» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Середина Елена Валерьевна, учитель-логопед
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии
РОЛЬ
СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
Середина
Елена Валерьевна
Учитель-логопед
МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области, п.Ивня
Аннотация.
Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи
является оказание учителем - логопедом коррекционно-педагогической помощи в
ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями
сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую,
развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.
Ключевые
слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование,
психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые
нарушения, дети с нарушениями в развитии.
Методы воспитания детей в семье
имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры
родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской
роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных
поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности
родителей и неотделимы от них.
В основном все родители
используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение,
убеждение, наказание.
В некоторых семьях создаются и
используются воспитывающие ситуации. Средства решения
воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей,
духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио,
телевидение и т.д.
Выбор и применение методов
родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт
родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать
личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей
обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их
положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие
поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми,
что ценят больше всего в людях и т.д;
3) Когда родители, отдают
предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические
методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач,
совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что
позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей
оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания.
Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания –
практическая необходимость.
Основные задачи родителей в
коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.
В возрасте от 0 до 3 лет
родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью
эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В
игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности,
развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный
режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.
В возрасте 3-4 лет у детей
развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и
мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной
гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об
окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и
участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют
охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.
В возрасте 5-6 лет родители
организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к
школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки,
развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.
Таким образом, основными
задачами родителей, являются:
·
Родителям необходимо знать особенности развития
ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями,
которые продиктованы состоянием ребенка;
·
Постоянное наблюдение за соматическим и
психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
·
Овладение основами специальной педагогики и
психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному
развитию и воспитанию, обучению своих детей;
·
Обеспечение своевременного приема
медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их
действием и информировании врача;
·
Овладение основами правовых знаний, касающихся
детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
·
Участие в деятельности реабилитационных центров,
обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
·
Родителям необходимо сформировать адекватную
самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать
в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Самым важным условием психологического
комфорта для ребенка является единство и
понятность требований, которые предъявляют
к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны
уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи:
правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и
связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в
постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и
специалистам в детском учреждении организовать в течении
года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции
звукопроизношения и развитию других сторон речи.
Для развития звуковой стороны речи
родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить
со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и
предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по
развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики
рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители
могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами,
собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в
течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры
речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые
упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на
слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя
специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных
образовательной программой.
В целях обогащения и формирования
словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную
литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего
сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие
понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда,
мебель, дикие и домашние животные, транспорт
и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех
видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п.
Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих
слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор
действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи
педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих
пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном
числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами.
Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с
некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех
взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен
впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки,
стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и
распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений,
различных по цели высказывания, упражняют в умении
интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения
диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять
рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать!!! Роль родителей и
педагогов в развитии ребенка очень велика.
Родителям и педагогам для речевого развития
детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду
и всячески способствовать активизации детской речи.
Список литературы:
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. - М., 1990.
- Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. - М., 1990.
- Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. - 2002.-№4.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.
Комментарии: