» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Абуева Лалита Шарпадиевна, Дамбаева Милана Салавдиевна, Студент-магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Гражданское-правовое регулирование розничной купли-продажи товаров в Российской Федерации

Статья просмотрена: 159 раз

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абуева Лолита Шарпадиевна

Студент магистрант юридического факультета

Научный руководитель: Нинциева Тамила Магомедовна

к.ю, доцент кафедры. «Гражданское право и процесс»

Чеченский государственный университет, грозный

 

Аннотация. В статье исследуются новшества в области правового регулирования договора розничной купли-продажи. Споры по сделкам купли-продажи в розницу. Развитие платежных систем оплаты, через различные устройства связи. Рассматривается роль продавца и приобретателя при заключении разных сделок розничной купли продажи через интернет.

Ключевые слова: договор купли-продажи, розничная торговля, товары, торговая площадка.

 

В современном мире совершаются тысячи сделок в розницу купли-продажи, которые формируют мировой розничный торговый оборот. Значимость договора в розницу купли-продажи обусловлена динамичностью и обширностью возможности его применения, поскольку на основании именно договора в розницу купли-продажи осуществляется основной товарооборот.

     Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности становится участником различных правоотношений. Самыми распространёнными сделками по праву можно считать сделки в розницу купли-продажи. Например, покупка хлеба, молока, бытовой химии, одежды и иных предметов. С целью приобретения товаров для повседневных нужд заключаются сделки куп-продажи в розницу. Конкретно цель, не связанная с предпринимательством, отличает розничную торговлю от оптовой. Данный вид договора является одним из самых популярных. Но несомненно и самым динамичным, точнее постоянно требующим законодательных доработок с учётом развития общества.

     В России за последние двадцать лет правовые тенденции, характеризуются относительной свободой деятельности по продаже товаров в розницу, а также широким спектром форм частной собственности, развитием антимонопольного законодательства, регистрация появившихся интернет-площадок для торговли в розницу, усложнением специфики производства, развитостью межотраслевых связей, появление торговых сетей («Магнит», «Ашан», «Лента», «М.Видео», «О'кей»). Данные факторы, повлияли на динамику развития правоотношений в практике совершения сделок розничной купли - продажи.

     Ранее по договору купли - продажи лицо приобретающее товар, находилось в менее выгодном положении, чем продавец. Данное неравенство устранилось в последнее время за счёт усовершенствования деятельности розничной торговли и активного развития средств технического контроля за розничной торговлей. Например, если ранее при в розницу купле продаже покупателю довольно сложно было подтвердить факт оплаты данного товара, то в современных реалиях появление мобильных банков и систем интернет-оплаты покупок решило данную проблему.

Развитие платежных систем оплаты, через различные устройства связи, как например «Сбербанк онлайн», так же упрощает реализацию в суде покупателем такого действия, как бремя доказывания, факта оплаты определённого товара.

Продавец обязан по закону предоставлять покупателю полную, правдивую и актуальную информацию о предлагаемом к продаже товаре. Между покупателями и продавцами возникают конфликтные ситуации, которые могут привести впоследствии к судебному разбирательству. Доказать свою позицию сложно, поскольку не все сделки купли-продажи розничной совершаются письменной форме. Подтверждением факта оплаты может являться чек или квитанция и накладная. Но покупатель не всегда сохраняет чеки от приобретённого. Продавец так же возможно не фиксирует факт оплаты данного товара конкретным лицом. С связи с этим, появляется сложность оказать, что именно этот человек приобрел именно этот товар, и что именно по вине продавца возник дефект у данного товара.

С развитием технических средств, увеличивается количество участников торговых отношений, взаимодействующих без непосредственного осмотра товара покупателем. Ознакомление покупателя с товаром осуществляется только при помощи технических элементов, интернет-магазин, журналы, каталоги, каталоги, буклеты, видео-фото- кадры, и т.п.

На современном этапе система упаковки товара, а также штрих-коды и электронные базы позволяют в буквальном смысле отследить путь товара от производителя до продавца. Этому способствует появление новых правил розничной торговли обязывающих продавцов, например, устанавливать, не только в торговых сетях, но и в частных магазинах систему «чипирования»

покупателю довольно сложно было подтвердить факт оплаты данного товара, то в современных реалиях появление мобильных банков и систем интернет-оплаты покупок решило данную проблему.

Развитие платежных систем оплаты, через различные устройства связи, как например «Сбербанк онлайн», так же упрощает реализацию в суде покупателем такого действия, как бремя доказывания, факта оплаты определённого товара.

Продавец обязан по закону предоставлять покупателю полную, правдивую и актуальную информацию о предлагаемом к продаже товаре. Между покупателями и продавцами возникают конфликтные ситуации, которые могут привести впоследствии к судебному разбирательству. Доказать свою позицию сложно, поскольку не все сделки купли-продажи розничной совершаются письменной форме. Подтверждением факта оплаты может являться чек или квитанция и накладная. Но покупатель не всегда сохраняет чеки от приобретённого. Продавец так же возможно не фиксирует факт оплаты данного товара конкретным лицом. С связи с этим, появляется сложность оказать, что именно этот человек приобрел именно этот товар, и что именно по вине продавца возник дефект у данного товара.

С развитием технических средств, увеличивается количество участников торговых отношений, взаимодействующих без непосредственного осмотра товара покупателем. Ознакомление покупателя с товаром осуществляется только при помощи технических элементов, интернет-магазин, журналы, каталоги, каталоги, буклеты, видео-фото- кадры, и т.п.

На современном этапе система упаковки товара, а также штрих-коды и электронные базы позволяют в буквальном смысле отследить путь товара от производителя до продавца. Этому способствует появление новых правил розничной торговли обязывающих продавцов, например, устанавливать, не только в торговых сетях, но и в частных магазинах систему «чипирования» товаров. Данная система позволяет по штрих-коду получить исчерпывающую информацию о данном товаре.

На сегодня, в сфере интернет торговли, так же заметен прогресс совершаемых сделок розничной купли-продажи. Как яркий пример, система Aliexpress.com - одна из самых популярных в двадцать первом веке торговых интернет-площадок, на которой размещены товары различных продавцов, осуществляющих оптово-розничную торговлю путём почтовой доставки. Подобный «интернет-магазин», как его ещё называют, предоставляет возможность возврата товара в течение определённого срока, предоставляет покупателю возможность обмена некачественного товара. Добросовестность продавца дополнительно контролируется неправовыми средствами, такими как отзывы, возможность покупателям общаться с продавцами и между собой, с целью формирования мнения о конкретном продавце.

В интернет-магазинах, есть функция подтверждения совершенной сделки, подтверждения оплаты и отслеживания доставки. Данная информация сохраняется в личном кабинете покупателя и в личному кабинете продавца. К сожалению утеря логина и пароля может привести к затруднениям при возникновении конфликтной ситуации при получении или возврате товара. Как и у любого юридического новшества у розничной-купли продажи при помощи интернет-площадок имеются как положительные, так и отрицательные правовые последствия.

К положительным чертам появления торговых интернет платформ юристы-практики относят: во-первых, широкий выбор товарок со скидкой, во-вторых, возможность контакта напрямую с продавцом, вероятность получить большую скидку, возможность задать вопросы о свойствах и качестве товара как непосредственно продавцу, так и лицам уже, приобретавшим ранее товар у этого продавца; в-третьих, система «защита покупателей». Покупатель товаров, даже по интернету, имеет законное право обратиться к продавцу и вернуть денежные средства либо потребовать заменить товар, либо вернуть часть денежных средств.

К минусам современных интернет магазинов, относится то, контролировать интернет-магазины сложнее на предмет продажи запрещенных к реализации видов товаров. Законодательно оформлен список товаров, запрещенных для купли-продажи. Однако, не все продавцы на электронных торговых площадках соблюдают соответствующие нормы. Многие современные покупатели не осведомлены об этом перечне запрещенных товаров.

Например, запрещено приобретение физическим лицом устройств для скрытого наблюдения, слежки, специальные технические средства, химические препараты, оружие и боеприпасы. К сожалению, именно интернет ресурсы предлагают и навязчиво рекламируют возможность совершить покупку именно товаров, запрещенных к розничной продаже в обычных торговых точках. Различные государственные службы уже включились в активную борьбу с торговлей наркотическими препаратами по интернету.

Помимо того, были в юридической практике случаи, когда при продаже товаров с использованием почтовой связи покупателю при получении посылки (по трек-номеру) в отделениях Почты России сообщают о необходимости произвести дополнительную оплату, затем при получении и вскрытии данной посылки покупателем обнаруживается, что данные товары не соответствуют изначально заказанным в интернет-магазине товарам по критериям: цвета, модели, размера, количества и т.п. В таком случае покупатель должен проявить активность по защите своих законных интереов.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что проблема регулирования правоотношений в области розничной купли-продажи, хоть и решается на уровне гражданского и административного законодательства, но всё же существует ещё ряд не решенных проблем. Появление новым систем контроля за товарами, а также распространение интернет торговых площадок в некоторой степени упростило процесс доказывания своей позиции в суде для обеих сторон розничной купли-продажи. Принципы регулирования торговли в стационарных точках и через интернет идентичны, не смотря на различие в способах продажи этих товаров. Вместе с тем, данные новшества являются дорогостоящими и их введение ложится на печи продавца.

 

Договор розничной купли-продажи - это договор заключаемый с целью удовлетворения каждодневных мелких бытовых и семейных потребностей людей. Споры по сделкам купли-продажи в розницу возникают чаще всего не в момент покупки, а в момент начала использования, приобретённого по назначению. Поэтому зачастую, до судебных разбирательств данного рода конфликты не доходят. В основном конфликты при приобретении розничного товара решаются либо путём возврата денежных средств за некачественный товар, либо путем обмена товара. Очевидно, что судебные тяжбы стоят дороже, чем пакет несвежего молока или некачественный стиральный порошок. Исключение в этом вопросе составляют дорогостоящая бытовая техника и электроника. Таким образом, всестороннее регулирование договора розничной купли-продажи является несовершенным и требует дальнейшего развития, в направлении упрощения тяжб по конфликтам в данных сделках.



Список литературы:



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: