» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Макарова Регина Валерьевна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Анализ адаптированности студентов Ижевской государственной медицинской академии.

Статья просмотрена: 324 раз

УДК 311.42

АНАЛИЗ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Матросова Анастасия Андреевна, студент

Макарова Регина Валерьевна, студент

Соавтор: Толмачев Денис Анатольевич

кандидат медицинских наук, доцент

кафедра общественного здоровья и здравоохранения

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ

 

Аннотация. Под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также умение человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. [3]

В данной работе мы изучили уровень адаптации студентов с первого по шестой курс Ижевской государственной медицинской академии, а также составили рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации.

Ключевые слова: адаптация, студенты, адаптированность, учебная группа, учебная деятельность.

 

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума. [2, С 363]

Адаптация - постоянный, динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация молодого человека в системе высшего образования является важным составным элементом в системе учебной деятельности.

Поступление в высшее учебное заведение, процесс приспособления к новым условиям жизни, к новому коллективу группы, инсти­тута - все это сложный психологический акт. Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Дефицит врачей в России составляет порядка 40 тысяч специалистов. [5, с 55] Поэтому исключительно важно приложить все усилия чтобы помочь студентам, стремящимся связать свою жизнь с медициной, помочь адаптироваться к новым условиям обучения в высшем учебном заведении.

Адаптация к студенческой жизни — это сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения всех резервов организма, который у студентов-первокурсников еще не до конца сформирован. Организация учебной деятельности на первом курсе обучения в вузе не обеспечивает в должной степени адаптации студентов к специфическим условиям обучения. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, несогласованности действий преподавателей и недостаточного внимания к решению данной проблемы студенты адаптируются к учебному процессу довольно сложно, а многие достигают адаптации путем высокой

«физиологической цены». [1,129]

В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. Вуз лишь временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, лишь на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и другими молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества - это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.

Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. [4, с 287-288]

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успеш­ность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало учебного процесса вовле­кает студента в сложную систему адап­тации, которая отражает сложный и дли­тельный процесс обучения и наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происхо­дят на первых курсах. [6, С 284]

Методика: для изучения адаптивности студентов к учебной деятельности и учебной группе нами была создана анкета, состоящая из двух частей. Первая: общие сведения о студенте, во второй была использована методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе». Методика представляет собой набор из 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия («да», «нет», «трудно сказать»). При оценке адаптивности студентов эти суждения делятся на прямые (1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14), в которых «да» оценивается как 2 балла, «трудно сказать» - 1 балл, «нет» - 0 баллов, и обратные (2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16), в которых «да» оценивается как 0 баллов, «трудно сказать» как 1 балл, «нет» - 2 балла.

1.                  Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.

2.                  Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.

3.                  Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.

4.                  Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.

5.                  Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.

6.                  Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.

7.                  Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.

8.                  Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.

9.                  На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.

10.              В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.

11.              На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.

12.              Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.

13.              Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.

14.              У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.

15.              Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

16.              Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

Для оценки адаптированности студентов к учебной группе подсчитывается сумма баллов с 1 по 8 суждения включительно. Для оценки адаптированности к учебной деятельности суммируются баллы за суждения с 9 по 16. Таким образом, сумма баллов с 0 до 8 по каждому виду адаптированности считается низким показателем, сумма баллов с 8 по 16 считается высоким показателем адаптированности.

Результаты: Исследование проводилось на базе ИГМА. Всего было опрошено 144 студента лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Из них 20,8% юноши, 79,2% девушки. Все исследуемые были разделены по курсам. На первом курсе участие в анкетировании приняли 24 человека, из них: 62,5% студентов имеют высокие показатели адаптированности к учебной группе, 37,5% студентов первого курса имеют низкие показатели адаптированности, 33,3% высокие показатели адаптированности к учебной деятельности, 66,7% - низкие показатели. На втором курсе участие приняли в данном исследовании 24 человека: из них 75% студентов имеют высокие показатели адаптированности к учебной группе, 25% - низкие, 45,8%- высокие показатели адаптированности к учебной деятельности, 54,2% - низкие показатели адаптированности к учебной деятельности. На третьем курсе участие приняли 24 человека: из них высокую степень адаптированности к учебной группе имеют 79,2% студентов, низкую – 20,8%, высокую степень адаптированности к учебной деятельности – 58,3%, низкую – 41,7%. На четвертом курсе участие приняло 24 человека: из них 87,5% студентов имеют высокую степень адаптированности к учебной группе, 12,5%-низкую, 62,5% исследуемых имеют высокую степень адаптированноси к учебной деятельности, 37,5%- низкую. На пятом курсе участие в анкетировании приняли 24 человека: из них 87,5% имеют высокую степень адаптированности к учебной группе, 12,5% - низкую, 70,8% высокую степень адаптированности к учебной деятельности, 29,2%- низкую. На шестом курсе в исследовании приняло участие 24 человека: из них 91,7% имеют высокую степень адаптированности к учебной группе, 8,3% - низкую; 83,3% высокую степень адаптированности к учебной деятельности, 16,7% - низкую. Таким образом, пик адаптированности к учебной группе и учебной деятельности приходится на 6 курс, а 1 курс является неадаптированным как к учебной группе, так и к учебной деятельности.

Вывод: Успешная адаптация первокурсника к жизни в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:

1.         Принимать во внимание трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

2.         Применять такие методы обучения, которые будут ориентированы не на зазубривании материала, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

3.         Проводить с первокурсниками различные адаптационные тренинги;

4.         Повысить роль куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

5.         Активно привлекать первокурсников к участию в социально-культурной жизни вуза;

6.         Включать в учебное расписание студентов первого курса кураторский час, необходимый для проведения мероприятий по различным тематическим программам;

7.         Подводить итоги и анализировать результаты проделанной работы, что позволит в дальнейшем действовать более продуктивно и повысить успеваемость;

8.         Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей;

9.         Сам студент должен распланировать собственную деятельность и придерживаться намеченного плана;

10.       Студент должен как можно быстрее избавляться от задолженностей.

11.       Если первокурсник не может сам справиться с возникшей проблемой, ему необходимо посоветоваться со студентами старших курсов.

 



Список литературы:

  1. Беликова Р.М., Пятунина О.И. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе// Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2009. С. 129-130.
  2. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности// Социально-экономические явления и процессы. – 2011. №5-6. – С. 362-366.
  3. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. – С. 18-19.
  4. Салалыкина Е.В., Калинина В.А., Ананич В.А. Вопросы социальной адаптации студентов в период обучения в вузе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014, №10. – С. 287-289.
  5. Стрелков Н.С., Шкляев А.Е., Толмачев Д.А. Опыт работы ижевской государственной медицинской академии по целевой подготовке медицинских кадров // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. – 2016, №3. – С. 55-57.
  6. Шинкаренко В.И. Адаптация студентов первокурсников к обучению в высшем учебном заведении // International journal of experimental education. -2012, №4. – С. 284-286.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: