» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Сергеева Людмила Сергеевна, Кудрявцева Татьяна Анатольевна, воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экологическое воспитание несовершеннолетних воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра

Статья просмотрена: 269 раз

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ  В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Сергеева Людмила Сергеевна

Кудрявцева Татьяна Анатольевна

воспитатели МБУ “СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области, пвня

 

Аннотация. Целью экологического воспитания является – формирование у ребенка начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Ключевые слова: воспитание, экология, мир природы, культура, кризис, образование, любовь, изучение, человек, окружающая среда.

 

 От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.

 В наше время в СМИ, всё активнее обсуждается тема об экологической среде, часто можно услышать или прочесть, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда человеку выжить не представляется возможным. Большинство стран мира создали экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Сохранить окружающую среду возможно при условии, если каждый из нас осознает эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. В наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимых для использования в природе, без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Каждому из нас нужно проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их доброжелательности по отношению к окружающей среде, и постараться изменить или даже отказаться от тех привычек, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.

За последние годы изменение экологической среды самым непосредственным образом отражается на здоровье человека и на всём живом. Безрассудная деятельность человека по отношению к окружающему миру поставила на грань вымирания тысячи видов позвоночных. В Красную книгу занесены сотни животных, более двадцати процентов птиц, и около пятидесяти процентов зверей, находятся на грани исчезновения.

 Экологическая ситуация в России тоже не радует и заставляет задуматься каждого из нас. В зоне экологического бедствия в Российской Федерации проживает более тридцати миллионов жителей. К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Виновниками стали – люди, которые создали заводы, рудники, атомные электростанции. Несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от бесхозяйственного отношения к природе и её богатствам. Выражение «необходим, как воздух», возникло не случайно, так как без пищи человек может прожить недели, без воды - дни, а без воздуха, к сожалению, минуты. Экологическое воспитание неразрывно связано с экологической ответственностью, для человека необходимо, чтобы прослеживались такие качества личности, как самоконтроль, соблюдение моральных требований, сознательное отношение к природе.

 Для того чтобы воспитать экологически культурную личность необходимо заложить в ребёнка с раннего детства определённые чувства и качества по отношению к миру природы, чувство любви через восприятие мира природы, воспитывать отзывчивость на жизненные проявления объектов природы. Экологическое воспитание обладает целенаправленной системой передачи знаний и умений подрастающему поколению. Важное место в системе экологического воспитания имеют первоначальные задатки, приобретённые детьми в дошкольном возрасте, которые в скором будущем, станут начальной ступенью в формировании ответственного отношения ребёнка к окружающей среде и здоровью человека. В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо развивать экологическое воспитание детей   на высоком уровне, именно это поможет спасти нашу планету от исчезновения всего живого на земле. Каждый из нас должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение природы, а, следовательно, безопасной жизни на Земле.   

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-экологического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство   ко всему прекрасному многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, бережное отношение к природе, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чтобы достичь определённой цели необходимо решение следующих задач: образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

— воспитание у ребенка любви к природе;

— воспитание уважения к труду;

— расширение представлений о работе человека в природе;

— знакомство детей с экологическими местами родного края;

— развитие чувства ответственности за окружающую природу;

— формирование ценностного отношения ко всему живому на земле.

Данные задачи решаются через различные виды детской деятельности: на занятиях, экскурсиях, беседах, в играх-практикумах, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только любовь к природе, но и формируют его взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое воспитание детей — сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств ребёнка, гуманное отношение ко всему живому на земле. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Природа вокруг нас», «Край, в котором я живу», «Береги природу человек», «Природа - мы твои друзья». Через различные формы занятий ребенок глубже изучает и познаёт окружающий мир, его экологическое состояние. Мы проводим тематические линейки «Земля наш дом», выпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, выставки фотографий, сочинений о полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.

В нашем социально – реабилитационном центре регулярно проводятся беседы, викторины, проекты, экскурсии, занятия, которые позволяют привлечь не только воспитанников, но и, конечно же, сотрудников центра к участию в различных акциях. Наши воспитанники принимают активное участие в благотворительных акциях «Чистый посёлок», «Зелёный район». Воспитанники нашего центра смастерили домики и кормушки для птиц, совместно с воспитателями закрепили их на территории родного посёлка. Ежемесячно на территории района проводим агитационную акцию «Сохранить природу - сохранить жизнь». Наши акции направлены на сохранение и приумножение природных богатств, мы считаем, что подрастающее поколение должно внести достойный вклад в дело и процветание экологической культуры. Успех в экологическом воспитании воспитанников во многом зависит от того, в какой степени педагог пробуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и помогает совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

Экологическое образование и экологическое воспитание - сложный процесс, который должен обеспечить понимание важности правильного отношения к природе, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, беречь которое - долг каждого гражданина. Не случайно 2017 год был объявлен Годом экологии, ведь вопросы экологии касаются каждого из нас. Экологическое воспитание в разном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности, с самого раннего возраста успешно воспитывать сознательного человека.  Воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания. Ведь человек – не бездушный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

 



Список литературы:

  1. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64–75.
  2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания // Гуманитарный издательский центр « ВЛАДОС», 2008.- С 49-65.
  3. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
  4. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. — 2005. — № 8. — С.57.
  5. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990. — 121 с.
  6. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. — 1991. — № 5. — С.2–8.
  7. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. — 1988. — № 8. — C.40–46.
  8. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997. — 192 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: