» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Чусова Юлия Михайловна, Студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Участие медицинской сестры в подготовке пациентов с заболеванием сахарный диабет

Статья просмотрена: 141 раз

УДК 614.2

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

Борисова  Сильвия Димитрова, доцент

Генова Катя Егурузе, главный ассистент

Юлия Михайловна Чусова, студент

Медицинский университет "Профессор  д-р Параскев Стоянов", г. Варна, Болгария

 

Аннотация. Сахарный диабет является метаболическим расстройством, характеризующимся гипергликемией, вызванной расстройством секреции и/или действия инсулина. Это заболевание является хроническим и требует непрерывной медицинской помощи и активного участия хорошо подготовленного пациента для предотвращения острых осложнений и снижения риска долгосрочных осложнений. Социологическое исследование проведено путем прямого индивидуального опроса, в соответствии с правилами анонимности. Роль медицинской сестры- в предоставлении информации пациенту, функция, определенная Всемирной организацией здравоохранения - обучение пациентов - оценка знаний и привычек людей в отношении сохранения и восстановления здоровья, подготовки и предоставления необходимой информации на нужном уровне.

Ключевые слова: улучшение, сестринское дело, забота о здоровье,  Сахарный диабет, обучение.

 

Сахарный диабет является метаболическим заболеванием, характеризующимся гипергликемией, возникающей в результате нарушения секреции инсулина, действия инсулина или их обоих (Alberti K. G. M. M., 1998). Это заболевание хроническое и требует непрерывного медицинского ухода и мотивированного участия хорошо обученного пациента, чтобы не допустить   острых осложнений и снизить риск долгосрочных осложнений [5].

По данным Болгарского содружества эндокринологов в мире насчитывается около 366 миллионов  людей с диабетом, и  ожидается, что в 2030 году их число достигнет 522 миллиона. Около 90% пациентов страдают сахарным диабетом 2-го типа, и их количество резко растет в мире. Основной проблемой у пациентов с диабетом является развитие поздних осложнений болезни, которые могут привести к серьезным последствиям - слепота, хроническая почечная недостаточность и гемодиализ, ампутации конечностей, сосудистые осложнения – Ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, черепно-сосудистые заболевания, инсульт. Эти осложнения приводят к тяжелым последствиям как для пациента, так и для его семьи, а также для всего общества [5].

Материалы и  методы:

Чтобы оценить эффективность обучения медицинских сестер в команде специалистов, с точки зрения предоставления медицинской информации об осложнениях болезни, было проведено исследование среди медицинских работников и пациентов.

Опрос среди медицинских сестер проводился в период с 24.08.2016 г. до 20 октября 2017 г. в Университетской больнице «Святая Марина» г. Варна,  и Многопрофильной больнице  г. Шумен (67). Исследование среди пациентов с диабетом типа 1 и 2 проводилось в течение одного года (17.09.2016г. - 20.10.2017г.) в клинике эндокринологии в Университетской больнице «Святая Марина» г. Варна и в терапевтическом отделении Многопрофильной больницы города Шумен (147).

Результаты:

Особое значение по уходу за пациентами с сахарным диабетом имеет многофункциональная  команда, поддерживающая лечение и обучение, как пациентов, так и их семьям. Информация о здоровье, предоставляемая пациенту, является необходимым условием успешного самолечения человека с этой болезнью. Активное участие пациентов в интерактивном обучении, проводимом медицинской сестрой в команде специалистов, дает наилучшие возможности для пациента понять характер его болезни и роль, которую он выполняет для надлежащего лечения и ухода.

Социологическое исследование проводилось путем прямого индивидуального опроса в соответствии с правилами анонимности. Главная цель опроса- анализ роли и расположения медицинских сестер в поддержке и проведении обучения пациентов с сахарным диабетом. Индивидуальное анонимное анкетирование проводилось среди медицинских специалистов, оказывающих медицинскую помощь пациентам с сахарным диабетом, работающих в клинике эндокринологии Университетской больницы «Святая Марина» г. Варна и в терапевтическом отделении Многопрофильной больницы города Шумен (Фигура 1).

Фигура 1. Распределение обследованных лиц

 

В опросе участвовали, проходящие лечение в одном и том же секторе лечебных учреждений.  Из 214 респондентов 43 медсестры (20%), 24 - врачи (11%) и 147 пациентов с сахарным диабетом (69%).

Изученная  литература и исследования в области обучения пациентов с диабетом показывает, что пациенты более эффективны после предоставленой им индивидуальной психо-социальной поддержки и консультации о самопомощи. С увеличением числа людей с диабетом, возрастает потребность в психо-социальной поддержке и потребность в обучении самоуправлению риска заболевания и правильного поведения с заболеванием. Проведение обучения пациентов только при обнаружении заболевания - недостаточно, необходимо продолжать обучаться в течении всей жизни человека. Информация должна предоставляться в процессе обучения многопрофильной командой специалистов в областях, связанных с правильным образом жизни, двигательной активностью и лечением.

Возраст опрошенных пациентов - от 30 до 50 лет. (Фигура 2).

19% - 31-40 лет

37% - 41-50 лет

44% - свыше 50 лет

Фигура 2. Распределение опрошенных пациентов по возрасту

Анализируя результаты опроса среди пациентов, мы можем сделать вывод, что рисковая группа- люди, возрастом от  50 лет. На наш взгляд, логично отметить тот факт, что эта возрастная группа имеет более частые хронические заболевания и предрасполагающие факторы для сахарного диабета. Опрошенные пациенты осознают необходимость обучения, связанного с их болезнью (Фигура 3).

Фигура 3. Необходимость  обучения

87% - согласны с обучением, 8 %- не согласны, 5% - затрудняются ответить

Большая часть опрошенных пациентов были готовы учиться (87%). Пациенты согласны о необходимости предоставления дополнительной информации, о конкретных действиях и поведении для улучшения их качества жизни. Несмотря на богатую информацию, которая предоставляется пациентам во время их обучения, им нужна дополнительная информация, которая, по нашему мнению, может быть предоставлена ​​в палате или центре для пациентов с диабетом. Роль медицинской сестры- в предоставлении информации пациенту, функция, определенная Всемирной организацией здравоохранения - обучение пациентов - оценка знаний и привычек людей в отношении сохранения и восстановления здоровья, подготовки и предоставления необходимой информации на нужном уровне. Знание правил питания, физической активности и лечения заболеванияак же  надлежащей техники инъекций и навыков для самостоятельного введения медикаментов-  являются важными условиями для предотвращения осложнений с таким заболеванием, как сахарный диабет.

Большая часть опрошенных медицинских сестер указали на трудности, с которыми сталкиваются пациенты при адаптации к диагнозу «Диабет» (Фигура 4).

Фигура 4. Трудности при обучении пациентов

Опрошенные четко понимают о необходимость оказания помощи в преодолении трудностей во время осознания заболевания и его лечения (87%). О необходимости помощи пациентам и их родственникам для преодоления трудностей во время обучения, сказали все медицинские сестры. Для активного участия пациента в учебном процессе требуется специальная подготовка для развития навыков обучения среди медицинских работников. Возможность создать наилучшую среду для участия пациента в процессе обучения позволит ему изучить навыки самоконтроля заболевания. Поощрение пациентов при сотрудничестве и поддержке, создает условия для включения их в процесс обучения в качестве активного участника, готового принять независимые решения.

Большинство опрошенных понимают всё, что советует лечащий врач и обучающая их медицинская сестра (87%). Все они единодушно выражают желание посетить специализированный кабинет вне больницы, где они получат ответы на различные вопросы, связанные с лечением, осложнениями, профилактикой, а также получат конкретную медицинскую и социальную помощь. Активное участие пациентов в лечении гарантирует лучшие психологические результаты, когда  пациент заинтересован лечением его собственной проблемой со здоровьем.

Заключение: Предоставление информации для обучения пациентов с сахарным  диабетом  необходимо делать хорошо подготовленной и компетентной командой. Необходимость уважать человеческие потребности с точки зрения физического ухода, моральной поддержки и образования в области здравоохранения делает Медицину – неотложной  профессией в человеческом обществе. Высокая профессиональная компетентность, является необходимым условием для достижения качества медицинских услуг.



Список литературы:

  1. Белоев, Й. Грижи за болния и сестринска техника. С., Медицина и физкултура, 1992.
  2. Гавраилова, Д., Вътрешни болести със сестрински грижи, СТЕНО, Варна, 2012.
  3. Даскалова, И., Тотомирова, Ц., Обучение на пациентите със захарен диабет – необходимост и реалност, Мединфо, 4,2016.
  4. Стамболова, Ив. Сестрински грижи при соматични заболявания.С., Манта Принт, 2012.
  5. Препоръки за добра клинична практика при захарен диабет, Българско дружество по ендокринология, София, 2013г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: