов ключевые показатели ИТ-сектора холдинга «РЖД» в настоящее время превосходят
достижения компаний за рубежом. Новая ИТ-стратегия ОАО
«РЖД», одобренная правлением ОАО «РЖД», отмечает создание цифровой железной дороги
глобальным проектом и одним из приоритетных направлений развития. Новая ИТ-стратегия делает акцент на использовании отечественных
программных продуктов и собственных разработках. Почти 80% используемых решений
в холдинге отечественные и разработаны на российских предприятиях
железнодорожного транспорта. Однако, это базовые низовые технологии, включающие
системное программное обеспечение и базы данных. Чтобы полностью избавиться от импортного
программного обеспечения и осуществить переход к отечественным разработкам, ведется
активная работа в департаменте информатизации [7].
В настоящее время ИТ-сектором компании «РЖД» осуществляется внедрение перспективных технологий, способствующих переводу железнодорожного транспорта России на принципиально новый уровень развития. Речь идет о строительстве высокоскоростных магистралей (ВСМ), требующем использования совершенно новых технологий, среди которых и информационные, включая все этапы жизненного цикла, начиная с проектирования и заканчивая эксплуатацией, вместе с организацией управления движением. В будущем эта тенденция позволит в корне преобразить российскую железнодорожную сеть [4].
Следует отметить важное значение развития технологии Интернета вещей, позволяющей произвести переход к управлению объектами инфраструктуры по их реальному состоянию. Планируется производить ремонт и обслуживание не в соответствии с регламентом, а в момент приближения параметра объекта к критическому значению [1].
Компания уже разработала программу по созданию «интеллектуальной» управленческой системы для эксплуатации инфраструктуры. В нее интегрируются средства диагностики, применяются технологии Интернета вещей и др. В онлайн-режиме снимаются данные о состоянии инфраструктуры и, на основании этого, предотвращаются отказы. В перспективе ожидается устойчивый баланс между процессом нормативного обслуживания инфраструктуры и по ее состоянию. Результатом реализации проекта служит 3D-карта состояния инфраструктуры, визуализирующая сигналы в 3D-модели, демонстрирующая проблемы и предсказывающая внештатные ситуации [2].
Осуществление внутренней навигации ставит перед компанией важную задачу по оснащению Wi-Fi системой огромного числа вокзальных комплексов. ИТ-сектором до конца 2017 года планируется так же обеспечить Wi-Fi системой все вагоны фирменных поездов, из которых 109 пар уже имеют эту систему. С целью создания привычной среды для пассажиров, путешествующим по железным дорогам, компания начала реализацию проекта «Инновационная мобильность», в рамках которого в поездах осуществляется внедрение портала для пассажиров «Попутчик», обеспечивающего доступ к мультимедийному контенту. Пассажирам предоставляется возможность планировать детали поездки, приобретать дорожные товары, заказывать услуги в пути, получать требуемую информацию. Другими словами, пассажирам обеспечен доступ в Интернет, к мультимедийным сервисам и к сервисам электронной коммерции. Следует отметить, что для осуществления этого проекта необходима качественная телекоммуникационная инфраструктура, что пока остается проблемой из-за сигнала, передаваемого на борт состава с вышки сотовых операторов [3].
Внедрение и реализация новой платформы «Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» предоставила грузоотправителям в этом году возможность самостоятельно заказывать перевозки в подвижном составе разных видов из какой-либо точки с доступом в Интернет и оплачивать их банковским платежом или перечислением с лицевого счета. По отношению к грузоотправителям применяется концепция «больших данных». Другими словами, с целью формирования персонифицированного предложения для клиента обрабатывается вся информация о нем и его сотрудничестве с ОАО «РЖД» [5].
Таким образом, цифровизация российских железных дорог обусловит переход предприятий железнодорожного транспорта на новый качественный уровень развития и позволит повысить их конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Список литературы:
- Грингард С. Интернет вещей. Будущее уже здесь. – М.: Альпина Паблишер, Издательская группа «Точка», 2017. – 224 с.
- Мясников А. Повышение эффективности управления инфраструктурой ОАО «РЖД». – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
- Смирнова Е., Пролетарский А., Ромашкина Е., Балюк С., Суровов А. Технология современных беспроводных сетей Wi-Fi. Учебное пособие. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. – 448 с.
- Куприяновский В. П. и др. Цифровая железная дорога-прогнозы, инновации, проекты //International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – Т. 4. – №. 9 – С. 34-43.
- Мурев Д.И. Современные методы коммуникаций на службе клиентоориентированности // Железнодорожный транспорт. – 2017. № 4. – С. 10-13.
- Николаев Д. Е. и др. Цифровая железная дорога-инновационные стандарты и их роль на примере Великобритании //International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – Т. 4. – №. 10. – С. 55-61.
- Комплексная Программа инновационного развития ОАО «РЖД» на 2016 – 2020 годы (одобрена правлением ОАО «РЖД» 31.03.2016) [сайт]: URL: http://www.rzd.ru/ (дата обращения 02.12.2017).
Комментарии: