» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Антаносян Ангелина Петровна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Бюджетная система России в XIX - начале XX века

Статья просмотрена: 307 раз

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Антаносян Ангелина Петровна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета

Углицких О.Н.

к.э.н. доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные этапы реформирования бюджетной системы. Также значительное внимание уделено формированию сбалансированности бюджета и действенного контроля, способного осуществить механизм его исполнения.

Ключевые слова: бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, доходы, расходы.

 

Бюджетная система Российской империи была довольно сложным механизмом, отражающим особенности политического и социально-экономического развития в финансовой системе страны. Методологические принципы построения российского бюджета были разработаны М. М. Сперанским в начале 19 века. Впервые в российской финансовой практике они содержали новые положения, которые укрепили бы стабильность бюджета и его равновесие.

 Принципы, установленные М. М. Сперанским, позволили Министерству финансов шаг за шагом подойти к стабильности государственного бюджета, но одно прогрессивное построение бюджета не оказало положительного воздействия на финансовую систему.

Две основные особенности российских финансов в середине XIX века - отсутствие контроля и секретность - вызывали произвол и невероятную экстравагантность в расходовании государственных средств, казнокрадство и всяческие преступления. Все это привело к перерасчету установленных смет, увеличению потребностей в внесметных издержках, а также подорвало доверие зарубежных инвесторов к финансовому рынку и экономике России в целом.

В 1862 году были разработаны сметные правила на основе предложений Генерального директора В. А. Татаринова, который стал основным реформатором бюджетной системы.

Суть его проекта заключалась в том, что государственный бюджет должен был быть сбалансированным, а единый государственный список  охватывал все доходы и расходы страны без исключения. Все департаменты и министерства должны были предоставлять для анализа в Министерство финансов подробную смету на предстоящий бюджетный год вместе с отчетом за последний год. Была установлена строгая бюджетная дисциплина и обязательные целевые расходы всех выделенных средств в конце бюджетного года.

Для обеспечения эффективного государственного контроля в бюджетной сфере В.А. Татаринов предложил сформировать единственную ревизионную  инстанциюоторая имеет право под реальными документами контролировать движение финансовых потоков государственных учреждений и вмешиваться в их финансовую деятельность, запрещая незаконные расходы.

Новые «Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений», установленные В. А. Татариновым, стали действовать в 1862 г. Впервые было дано определение росписи, порядок ее составления, рассмотрения, утверждения и исполнения, принята новая классификация смет доходов и расходов. Важнейшим нововведением было то, что новая классификация разведывала законодательную систему, регулировавшую деятельность министерств и ведомств. В новой классификации была унифицирована кодировка статей, что обеспечило прозрачность как общей росписи, так и ведомственных смет. Также новая классификация позволила реализовать проверку соответствия росписи и сметы не только в части общих сум, но и в частях структуры. Такой подход облегчал согласование различных смет между ведомствами и Министерством финансов.

Важнейшим принципом, на который опирался финансовый отдел при составлении государственной росписи, было стремление к бюджетному равновесию. Расходы не должны были превышать доходов страны, бюджет должен был быть бездефицитным. Именно с соблюдением этого правила связаны важнейшие устои государственных финансов, такие как нормальная денежная система и возможность получения займов за рубежом.

Пытаясь упорядочить структуру бюджета, его доходы и расходы, Витте провел более четкое разграничение между чрезвычайными и обычными бюджетами, которые ранее носили случайный характер. Чрезвычайный  бюджет, обычно скрытый и фактически неконтролируемый, в своей доходной части состоял в основном из внешних и внутренних займов. Его расходные статьи включали положения о военных потребностях, строительстве железных дорог и ликвидации последствий стихийных бедствий (неурожаи, голод, эпидемии и т. Д.). По закону 4 июня 1894 года бюджет с большей степенью определенности и ясности содержал чрезвычайные и обычные подразделения. Было признано, что обычная часть должна служить выражением постоянных, нормальных потребностей государства и постоянных, нормальных способов их удовлетворения. Источниками чрезвычайных доходов по-прежнему были в основном заемные средства, а также «свободные денежные средства» Казначейства в результате превышения обычного дохода над расходами. В расходной части чрезвычайного бюджета оставались расходы на проведение военных операций, а также расходы на выкуп частных железных дорог для казны, строительство новых линий и предоставление им подвижного состава.

Одновременное наличие обычного и чрезвычайного бюджетов было необходимо для правительства, прежде всего, для более полного и точного представления картины состояния экономической жизни страны и ее динамики, а также для создания имиджа России на мировом денежном рынке как страны со здоровой развивающейся экономикой.

Создание фонда «свободных денег» Казначейства, а не просто достижение превышения доходов над расходами, стало еще одним важным направлением работы Министерства финансов в структуре бюджета. Витте считал накопление свободных денег самой важной задачей бюджетного вопроса. Превышение суммы фактически полученного дохода против ожидаемого становится настолько распространенным, что ежегодно государственный контролер сравнивал сумму этого превышения с предыдущим годом и, в зависимости от результатов такого сравнения, оценивал общие финансовые результаты.

Механизм получения свободных денег был довольно прост:  составители росписи очень «тщательно» определяли свои статьи доходов, сознательно сводя их к минимуму и  экономно распределяли ассигнования по ведомствам. Такая система снятия свободных денежных средств позволила в некоторых случаях увеличить ее размер путем довольно простых изменений в порядке учета.

Тем не менее, свободные денежные средства были реальной стоимостью, которая действительно сыграла важную роль в государственных финансах и процессе накопления золотовалютных резервов Государственного банка, предоставляя Министерству финансов больше возможностей для активной финансовой политики.

Серьезные испытания финансовой системой страны  были  испытаны с началом русско-японской войны 1904-1905 годов, расходы на которые превысили 2,3 миллиарда рублей. Финансирование войны было в основном за счет роста государственного долга, который за 1904-1905 годы. увеличился с 6,6 до 8,7 млрд. рублей. Затем, вспыхнувшая революция угрожала существованию золотой валюты в России и, следовательно, могла привести к банкротству государства. Только благодаря беспрецедентному кредиту 1906 года во Франции в размере 2,25 млрд. Франков (около 843 млн. Рублей) удалось спасти империю от финансового краха и относительно благополучно сократить бюджет.

Крупным нововведением в российской жизни этого периода стало образование Гос Думы. Согласно принятым весной 1906 г. Основным законам Российской империи, Государственной Думе было «даровано» право утверждать годовой бюджет и обязательные государственные займы. С этого момента все законопроекты, касающиеся бюджета и его налоговых поступлений, должны были обсуждаться в Думе.

Госдуме было поручено рассмотрение и утверждение перечня бюджетов, подготовленного Министерством финансов. Однако полномочия российского парламента были ограничены предоставлением закона, согласно которому «при обсуждении проекта государственной росписи  такие доходы и расходы, которые включены в проект списка на основе существующих законов, не могут быть исключены или изменены после. Ряд бюджетных статей, таких как смета Императорского двора, вообще не подлежали обсуждению в Думе.

Важным элементом в бюджетной политике этого периода было то, что был установлен порядок разрешения разногласий между Государственным Советом и Государственной Думой по бюджетным вопросам. Этот порядок заключается в создании комитета из представителей сторон, для выработки компромиссного решения. Если компромиссное решение не было достигнуто, то статья принималась равной соответствующей статье бюджета прошлого года, либо в размере того предложения, которое было наиболее близко к статье прошлого года.

В 1907 г. Министерство финансов во главе с В. Н. Коковцовым смогом вернуться к решению проблемы бездефицитного бюджета, так как в стране наметилась политическая стабилизация. В. Н. Коковцов решился скорректировать прежний курс Витте на расширение государственной задолженности, прежде всего внешней, чем платежи по займам все более обременяли бюджет, доходя до 15% его расходной части.

Таким образом, Бюджетная система России была важным инструментом финансового управления экономической деятельностью государства, а в процессе формирования и совершенствования отразилось развитие механизма государственного регулирования экономики. Государственный бюджет наиболее полно отражал степень участия различных государственных органов в государственном управлении.

 



Список литературы:

  1. Куксенко С. В. Формирование и развитие буржуазной концепции финансовой политики России во второй половине XIX — начале XX века: Дис. на соис. учен. ст. канд. ист. наук. — Ярославль, 2003. - С. 53.3 Погребинский А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России. — М., 1954. — С. 33.
  2. Витте С. Ю. Конспекты лекций о народном и государственном хозяйстве. — СПб., 1912. — С. 485.
  3. О порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов // Реформы 1905— 1906 гг. — СПб., 1906. — С. 222.
  4. Школярская Т. И. Бюджетные права Государственной думы в Российской империи. // Ученые записки института права. — 2002. — № 9. — С. 166—167.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: