» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Макарова Регина Валерьевна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Анализ адаптированности студентов Ижевской государственной медицинской академии.
УДК 311.42
АНАЛИЗ
АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Матросова
Анастасия Андреевна, студент
Макарова
Регина Валерьевна, студент
Соавтор: Толмачев Денис Анатольевич
кандидат медицинских наук, доцент
кафедра общественного здоровья и
здравоохранения
ФГБОУ ВО «Ижевская
государственная медицинская академия» МЗ РФ
Аннотация. Под термином
«адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием
объективных факторов окружающей среды, а также умение человека приспосабливаться
к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без
конфликта со средой. [3]
В данной работе мы изучили уровень адаптации
студентов с первого по шестой курс Ижевской государственной медицинской
академии, а также составили рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации.
Ключевые
слова: адаптация, студенты, адаптированность,
учебная группа, учебная деятельность.
Социальная адаптация - это процесс активного
приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм,
ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят
определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями
ценностных ориентаций данного социума. [2, С 363]
Адаптация - постоянный,
динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов,
несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для
существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации,
выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность
существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Адаптация молодого человека в системе высшего образования является важным
составным элементом в системе учебной деятельности.
Поступление в высшее учебное заведение, процесс
приспособления к новым условиям жизни, к новому коллективу группы, института -
все это сложный психологический акт. Первые трудности для студента связаны с
новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с
присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей:
новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями,
проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских
условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов
работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке,
спорте и общественной жизни. Сложность адаптации при переходе от общего к
профессиональному образованию заключается не только в смене социального
окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по
поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению
смысла жизни.
Дефицит врачей в России составляет порядка 40
тысяч специалистов. [5, с 55] Поэтому исключительно важно приложить все усилия чтобы помочь студентам, стремящимся связать свою
жизнь с медициной, помочь адаптироваться к новым условиям обучения в высшем
учебном заведении.
Адаптация к студенческой жизни — это сложный и
многогранный процесс, требующий вовлечения всех резервов организма, который у
студентов-первокурсников еще не до конца сформирован. Организация учебной
деятельности на первом курсе обучения в вузе не обеспечивает в должной степени
адаптации студентов к специфическим условиям обучения. В результате
неадекватных подходов к организации педагогического процесса, несогласованности
действий преподавателей и недостаточного внимания к решению данной проблемы
студенты адаптируются к учебному процессу довольно сложно, а многие достигают
адаптации путем высокой
«физиологической цены». [1,129]
В современных
социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне
высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. Вуз лишь временно
защищает от трудностей поиска своего места в жизни, лишь на короткий срок
отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами
и другими молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества - это особый
период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения
с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.
Важнейшим
социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных
знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных
способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда. [4, с 287-288]
Многочисленными
исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом
зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает,
поступив в вуз. Начало учебного процесса вовлекает студента в сложную систему
адаптации, которая отражает сложный и длительный процесс обучения и наиболее
активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на
первых курсах. [6, С 284]
Методика: для изучения
адаптивности студентов к учебной деятельности и учебной группе нами была
создана анкета, состоящая из двух частей. Первая: общие сведения о студенте, во
второй была использована методика Т. Д. Дубовицкой
и А. В. Крылова «Адаптированность студентов
в вузе». Методика представляет собой набор из 16 суждений, по
отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия («да», «нет»,
«трудно сказать»). При оценке адаптивности студентов эти
суждения делятся на прямые (1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14), в которых «да»
оценивается как 2 балла, «трудно сказать» - 1 балл, «нет» - 0 баллов, и
обратные (2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16), в которых «да» оценивается как 0 баллов,
«трудно сказать» как 1 балл, «нет» - 2 балла.
1.
Я активен в группе, часто беру инициативу
на себя.
2.
Держусь в стороне, проявляю сдержанность в
отношениях, так как могу быть неправильно понят
однокурсниками.
3.
Однокурсники проявляют ко мне интерес и
стремятся общаться со мной.
4.
Могу влиять на мнение и взгляды
однокурсников с учетом своих интересов.
5.
Мне трудно общаться, находить общий язык
со своими однокурсниками.
6.
Мне комфортно в группе, я легко следую ее
нормам и правилам.
7.
Однокурсники относятся ко мне
настороженно, мало общаются со мной.
8.
Мне сложно обратиться за помощью к
однокурсникам.
9.
На всех занятиях чувствую себя уверенно и
комфортно.
10.
В учебе могу в полной мере проявить свою
индивидуальность, способности.
11.
На занятиях мне трудно выступать, выражать
свои мысли.
12.
Многие учебные предметы являются сложными
для меня, я осваиваю их с трудом.
13.
Успешно и в срок справляюсь со всеми
учебными заданиями по предметам.
14.
У меня есть собственное мнение по
изучаемым предметам и я всегда его высказываю.
15.
Мне трудно задать вопрос, обратиться за
помощью к преподавателю.
16.
Нуждаюсь в помощи и дополнительных
консультациях преподавателей по многим предметам.
Для оценки адаптированности
студентов к учебной группе подсчитывается сумма баллов с 1 по 8 суждения
включительно. Для оценки адаптированности к учебной
деятельности суммируются баллы за суждения с 9 по 16. Таким образом, сумма
баллов с 0 до 8 по каждому виду адаптированности
считается низким показателем, сумма баллов с 8 по 16 считается высоким показателем
адаптированности.
Результаты: Исследование проводилось на
базе ИГМА. Всего было опрошено 144 студента лечебного, педиатрического и
стоматологического факультетов. Из них 20,8% юноши, 79,2% девушки. Все
исследуемые были разделены по курсам. На первом курсе участие в анкетировании
приняли 24 человека, из них: 62,5% студентов имеют высокие показатели адаптированности к учебной группе, 37,5% студентов первого
курса имеют низкие показатели адаптированности, 33,3%
высокие показатели адаптированности к учебной
деятельности, 66,7% - низкие показатели. На втором курсе участие приняли в
данном исследовании 24 человека: из них 75% студентов имеют высокие показатели адаптированности к учебной группе, 25% - низкие, 45,8%-
высокие показатели адаптированности к учебной
деятельности, 54,2% - низкие показатели адаптированности
к учебной деятельности. На третьем курсе участие приняли 24
человека: из них высокую степень адаптированности к
учебной группе имеют 79,2% студентов, низкую – 20,8%, высокую степень адаптированности к учебной деятельности – 58,3%, низкую –
41,7%. На четвертом курсе участие приняло 24 человека: из них 87,5% студентов
имеют высокую степень адаптированности к учебной
группе, 12,5%-низкую, 62,5% исследуемых имеют высокую степень адаптированноси к учебной деятельности, 37,5%- низкую.
На пятом курсе участие в анкетировании приняли 24 человека: из них 87,5% имеют
высокую степень адаптированности к учебной группе,
12,5% - низкую, 70,8% высокую степень адаптированности
к учебной деятельности, 29,2%- низкую. На шестом курсе в исследовании приняло
участие 24 человека: из них 91,7% имеют высокую степень адаптированности
к учебной группе, 8,3% - низкую; 83,3% высокую степень адаптированности
к учебной деятельности, 16,7% - низкую. Таким образом, пик адаптированности
к учебной группе и учебной деятельности приходится на 6 курс, а 1 курс является
неадаптированным как к учебной группе, так и к учебной деятельности.
Вывод: Успешная
адаптация первокурсника к жизни в вузе является залогом дальнейшего развития
каждого студента как личности и как будущего специалиста.
Для более успешной
адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:
1. Принимать
во внимание трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;
2. Применять
такие методы обучения, которые будут ориентированы не на зазубривании
материала, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и
второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;
3. Проводить
с первокурсниками различные адаптационные тренинги;
4. Повысить
роль куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе;
5. Активно
привлекать первокурсников к участию в социально-культурной жизни вуза;
6. Включать
в учебное расписание студентов первого курса кураторский час, необходимый для проведения
мероприятий по различным тематическим программам;
7. Подводить
итоги и анализировать результаты проделанной работы, что позволит в дальнейшем
действовать более продуктивно и повысить успеваемость;
8. Учитывать
индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и
возрастных особенностей;
9. Сам
студент должен распланировать собственную деятельность и придерживаться
намеченного плана;
10. Студент
должен как можно быстрее избавляться от задолженностей.
11. Если
первокурсник не может сам справиться с возникшей проблемой, ему необходимо
посоветоваться со студентами старших курсов.
Список литературы:
- Беликова Р.М., Пятунина О.И. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе// Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2009. С. 129-130.
- Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности// Социально-экономические явления и процессы. – 2011. №5-6. – С. 362-366.
- Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. – С. 18-19.
- Салалыкина Е.В., Калинина В.А., Ананич В.А. Вопросы социальной адаптации студентов в период обучения в вузе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014, №10. – С. 287-289.
- Стрелков Н.С., Шкляев А.Е., Толмачев Д.А. Опыт работы ижевской государственной медицинской академии по целевой подготовке медицинских кадров // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. – 2016, №3. – С. 55-57.
- Шинкаренко В.И. Адаптация студентов первокурсников к обучению в высшем учебном заведении // International journal of experimental education. -2012, №4. – С. 284-286.
Комментарии: