» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Безукладникова Диана Олеговна, Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Противодействие торговле людьми: проблемы правового регулирования

Статья просмотрена: 543 раз

УДК 343

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Безукладникова Диана Олеговна

студент

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Россия, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема торговли людьми. Автор акцентирует внимание на актуальность данного вопроса и пытается оценить масштабы данной проблемы. В статье раскрыто понятие торговли людьми. Указано наказание за совершение данного преступления. А также показаны недостатки в действующем законодательстве на пути решения проблемы и методы борьбы с торговлей людьми.

Ключевые слова: уголовное законодательство, унификация и гармонизация, преступность, предупреждение, торговля людьми, эксплуатация.

 

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Достоинство личности также охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Указанное право в силу его особой значимости охраняется и уголовным законом посредством установления под угрозой наказания запретов на совершение преступных посягательств на личную свободу человека. Таким деяниям посвящена самостоятельная глава 17 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая объединяет статьи, предусматривающие ответственность за преступления против личной свободы человека (ст. 126-128) и статью – за преступления против чести и достоинства личности (ст. 128.1).

Торговля людьми является одним из наиболее опасных посягательств на личную свободу человека [1]. Торговля людьми – это глобальная проблема, которая затрагивает жизнь миллионов людей практически в любой стране мира и которая лишает их человеческого достоинства. Являясь одним из самых позорных преступлений в мире, торговля людьми вводит в заблуждение и превращает в жертв женщин, мужчин и детей из всех уголков мира и ежедневно заставляет их быть объектом эксплуатации.

Согласно Протоколу «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», называемом в международной практике Палермским протоколом, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов[13].

Россия ратифицировала Палермский Протокол 24 марта 2004г., взяв на себя тем самым ряд обязательств по борьбе с торговлей людьми именно в таком определении, которое дано в Протоколе. В части уголовного права международные нормы не имеют прямого действия, поэтому определение торговли людьми, содержащееся в УК РФ, которое действует на национальном уровне, должно в целом соответствовать норме Протокола.

Россией ратифицированы также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.); Конвенция о правах ребенка (1989); Конвенция относительно рабства (1926г. с изменениями 1953г.); Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (1956г.); Конвенция МОТ № 29 относительно принудительного или обязательного труда (1930г.); Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда (1957г.); Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999г.).

Общее число жертв международной торговли людьми оценивается от 600 до 800 тысяч человек в год, а оценка, включающая торговлю людьми внутри стран, составляет от 2 до 4 миллионов человек. Международные документы обращают внимание на то, что 80% пострадавших от транснациональной торговли людьми составляют женщины и дети, из которых 70% продаются в другую страну в целях сексуальной эксплуатации. Однако методология исчисления этих цифр чаще всего остается "за кадром", поэтому их точность и достоверность оценить трудно[3].

Согласно опубликованному ежегодному докладу Госдепартамента США по борьбе с торговлей людьми, Россия находится в худшей группе. При этом по оценкам Госдепартамента, торговля людьми с целью трудовой эксплуатации является основной проблемой для России.

Включение в уголовный кодекс РФ статьи 127.1 «Торговля людьми» позволило привлекать к уголовной ответственности виновных за ряд деяний, которым нельзя было дать надлежащую правовую оценку по ранее действовавшему уголовному закону. Торговля людьми включает куплю-продажу либо вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение лица, совершенных в целях эксплуатации, под которой подразумевается использование потерпевшего для занятия проституцией или иных форм сексуальной эксплуатации, рабского труда, либо иное подневольное состояние.

Однако законодатель не учел, что в отношении человека помимо купли-продажи могут быть совершены и иные сделки, такие как: дарение, обмен, использование жертвы в качестве залога, обеспечивающего возврат долга, предоставление человека во временное пользование. Данный факт следует признать пробелом в действующем законодательстве, и поэтому в диспозицию ч.1 ст. 127.1 необходимо наряду с куплей-продажей включить и совершение иных сделок в отношении человека в качестве уголовно наказуемого деяния.

Распространение торговли людьми, прежде всего, связано с ограниченностью доступа населения к эффективной занятости, образованию, социальной защите и другим ресурсам, а также в связи с распространением бедности, сегрегацией на рынке труда.

Одним из вариантов торговли людьми является эксплуатация женщин и детей (в основном) с целью вовлечения в проституцию. Среди основных причин, толкающих женщин в ситуации торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерную дискриминацию — факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.

В современной России секс-индустрия получила широкое распространение. По официальным данным МВД РФ в России секс-работой занято 150 тыс. женщин. Однако по экспертным оценкам только в Москве работают от 80 до 130 тыс. секс-работниц и в Санкт-Петербурге — 20-30 тыс.

Приблизительно 30 тысяч жертв секс-торговли ежегодно умирают от жестокого обращения, болезней, пыток и пренебрежительного отношения.

В мировом масштабе каждая пятая жертва торговли людьми - это дети, хотя этот показатель может быть выше в таких более бедных регионах, как Африка и бассейн реки Меконг, где дети составляют большинство жертв такой торговли. Невинность детей эксплуатируется в целях принудительного попрошайничества. На долю женщин приходятся две трети жертв мировой торговли людьми [14].

Наказание, предусмотренное за торговлю людьми, оговорено статьей 127.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. По ч.2 ст.127.1 за то же деяние, совершенное: в отношении двух или более лиц; в отношении заведомо несовершеннолетнего; лицом с использованием своего служебного положения; с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей; с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего; с применением насилия или с угрозой его применения; в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей, наказание заключается в лишении свободы на срок от трех до десяти лет. По ч.3 ст.127.1 деяния, которые предусмотрены частями первой или второй данной статьи: повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия; совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей; совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Торговля людьми  является достаточно распространенным явлением в мире. Торговля людьми затрагивает почти все страны мира либо в качестве исходного пункта, либо пункта транзита, либо пункта конечного назначения, при этом жертвы из по меньшей мере 127 стран сообщают о том, что их эксплуатировали в 137 государствах. Для успешной борьбы с которой государства заключают соглашения, предусматривающие единые подходы к решению данной проблемы  как в законотворческом процессе, так и в правоприменительной практике.

Россия до сих пор не разработала национальную стратегию и не распределила среди правительственных учреждений роли и обязанности по борьбе с торговлей людьми в пределах своих границ. Россия не предлагает никакого финансирования для реабилитации жертв торговли людьми. Ради жертв из числа российских граждан необходимо уделять большое внимание этому вопросу в пределах своих собственных границ.

На сегодняшний день существует лишь проект закона «О противодействии торговле людьми в РФ», в основе которого лежит концепция преследования, предупреждения и помощи жертвам, и задача которого заключается в создании системы противодействия феномену, обеспечении прав жертв и привлечение к соответствующей ответственности виновных в торговле людьми. Данный законопроект закладывает определённую правовую основу для формирования эффективной стратегии борьбы с торговлей людьми.

Важным элементом противодействия торговле людьми являются правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют уголовное преследование виновных. Тесное взаимодействие между представителями разных государств, а также между представителями разных ведомств в границах одной страны является непременным условием успешной правоприменительной деятельности. Также немаловажен такой аспект, как правильное отношение сотрудников правоохранительных органов к потерпевшим от торговли, что будет являться залогом успешного уголовного преследования виновных.

В Протоколе «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё», дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.  указываются меры по защите жертв торговли людьми, предупреждению преступлений, осуществлению сотрудничества между государствами в области борьбы с торговлей людьми [2]. Кроме того, регулируется механизм международного сотрудничества государств в области выдачи преступников (экстрадиции), оказания правовой помощи. Вместе с тем в Палермском протоколе не дается определения жертвы торговли людьми, не определен круг таких лиц, ничего не сказано о процедуре установления жертв. Эти и другие вопросы нашли отражение в принятой Советом Европы 3 мая 2005 г. Конвенции о противодействии торговле людьми, ставшей первым международным документом, рассматривающим в качестве преступления действия клиента, пользующегося сексуальными услугами жертвы торговли людьми. Конвенция предусматривает комплекс мер по защите и обеспечению прав потерпевших от торговли людьми. В частности, она требует от государств принять специальные процедуры по идентификации жертв торговли людьми; устанавливает перечень мер по оказанию помощи жертвам, включающий безопасное жилье, психологическую, материальную, медицинскую помощь, помощь в защите прав и интересов в уголовном производстве; обязывает государства предоставлять жертвам торговли людьми возможность трудоустройства и получения на их территории образования, необходимой медицинской и другой помощи, если у указанных лиц нет средств и они проживают на территории данного государства на законных основаниях (п . 3, 4 ст. 12). Конвенция обязывает государства-участников не устанавливать ответственность жертв торговли людьми за совершение противозаконных действий в случаях, когда они принуждались к совершению таких действий (ст. 26). Эти и другие положения Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми делают ее действенным инструментом в противодействии торговле людьми и обеспечении защиты прав тех, кто стал жертвой современной работорговли.

Эти и другие положения Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми делают её действенным инструментом в противодействии торговле людьми и обеспечении защиты прав тех, кто стал жертвой современной работорговли.

Участие Российской Федерации в ней – еще один шаг к эффективному национальному и международно-правовому регулированию борьбы с торговлей людьми. 

В современной России проблемы несоблюдение прав человека, в особенности, такие как рабство, торговля людьми  не теряют свою актуальность и даже приобретают всё более масштабный характер. Поэтому борьба с данными негативными явлениями должна занимать одно из ведущих мест в государственной политике. Введение в действующий уголовный закон норм, предусматривающих ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда, является значительным шагом вперед российского законодателя в деле усиления уголовно-правовой борьбы с посягательствами на физическую свободу человека. Однако данные нормы нуждаются в совершенствовании. Прежде всего, в законодательной формулировке состава торговли людьми (ст.127.1 УК РФ), которая включает куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение, совершенное в целях его эксплуатации. Только совместными действиями государства, признающего приоритет личности, и неправительственных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью государства с целью повышения эффективности его работы в защите прав человека и активизации личностного фактора, можно решить данные проблемы.

Пути противодействия торговле людьми должны быть в первую очередь связаны с экономикой, политикой и законодательством. В плане противодействия необходимо устранять условия, которые стимулируют рост преступлений, связанных с торговлей людьми, особенно с целью сексуальной эксплуатации: предупреждать население о реальной угрозе такого рода преступлений, улучшать образовательные и экономические возможности уязвимых групп, поощрять равный доступ к образованию, просвещать людей об их законных правах. Особое внимание следует обратить на жертв торговли людьми, на их реабилитацию, поддержку со стороны общества и государства [4].

Российское законодательство до настоящего времени не учитывает последние международно-правовые документы о противодействии торговле людьми, принятые в рамках ООН (Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, который был одобрен Генеральной Ассамблеей 30 июля 2010 г., Типовой закон о борьбе с торговлей людьми, принятые в 2010 г.) и в рамках СНГ (Модельный закон о противодействии торговле людьми и Модельный закон об оказании помощи жертвам торговли людьми, Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми) [7]. В этой связи дополнительно обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О противодействии торговле людьми» и Государственной программы борьбы с такого рода преступлениями в современный период, учитывая положительный опыт Республики Беларусь. Основной целью подобной программы должно стать обеспечение плановой и скоординированной деятельности государственных органов (организаций) при осуществлении информационно-профилактических, организационно-технических мероприятий и мероприятий в сфере международного сотрудничества, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение торговли людьми, а также на устранение причин, порождающих её эти общественно опасные явления.

                                               



Список литературы:

  1. Горбань Е.Г. Противодействие торговле людьми: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 - Москва, 2012. - 28 с.
  2. Ережипалиев Д.И. Актуальные проблемы борьбы с торговлей детьми. Состояние и пути совершенствования противодействия торговле людьми в России//Материалы науч.-практ. семинара «Состояние и пути совершенствования противодействия торговле людьми в России» (Москва, 17 октября 2014 г.). М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015.
  3. Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. 29с.
  4. Ережипалиев Д.И. Особенности предупреждения преступности несовершеннолетних//Российская юстиция. 2015. № 2. С. 36-39.
  5. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 1 (39). С. 119 -126.
  6. Ережипалиев Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних//Адвокат. 2015. № 6. С. 37 -45.
  7. Ережипалиев Д. И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 57.
  8. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества//Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 1. C. 98–108.
  9. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской федерации. № 1 (39). 2014. С. 119-126.
  10. Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: пособие//Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. -Москва, 2011. С. 116.
  11. Щерба, С.П. Прокурор в досудебном производстве по уголовным делам: монография/С.П. Щерба, Д.И. Ережипалиев. -М.: Юрлитинформ, 2015. -168 с.
  12. Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением законов о профилактике экстремизма в молодежной среде//Законность. 2016. № 6.
  13. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И. Уголовное право Российской Федерации Особенная часть: учеб.; под ред.. – М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004. – 742 с.
  14. Ретнёва, Н.И. Уголовная ответственность за торговлю людьми : [монография] / под общ. ред. Э.А. Саркисовой ; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – 151 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: