» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Сергеева Людмила Сергеевна, Кудрявцева Татьяна Анатольевна, воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экологическое воспитание несовершеннолетних воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ВОСПИТАННИКОВ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Сергеева Людмила Сергеевна
Кудрявцева Татьяна Анатольевна
воспитатели МБУ
“СРЦдН» Ивнянского района
Белгородской области, п.Ивня
Аннотация. Целью экологического воспитания является –
формирование у ребенка начал экологической культуры – базисных компонентов
личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования,
успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия
ребенка с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Ключевые слова: воспитание, экология, мир
природы, культура, кризис, образование, любовь, изучение, человек, окружающая
среда.
От чего зависит уровень экологической культуры?
От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы
стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать
окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной
среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
В наше время в СМИ, всё активнее обсуждается
тема об экологической среде, часто можно услышать или прочесть, что она
загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда
человеку выжить не представляется возможным. Большинство стран мира создали
экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и
воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Сохранить окружающую
среду возможно при условии, если каждый из нас осознает эту необходимость и
будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. В наше время каждый
человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов
деятельности, необходимых для использования в природе, без нанесения ей
существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически
осмысленным. Каждому из нас нужно проанализировать привычный образ жизни, свои
поступки с точки зрения их доброжелательности по отношению к окружающей среде,
и постараться изменить или даже отказаться от тех привычек, которые пагубно
влияют на окружающую среду и на нас самих.
За последние годы изменение экологической среды самым
непосредственным образом отражается на здоровье человека и на всём живом.
Безрассудная деятельность человека по отношению к окружающему миру поставила на
грань вымирания тысячи видов позвоночных. В Красную книгу занесены сотни
животных, более двадцати процентов птиц, и около пятидесяти процентов зверей,
находятся на грани исчезновения.
Экологическая ситуация в
России тоже не радует и заставляет задуматься каждого из нас. В зоне
экологического бедствия в Российской Федерации проживает более тридцати
миллионов жителей. К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей
среды. Виновниками стали – люди, которые создали заводы, рудники, атомные
электростанции. Несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель
науки биогеохимии, предостерёг от бесхозяйственного отношения к природе и её
богатствам. Выражение «необходим, как воздух», возникло не случайно, так как
без пищи человек может прожить недели, без воды - дни, а без воздуха, к
сожалению, минуты. Экологическое воспитание неразрывно связано с экологической
ответственностью, для человека необходимо, чтобы прослеживались такие качества
личности, как самоконтроль, соблюдение моральных требований, сознательное
отношение к природе.
Для того чтобы воспитать
экологически культурную личность необходимо заложить в ребёнка с раннего
детства определённые чувства и качества по отношению к миру природы, чувство
любви через восприятие мира природы, воспитывать отзывчивость на жизненные
проявления объектов природы. Экологическое воспитание обладает целенаправленной
системой передачи знаний и умений подрастающему поколению. Важное место в
системе экологического воспитания имеют первоначальные задатки, приобретённые
детьми в дошкольном возрасте, которые в скором будущем, станут начальной
ступенью в формировании ответственного отношения ребёнка к окружающей среде и
здоровью человека. В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо
развивать экологическое воспитание детей
на высоком уровне, именно это поможет спасти нашу планету от
исчезновения всего живого на земле. Каждый из нас должен вносить свой вклад в
борьбу за сохранение природы, а, следовательно, безопасной жизни на Земле.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно
много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются
лишь отдельные стороны нравственно-экологического воспитания детей в конкретных
видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного
вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство ко всему прекрасному многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, бережное отношение к природе,
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножить богатство своей страны. Чтобы
достичь определённой цели необходимо решение следующих задач:
образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов,
потребностей и привычек экологически целесообразного поведения
и деятельности в природе; развивающих — развитие системы интеллектуальных
и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности. Постепенно определяются образовательные
и воспитательные задачи:
— воспитание у ребенка любви к природе;
— воспитание уважения к труду;
— расширение представлений о работе человека в
природе;
— знакомство детей с экологическими местами
родного края;
— развитие чувства ответственности за окружающую
природу;
— формирование ценностного отношения ко всему
живому на земле.
Данные задачи решаются через различные виды
детской деятельности: на занятиях, экскурсиях, беседах, в играх-практикумах, в
труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только любовь к природе, но и
формируют его взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое воспитание
детей — сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие
нравственных чувств ребёнка, гуманное отношение ко всему живому на земле.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Природа
вокруг нас», «Край, в котором я живу», «Береги природу человек», «Природа - мы
твои друзья». Через различные формы занятий ребенок глубже изучает и познаёт
окружающий мир, его экологическое состояние. Мы проводим тематические линейки «Земля наш дом», выпуски стенгазет,
конкурсы рисунков, плакатов, выставки фотографий, сочинений о полюбившемся
уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно
полезные дела.
В нашем социально – реабилитационном центре
регулярно проводятся беседы, викторины, проекты, экскурсии, занятия, которые
позволяют привлечь не только воспитанников, но и, конечно же, сотрудников
центра к участию в различных акциях. Наши воспитанники принимают активное
участие в благотворительных акциях «Чистый посёлок», «Зелёный район».
Воспитанники нашего центра смастерили домики и кормушки для птиц, совместно с
воспитателями закрепили их на территории родного посёлка. Ежемесячно на
территории района проводим агитационную акцию «Сохранить природу - сохранить
жизнь». Наши акции направлены на сохранение и приумножение природных богатств,
мы считаем, что подрастающее поколение должно внести достойный вклад в дело и
процветание экологической культуры. Успех в экологическом воспитании
воспитанников во многом зависит от того, в какой степени педагог
пробуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и помогает
совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
Экологическое образование и экологическое воспитание - сложный
процесс, который должен обеспечить понимание важности правильного отношения к
природе, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание
природы как национального общественного достояния, беречь которое - долг
каждого гражданина. Не случайно 2017 год был объявлен Годом экологии, ведь
вопросы экологии касаются каждого из нас. Экологическое
воспитание в разном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо,
опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных
видов деятельности, с самого раннего возраста успешно воспитывать сознательного
человека. Воспитать экологически
сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и
семейного воспитания. Ведь человек – не бездушный эксплуататор природы, а
ответственный её хранитель.
Список литературы:
- Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64–75.
- Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания // Гуманитарный издательский центр « ВЛАДОС», 2008.- С 49-65.
- Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
- Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. — 2005. — № 8. — С.57.
- Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990. — 121 с.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. — 1991. — № 5. — С.2–8.
- Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. — 1988. — № 8. — C.40–46.
- Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997. — 192 с.
Комментарии: