» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Антаносян Ангелина Петровна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ основных проблем системы пенсионного страхования в Российской федерации

Статья просмотрена: 476 раз

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Антаносян Ангелина Петровна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета

Клишина Ю. Е.

К.э.н. доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье проведен анализ важных проблем, которые существуют в пенсионной системе РФ. В работе указаны основополагающие факторы, влияющие на состояние пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионная система, система пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления, дефицит бюджета ПФР, накопительная часть пенсии.

 

Система пенсионного страхования в Российской Федерации действует в нынешнем виде с 1 января 2002 г. С этого времени начался следующий, принципиально новый этап в становлении системы пенсионного обеспечения России. Существующая ранее модель была неэффективной, не отражала объективно трудовой вклад каждого из работающих граждан в развитие экономики страны. Новая модель предусматривала учет при создании пенсионных прав размера заработка каждого застрахованного на всем протяжении трудовой деятельности, внедрение в пенсионную схему накопительной составляющей, формирование системы индивидуального учета данных о застрахованных лицах. Планировалось, что нововведения увеличат интерес граждан в накоплении личной пенсии, создадут финансовую устойчивость системы пенсионного страхования.

Десять лет осуществления данной концепции не оправдали возложенных на них надежд. В пенсионной системе растет комплекс проблем. В условиях данной статьи разберем  важнейшие проблемы, которые существуют на данный момент в пенсионной системе России и факторы, которые оказывают на нее влияние.

На систему пенсионного страхования влияет совокупность факторов как внешних к пенсионной системе, так и существующих в ней самой. К внешним факторам, в первую очередь, необходимо отметить  демографическую ситуацию. Значительное влияние на состояние пенсионной системы оказывает, в первую очередь, соотношение числа лиц трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста. Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики доля населения трудоспособного возраста в процентах от численности населения уменьшится с 61,7 % в 2011 г. до 55 % в 2031 г. Соответственно доля населения старше трудоспособного возраста увеличится с 22 % в 2011 г. до 28,8 % в 2031 г. [5]. Таким образом, коэффициент демографической нагрузки, который является одним из основополагающих показателей, оказывающих влияние на состояние пенсионной системы, рассчитываемый как отношение числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек, которые находятся в трудоспособном возрасте, возрастет с 622 человек в 2011 г. до 818 в 2031 г.. Следовательно, на одного гражданина пенсионного возраста будет приходиться 1,25 даже не занятого в экономике, а трудоспособного по возрасту гражданина . Если предусмотреть, что главным источником финансирования выплаты текущих пенсий являются страховые взносы, которые уплачивают работодатели за работающих граждан, то демографическая ситуация представляется просто критической.

Следующим важным фактором, влияющим на систему пенсионного страхования, является существенный теневой сектор экономики, в первую очередь, теневая занятость. Так называемые «серые зарплаты» приводят к недопоступлению существенных сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). Это не позволяет как в должной мере обеспечить финансирование выплаты пенсий нынешним пенсионерам, так и сформировать в должном объеме пенсионные права работающих граждан.

Также на устойчивость пенсионной системы воздействуют такие внешние факторы, как важнейшие макроэкономические параметры, структура занятости, производительность труда, темп инфляции, номинальный размер заработной платы и другие.

Самой системе пенсионного страхования принадлежат следующие проблемы: во-первых, не установлен тариф страховых взносов для самозанятых граждан. Размер уплачиваемых ими страховых взносов (из расчета установленного законодательством минимального размера оплаты труда) не позволяет им устанавливать пенсионные права в объеме, который позволяет рассчитывать на достойную пенсию в будущем. В то же время, размер уплачиваемых ими взносов не позволяет ПФР применять их для финансирования выплаты пенсии вышедшим на пенсию гражданам.

Во-вторых, одной из главных проблем остается неурегулированность вопроса о назначении досрочных пенсий широкому кругу застрахованных лиц. В связи с выходом на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста около 10 % пенсионеров пенсионная система несет большую дополнительную финансовую нагрузку. С одной стороны, доходы ПФР падают на сумму неуплаченных страховых взносов за период с момента фактического выхода застрахованного лица на пенсию до момента достижения им общеустановленного пенсионного возраста. С другой стороны, в это же время увеличиваются расходы ПФР на сумму выплачиваемых таким гражданам трудовых пенсий по старости.

Еще одной значимой проблемой является неоправдавшая возложенных на нее надежд накопительная составляющая трудовой пенсии. В качестве главных причин существующей ситуации мы можем выделить:

1) недоверие государству со стороны граждан. Население не восприняло с энтузиазмом способность самостоятельно выбирать судьбу своих пенсионных накоплений. Большая часть застрахованных граждан превратилась в так называемых «молчунов» - лиц, которые никак не выражают своего мнения по выбору субъекта инвестиционного рынка, которому они доверили бы для управления средства своих пенсионных накоплений.

В настоящее время пенсионные накопления застрахованных лиц распределяются следующим образом: в ГУК остается 71,6 % совокупных пенсионных накоплений граждан (1358 млрд руб.), в негосударственных управляющих компаниях (УК) - 1,4 % (26,3 млрд руб.), в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) - 27 % (510,7 млрд руб.) [7]. То есть с каждым годом объем пенсионных накоплений, остающихся у государственной УК, сокращается, но темп изменений крайне невысок;

2) отсутствие грамотно проведенной разъяснительной кампании. Видимо государственные структуры восприняли частные УК и НПФ как конкурентов в борьбе за пенсионные накопления граждан. В то же время мы могли контролировать возможности государства по проведению агитации по вопросам пенсионного страхования. Проведение активной рекламной кампании принесло свои плоды. По данным Пенсионного фонда РФ в данной программе уже участвуют более 9 млн чел. [3];

3) Также мы считаем ошибочным отказ в возможности иметь накопительную часть пенсии гражданам 1966 г. р. и старше. Данная категория населения была наиболее активна в плане формирования собственной пенсии, наиболее заинтересована в различных пенсионных программах. Мы полагаем, что решение об отказе таким гражданам в формировании накопительной части пенсии было продиктовано стремлением увеличить отчисления на страховую часть пенсии (в ущерб накопительной) для решения сиюминутных задач покрытия дефицита бюджета ПФР.

И самой главной проблемой, квинтэссенцией кризисного состояния пенсионной системы России является нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Дефицит бюджета ПФР является индикатором, который привлекает внимание к проблемам пенсионной системы. Данные о размере дефицита бюджета ПФР приведены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели бюджета Пенсионного фонда России, млрд. руб

Год

Доходы

Расходы

Дефицит/ профицит

2006

1 637,58

1 537,26

100,32

2007

1 946,82

1 786,46

160,36

2008

2 730,17

2 357,79

372,38

2009

3 222,65

3 008,66

213,99

2010

4 610,08

4 249,23

360,85

2011

5 255,64

4 922,11

333,53

2012

5 696,86

5 407,31

289,55

2013

6 280,07

5 948,08

331,99

2014

6 938,64

6 567,61

371,03

Нарастание дефицита бюджета ПФР может привести к тому, что по оценкам Минфина России трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 г. может составить до 3 % ВВП [4].

Таким образом, к настоящему моменту система пенсионного обеспечения России накопила целый комплекс взаимосвязанных проблем. Предлагается достаточно много вариантов выхода из сложившейся ситуации, во многом противоречащих друг другу. Даже в рамках Правительства РФ нет единодушия, так как различные министерства и ведомства видят выход из кризиса пенсионной системы в диаметрально противоположных действиях. Единственный неоспоримый факт заключается в том, что отсутствие изменений в сложившейся ситуации приведет либо к краху пенсионной системы в целом, либо к серьезному кризису государственных финансов.

 



Список литературы:

  1. Коэффициент демографической нагрузки. URL: http://www.gks.ru
  2. Показатели бюджета Пенсионного фонда России URL: http://info.minfin.ru/pf.php
  3. Программа государственного софинансирования пенсии. URL: http://www.pfrf.ru
  4. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: