» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Архипова Александра Валерьевна , Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: К вопросу о противодействии коррупции

Статья просмотрена: 495 раз

УДК 34

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Архипова Александра Валерьевна

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,

г. Москва

Аннотация. В статье рассматривается понятие коррупции, с учетом неоднократных изменений российского законодательства, выявлены проблемы правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: преступность, коррупция, взяточничество, противодействие, профилактика, правовое регулирование.

 

Прежде чем рассмотреть вопрос о противодействии коррупции необходимо исследовать понятия «взяточничество» и «коррупция», поскольку любое научное исследование начинается с определения исходных данных и понятий.

Термин «коррупция» происходит от. лат. corruptio – подкуп. В Российской Федерации существует легальное определение термина «коррупция», оно закреплено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. дается следующее толкование данного термина: коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.[1]

Взяточничество — как уголовный юридический термин, не встречается уголовном законодательстве Российской Федерации, которое исчисляет лишь отдельные виды корыстных должностных преступлений, не обнимая их одним наименованием. Взяточничество представляет собой специально-должностное преступление. Оно заключается в получении имущественной выгоды от частных лиц за действия или бездействие в пределах служебной компетенции должностного лица.[2]

Взяточничество - это самое опасное должностное и коррупционное преступление. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность).

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий.

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

Возникает вопрос: «Чем же отличается коррупция от взяточничества?» А разница вот в чем, коррупция – это явление более глобальное и масштабное, а взяточничество – это разовое получение материальной выгоды.

Проблема взяточничество стоит сейчас очень остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Должностные лица становятся все более изобретательными и изворотливыми.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает три состава преступления, связанные со взяточничеством:

·                    «Получение взятки» (ст.290 УК РФ).

·                    «Дача взятки» (ст.291 УК РФ).

·                    «Посредничество» (ст.291.1 УК РФ).

Получение и дача взятки – два самостоятельных, хотя и тесно связанных актов поведения. Каждое из этих деяний совершается двумя абсолютно разными лицами. Положение этих лиц не одинаково, но их взаимосвязь необходима для достижения определенных конечных целей. То, что дача взятки без ее получения не может будь доведена до конца, лишь свидетельствует о том, что есть проявление системного взаимодействия указанных деяний.

Государственная власть, более чем серьезна нацелена на противодействие взяточничеству и коррупции. Орган законодательной власти в Российской Федерации постоянно озабочен об усовершенствовании и ужесточении законодательных актов, дабы уменьшить количество преступлений.

Но чтобы решать проблему, необходимо изучить её истоки, выявить причины возникновения коррупции в России.

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России коррупция приобрела огромные масштабы, что вызвало со стороны царя жестокую борьбу с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин.        

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что не раз был жестоко наказан.

Взяточничество имело широкое распространение и в первые годы развития Советского государства. Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество — «лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок». Наряду с получателями взятки наказанию подлежали также лица, виновные в даче взятки, подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие. Тем не менее, эффективных преобразований в системе противодействия коррупции не было произведено и в советский период. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию ООН против коррупции, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.

Выделяет два основных направления в борьбе с коррупцией:

1) борьба с внешними проявлениями коррупции, т. е. с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;

2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства

Борьба с этим негативным явлением, порождает и другую проблему: происходит тенденция, что уменьшается количество взяток, но увеличивается наминал взятки. Это подтверждается статистикой «В 2016 году в Москве было выявлено почти 1,5 тысячи коррупционных преступлений, что почти на 10% ниже показателей 2015 года. При этом процент дел по взяткам в особо крупных размерах вырос, да и сами взятки увеличились в полтора раза.»[3]

Целью правовых средств противодействия коррупции является создание правового и эффективного государства: формирование институтов, позволяющих эффективно функционировать общественным механизмам государства, проводить социальные преобразования, повышать эффективность национальной экономики, вызывать в российском обществе уважение к государству, а также её государственным институтам, создавать имидж России на международной арене.

Основой для борьбы с коррупцией должно стать законодательство, учитывающее опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах и международные антикоррупционные стандарты. Существуют противоречия – нормы федеральных законов противоречат друг другу, нормы региональных законов также противоречат друг другу и федеральным законам, принятые новые законы не отменяют нормы старых, возникает страшная путаница, инструкции противоречат и федеральному и региональному законодательству.

Сейчас законодатели работают над этой проблемой. В Российской Федерации сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: ратифицированы основные международные договоры, приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативно-правовые акты, направленные на их реализацию.

Дабы уменьшить уровень взяточничества в Российской Федерации необходимо действовать комплексно. Для решения этой проблемы предлагаются следующие пути решения:

Во-первых, необходимо повысить требования к государственным и муниципальным служащим. Следует проводить тестирование персонала на коррупционную устойчивость. Отбор персонала с учётом результатов тестирования – своего рода страховка от проявления взяточничества в любой его форме.

Во-вторых, государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение может повлечь дисциплинарную, а в необходимых случаях административную и уголовную ответственность.

В-третьих, усилить работу начальников с личным составом.

В-четвертых, организовывать работу с населением. Проводить такую работу должны будут либо общественные организации, муниципальные учреждения либо участковый.

Абсолютное большинство граждан Российской Федерации отрицательно относится к коррупции в органах власть. 89% опрошенных «Левада – центром» утверждают, что «с этим нельзя мириться». Однако отношение к взяткам, резко меняется, когда респонденты начинают отвечать на вопросы о себе. Решать свои проблемы и вопросы с помощью взятки готов каждый пятый россиянин.

Следовательно, необходимо работать не только с должностными лицами, но и с гражданами.

В-пятых, необходимо внедрение внутреннего контроля. Благодаря такому подразделению, внутри какого- либо аппарата, значительно сократится желание работников принять взятку.

В-шестых, необходимо повысить уровень заработной платы, дабы не было соблазна нарушить закон.

В-седьмых, необходимо усилить социальную защиту муниципальных и государственных служащих. Это необходимо, чтобы сократить моральное и физическое воздействие на государственных служащих.

Как видно по статистическим данным процент коррупционных преступлений уменьшается, это свидетельствует о том, что все предпринятые меры и механизмы, противостоящие этому деянию, эффективны.  

В завершение можно подытожить, что победить коррупцию полностью невозможно. Данное явление всегда будет существовать там, где существует государственное устройство. Однако уменьшить количество коррупционных преступлений возможно. Российское антикоррупционное законодательство находится пока ещё в стадии становления, опираясь позитивный зарубежный опыт. Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Не бороться с коррупцией — значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия бездействия возникают во всех сферах жизни общества свидетельствует о том, что усовершенствование законодательства для борьбы с коррупцией всегда актуальна. Я считаю, что данная проблема всегда будет, но минимизация коррупции всегда возможна. Главное комплексно подходить к этой проблеме. Самое главное – это работа с населением, причем работа должна проводиться с малых лет гражданина, дабы был наглядный пример.

 



Список литературы:

1.             Агеев В.Н. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации: общие положения // Административное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 597 - 605.

2.             Антонова Н.А. Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 10. С. 28 - 30.

3.             Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением законов о профилактике экстремизма в молодежной среде//Законность. 2016. № 6.

4.             Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: автореф. дис.  … канд. юрид. наук. М., 2013. 29с.

5.             Ережипалиев Д.И. Особенности предупреждения преступности несовершеннолетних//Российская юстиция. 2015. № 2. С. 36-39.

6.             Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 1 (39). С. 119 -126.

7.             Ережипалиев Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних//Адвокат. 2015. № 6. С. 37 -45.

8.             Ережипалиев Д. И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 57.

9.             Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества//Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 1. C. 98–108.

10.         Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних:  современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской федерации. № 1 (39). 2014. С. 119-126.

11.         Ишмуратов Д.Е., Макаров С.С. Коррупция и жизнь // Администратор суда. 2016. N 4. С. 54 - 56.

12.         Игонина Н.А. Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд//Законность. -2011. -№ 8. -С. 3-8; № 9. -С. 7-11.

13.         Игонина Н.А. Пути совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований//Право и экономика. -2012. -№ 7. -С. 51-56.

14.         Неговора Д.С. Работа органов прокуратуры по противодействию коррупции // Законность. 2016. N 7. С. 16 - 17.

15.         Плюгина И.В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. 2016. N 12. С. 123 - 133.

16.         Уразбаев Н.Р., Уразбаев Р.Ш. Пробел в законе в пользу коррупции // Законность. 2017. N 1. С. 67 - 68.

17.         Цирин А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. N 12. С. 106 - 114.

18.         Щерба, С.П. Прокурор в досудебном производстве по уголовным делам: монография/С.П. Щерба, Д.И. Ережипалиев. -М.: Юрлитинформ, 2015. -168 с.

[1] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Оникс, 2014 г.

[2] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1892

[3] Первое антикоррупционное СМИ «Размеры взяток в Москве выросли в полтора раза» март 2017г.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: