» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Чусова Юлия Михайловна, Студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Участие медицинской сестры в подготовке пациентов с заболеванием сахарный диабет
УДК 614.2
УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В
ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
Борисова Сильвия Димитрова, доцент
Генова Катя Егурузе, главный ассистент
Юлия Михайловна Чусова, студент
Медицинский
университет "Профессор д-р Параскев Стоянов", г. Варна,
Болгария
Аннотация. Сахарный диабет является метаболическим
расстройством, характеризующимся гипергликемией, вызванной расстройством
секреции и/или действия инсулина. Это заболевание является хроническим и
требует непрерывной медицинской помощи и активного участия хорошо
подготовленного пациента для предотвращения острых осложнений и снижения риска
долгосрочных осложнений. Социологическое исследование проведено путем прямого
индивидуального опроса, в соответствии с правилами анонимности. Роль медицинской сестры- в предоставлении информации пациенту, функция, определенная Всемирной организацией здравоохранения - обучение пациентов - оценка знаний и привычек
людей в отношении сохранения и восстановления здоровья, подготовки и
предоставления необходимой информации на нужном уровне.
Ключевые слова: улучшение, сестринское дело, забота о
здоровье, Сахарный диабет, обучение.
Сахарный
диабет является метаболическим заболеванием,
характеризующимся гипергликемией, возникающей в результате нарушения секреции инсулина, действия
инсулина или их обоих (Alberti
K. G. M. M., 1998). Это заболевание хроническое и требует непрерывного
медицинского ухода и мотивированного участия
хорошо обученного пациента, чтобы не
допустить острых
осложнений и снизить риск долгосрочных осложнений [5].
По
данным Болгарского содружества эндокринологов в мире насчитывается около 366
миллионов людей с диабетом, и ожидается, что в
2030 году их число достигнет 522 миллиона.
Около 90% пациентов
страдают сахарным диабетом 2-го
типа, и их количество резко растет в мире. Основной
проблемой у пациентов с диабетом является развитие поздних осложнений болезни,
которые могут привести к серьезным последствиям - слепота, хроническая почечная
недостаточность и гемодиализ, ампутации конечностей, сосудистые осложнения – Ишемическая
болезнь сердца, инфаркт миокарда, черепно-сосудистые заболевания, инсульт. Эти осложнения приводят к тяжелым
последствиям как для пациента, так и для его семьи, а также для всего общества [5].
Материалы и методы:
Чтобы
оценить эффективность обучения медицинских сестер
в команде специалистов, с точки зрения предоставления медицинской информации об
осложнениях болезни, было
проведено исследование среди медицинских работников и пациентов.
Опрос
среди медицинских сестер проводился в период с
24.08.2016 г. до
20 октября 2017 г. в Университетской больнице
«Святая
Марина» г.
Варна, и Многопрофильной
больнице
г. Шумен
(67). Исследование среди пациентов с диабетом типа 1 и 2 проводилось в течение
одного года (17.09.2016г. -
20.10.2017г.) в
клинике эндокринологии в Университетской
больнице «Святая Марина» г. Варна и в
терапевтическом отделении
Многопрофильной больницы города Шумен (147).
Результаты:
Особое
значение по уходу за пациентами с сахарным диабетом имеет
многофункциональная команда, поддерживающая лечение и обучение, как
пациентов,
так и их семьям. Информация о здоровье,
предоставляемая пациенту, является необходимым условием успешного самолечения
человека с этой болезнью. Активное участие пациентов в интерактивном обучении,
проводимом медицинской сестрой
в команде специалистов, дает наилучшие возможности для пациента понять характер
его болезни и роль, которую он выполняет
для надлежащего лечения и ухода.
Социологическое
исследование проводилось путем прямого индивидуального опроса в соответствии с
правилами анонимности. Главная цель опроса- анализ роли и расположения медицинских сестер в поддержке и проведении
обучения пациентов с сахарным диабетом. Индивидуальное
анонимное анкетирование
проводилось среди медицинских специалистов, оказывающих медицинскую помощь
пациентам с сахарным диабетом, работающих в клинике эндокринологии Университетской больницы «Святая Марина» г. Варна и в
терапевтическом отделении
Многопрофильной больницы города Шумен (Фигура 1).
Фигура 1. Распределение
обследованных лиц
В опросе участвовали, проходящие лечение в одном и том же секторе лечебных учреждений. Из 214
респондентов 43 медсестры (20%), 24 - врачи (11%) и 147 пациентов с сахарным
диабетом (69%).
Изученная литература
и исследования в области обучения
пациентов
с диабетом показывает, что пациенты более эффективны после предоставленой им индивидуальной психо-социальной поддержки и консультации о
самопомощи. С
увеличением числа людей с диабетом,
возрастает потребность в психо-социальной
поддержке и потребность в обучении самоуправлению риска заболевания и
правильного поведения с заболеванием. Проведение обучения пациентов только при
обнаружении заболевания - недостаточно,
необходимо продолжать обучаться в течении всей жизни
человека. Информация должна предоставляться
в процессе обучения многопрофильной командой специалистов в областях, связанных
с правильным образом жизни, двигательной активностью и лечением.
Возраст
опрошенных пациентов - от 30
до 50 лет. (Фигура 2).
19% - 31-40 лет
37% - 41-50 лет
44% - свыше 50 лет
Фигура 2. Распределение опрошенных пациентов по возрасту
Анализируя
результаты опроса среди пациентов, мы можем сделать
вывод, что рисковая группа- люди,
возрастом от 50 лет. На наш взгляд, логично
отметить тот факт, что эта возрастная группа имеет более частые хронические
заболевания и предрасполагающие факторы для сахарного диабета. Опрошенные пациенты осознают
необходимость обучения, связанного с их болезнью (Фигура 3).
Фигура 3. Необходимость обучения
87% - согласны с обучением, 8 %-
не согласны, 5% - затрудняются ответить
Большая часть
опрошенных пациентов были готовы учиться (87%). Пациенты
согласны о необходимости предоставления дополнительной
информации, о конкретных действиях и поведении для улучшения их
качества жизни. Несмотря на богатую информацию, которая предоставляется
пациентам во время их обучения, им нужна дополнительная информация, которая, по
нашему мнению, может быть предоставлена в палате или центре для пациентов с диабетом. Роль медицинской
сестры- в предоставлении информации пациенту, функция,
определенная
Всемирной организацией здравоохранения - обучение
пациентов - оценка знаний и привычек людей в отношении сохранения и
восстановления здоровья, подготовки и предоставления необходимой информации на
нужном уровне. Знание правил
питания, физической активности и лечения заболевания,так же надлежащей техники инъекций и навыков для
самостоятельного введения медикаментов- являются важными условиями для предотвращения
осложнений с таким заболеванием, как сахарный диабет.
Большая часть опрошенных медицинских сестер указали на трудности, с которыми
сталкиваются пациенты при адаптации к диагнозу «Диабет» (Фигура 4).
Фигура 4. Трудности
при обучении пациентов
Опрошенные четко понимают о необходимость оказания помощи в преодолении трудностей во время осознания заболевания и его лечения (87%). О необходимости помощи пациентам и их родственникам для
преодоления трудностей во время обучения, сказали все медицинские сестры. Для активного участия
пациента в учебном процессе требуется специальная подготовка для развития
навыков обучения среди медицинских работников. Возможность создать наилучшую
среду для участия пациента в процессе обучения позволит ему изучить навыки самоконтроля заболевания. Поощрение пациентов при сотрудничестве и поддержке,
создает условия для включения их в процесс обучения в качестве активного
участника, готового принять независимые решения.
Большинство
опрошенных понимают всё, что советует лечащий врач и обучающая их медицинская сестра
(87%). Все они единодушно выражают желание посетить специализированный кабинет вне больницы, где они получат
ответы на различные вопросы, связанные с
лечением, осложнениями, профилактикой, а также получат конкретную медицинскую и
социальную помощь. Активное участие пациентов в лечении гарантирует лучшие психологические
результаты, когда пациент
заинтересован лечением его собственной проблемой со здоровьем.
Заключение: Предоставление информации для
обучения пациентов с сахарным диабетом необходимо делать хорошо подготовленной и
компетентной командой. Необходимость уважать человеческие потребности с точки
зрения физического ухода, моральной поддержки и образования в области
здравоохранения делает Медицину
– неотложной профессией в человеческом обществе. Высокая
профессиональная компетентность,
является необходимым условием для достижения качества медицинских услуг.
Список литературы:
- Белоев, Й. Грижи за болния и сестринска техника. С., Медицина и физкултура, 1992.
- Гавраилова, Д., Вътрешни болести със сестрински грижи, СТЕНО, Варна, 2012.
- Даскалова, И., Тотомирова, Ц., Обучение на пациентите със захарен диабет – необходимост и реалност, Мединфо, 4,2016.
- Стамболова, Ив. Сестрински грижи при соматични заболявания.С., Манта Принт, 2012.
- Препоръки за добра клинична практика при захарен диабет, Българско дружество по ендокринология, София, 2013г.
Комментарии: