» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Каримов Марат Харисович, Голикова Ирина Сергеевна, студенты магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Компетенции менеджера проекта в управлении проектами

Статья просмотрена: 454 раз

УДК 330

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПРОЕКТА В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ

Каримов Марат Харисович,
Голикова Ирина Сергеевна

студенты магистратуры, факультет бизнеса и менеджмента,
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г.Москва

 

Аннотация. Роль менеджера проекта в реализации проекта, безусловно, велика. Результат проекта, в частности его успех, зависит от знаний, навыков и компетенций менеджера проекта. Рассматриваются вопросы, связанные с компетенциями менеджера, которые необходимо развивать для успешной деятельности для руководства командой проекта. Нацеленность на результат, умение планировать, руководить командой, коммуницировать и удовлетворять требования стейкхолдеров, быть гибким – вот главные характеристики успешного менеджера проекта.

Ключевые слова. Менеджер проекта, компетенции менеджера, управление проектами, стейкхолдеры, успешный менеджер проекта.

 

В настоящее время управление проектами является динамически развивающейся областью знаний – расширяются сферы применения инструментов и методов в управлении проектами, а также возрастают требования к менеджеру проекта. Подбор «правильного» менеджера проекта – важная задача для организаций, ведь результат проекта главным образом зависит именно от менеджера проекта, а в частности от его знаний, навыков и компетенций [1].

Для начала определим, кого в практике управления проектами называют менеджером или, другими словами, руководителем проекта. Так, согласно своду знаний по управлению проектами, «руководитель проекта – лицо, назначенное исполняющей организацией руководить командой и отвечающее за достижение целей проекта» [4].

Рассмотрим определение. Уже отсюда мы можем выявить некоторые неизменные требования, предъявляемые к менеджеру проекта, которые были и остаются важными и актуальными по настоящее время. Во-первых, это умение руководить, которое подразумевает множество других необходимых для этого знаний, навыков и компетенций, о которых в дальнейшем мы расскажем подробнее. Во-вторых, что следует из определения, это ответственность за достижение целей, поставленных на первоначальных этапах осуществления проекта. В связи с одной из наиболее часто встречающихся проблем в проектах, задержкой некоторых этапов их выполнения, нарушаются общие сроки его завершения, вследствие чего менеджеры «вынуждены» жертвовать некоторыми другими аспектами, например, качеством производимого продукта. Следовательно, происходит отказ от первоначально поставленных целей в сторону своевременного завершения проекта. Однако, как мы выяснили ранее, достижение целей проекта – важнейшее требование, предъявляемое к менеджеру проекта и характеризующее его как компетентного в своей области руководителя.

Вернемся к первому требованию – умение руководить, а именно «руководить командой». Однако первоначально такую команду нужно набрать. Таким образом, одним из умений, которым должен владеть менеджер, является грамотный подбор команды проекта. Перед непосредственным стартом проекта необходимо провести общее собрание, где членам команды следует познакомиться, узнать друг о друге. Поведение членов команды проекта во время такого собрания будет примерно соответствовать их поведению в ходе осуществления проекта. На последующих этапах от менеджера требуется ставить четкие, выполнимые цели, делегировать полномочия и разделять ответственность. Тем не менее, менеджер проекта не перекладывает ответственность за те или иные предпринимаемые действия, а лишь разделяет ее, при этом оставаясь ответственным за происходящее в ходе реализации проекта. Таким образом, выделяется еще одно требование со стороны работодателя – ответственность. Так, каждый член команды должен знать цель, ради которой задуман данный проект и свою зону ответственности в ходе его осуществления. Более того, руководителю проекта необходимо создать ощущение всеобщей приверженности целям проекта [6, с. 27].

Если говорить в общем и целом, то другими основными компетенциями менеджера проекта выступают планирование и ориентированность на результат. Так как одной из особенностей проекта является ограниченность во времени, то, несомненно, важно детально спланировать каждый отдельный этап проекта для наиболее эффективного его исполнения. Более того, так как весь смысл проекта укладывается в получение определенного продукта или результата, то ориентированность на результат – необходимая компетенция менеджера. В то же время известно, что проект обладает свойством уникальности, вследствие чего менеджер проекта имеет дело с принятием решений в условиях неопределенности. Отсюда вытекает необходимость присутствия у руководителя высокой терпимости к неопределенности [5, с. 120]. В свою очередь, данный факт подразумевает некоторые возможные отклонения проекта от намеченного плана, в связи с чем от менеджера требуется наличие гибкости и быстрая реакция на происходящие изменения [3].

Безусловно, если говорить о России, важным требованием выступает знание английского языка. Данный факт обуславливается участием в проектах иностранных стейкхолдеров, поддержание связи с которыми является обязательным требованием к менеджеру проекта. Также отсюда вытекает такое требование, как компетентное ведение переговоров с непосредственно заказчиками, подрядными и проектными организациями, другими заинтересованными лицами, умение четко и ясно изъясняться с командой проекта и другими стейкхолдерами. Здесь же отметим стрессоустойчивость, объясняемую иногда вынужденной работой с клиентом, который без глубокого знания дела видит картину осуществления проекта несколько иначе. Таким образом, могут возникнуть некоторые разногласия, которые менеджер должен решить под давлением требований со стороны заказчика.

Таким образом, мы плавно перешли к одному из важнейших навыков – навыков коммуникации. Мы уже сказали о том, что менеджер должен уметь находить общий язык, вести переговоры. Здесь также стоит отметить несклонность к конфликтам [3]. Так как основная часть работы менеджера проекта – работа с людьми, данный фактор является определяющим в успешной деятельности менеджера проекта и достижению всех целей, стоящих перед командой проекта в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Во много это влияет на интеграцию членов команды и их эффективное взаимодействие. Исследование, проведенное институтом управления проектами PMI, выявило, что 80% успеха проекта зависит именно от эффективных методов коммуникации внутри проекта [2]. Во-первых, руководитель должен уметь выслушивать жалобы и предложения своих подчиненных, для того чтобы уладить все возможные неурядицы и конфликты, стабилизировать атмосферу в коллективе, а также, возможно, исправить некоторые недочеты в работе над проектом.

Важно отметить, что существенным фактором работы команды проекта является мотивация со стороны высшего руководства [6]. При этом считается, что наиболее эффективными методами мотивации являются всяческие материальные и нематериальные поощрения. Однако в некоторых случаях не стоит пренебрегать наказаниями, в лучшем случае не в их прямой форме.

В России в отличие от некоторых развитых зарубежных стран не требуется знаний непосредственно области управления проектами. Достаточно того, чтобы менеджер был компетентен непосредственно в той сфере, в которой осуществляется проект. Также стоит отметить, что в России в отличие от США, не требуется наличие сертификата в области управления проектами, что также подтверждало бы знание необходимых основ управления проектами [1].

В заключение хотелось бы отметить некоторые будущие тенденции требований, предъявляемых к менеджеру проектов. Следует предположить, что в будущем в связи с увеличением популярности управленческого образования, в частности управления проектами, от соискателя на должность менеджера проекта будет требоваться уже в большей степени не образование по специальности в сфере, которой осуществляется проект, а именно образование менеджера как таковое. К тому же, вследствие развития информационных технологий и удобства их использования появляются все новые требования умения работы в тех или иных компьютерных программах, в том числе MS Project. Безусловно, есть и неизменные требования, которые необходимы любому руководителю, такие как навыки коммуникации, несклонность к конфликтам, навыки ведения переговоров, ориентированность на результат и другое. В дальнейшем данная тематика может быть рассмотрена в призме вопросов проектноориентированной организации, а также учтены особенности проектной деятельности в Российский Федерации.

 



Список литературы:

  1. Ahsan K., Ho M., Khan S. Recruiting project managers: A comparative analysis of competencies and recruitment signals from job advertisements //Project Management Journal. – 2013. – Т. 44. – №. 5. – С. 36-54.
  2. DuBois M. et al. Leadership Styles of Effective Project Managers: Techniques and Traits to Lead High Performance Teams //Journal of Economic Development, Management, IT, Finance & Marketing. – 2015. – Т. 7. – №. 1. – С. 30-46.
  3. Liikamaa K. Developing a Project Manager's Competencies: A Collective View of the Most Important Competencies //Procedia Manufacturing. – 2015. – Т. 3. – С. 681-687.
  4. Project Management Institute. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®), 5-е изд. //Project Management Institute Inc., 2013.–586 c.
  5. Альфонсо Б. и др. Как развить персональные навыки для успешного управления проектами //Управление проектами и программами. – 2013. – Т. 4. – С. 312-324.
  6. Гарет Б., Гари Х., Джефф Х. Менеджер проектов и программ: самые важные качества для достижения успеха //Управление проектами и программами. – 2011. – Т. 1. – С. 80-83.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: